Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 188   189   190   191   192   193   194   195   196  197   198   199   200   201   202   203   204   205   206  » »»

балетм. А. Г. Бадрак), "Метель" на муз. Г. В. Свиридова  (1986,  балетм.
тот же). Среди спектаклей 80-90-х гг. наиболее интересны  пост.  балетм.
Ю. В. Папко и М. Г.  Скотт:  "Ромео  и  Джульетта"  (1989)  и  "Золушка"
(1990). В 80-90-е гг. в т-р пришли новые исполнители: В. Д.  Кирица,  Е.
Я. Козлова, С. В. Куракин, Е. В. Лебедева, Л. А. Сыч„в, С.  В.  Цветков.
Гл. балетм. (с 1993) В. Н. Бутримович. И. о. гл. дир.  Е.  Б.  Шейко.  С
1993 на базе т-ра работает хореогр. отд. Нижегородского театр. уч-ща.
   Лит.: Елисеев И., На муз. сцене, Горький, 1990: Чуяно в С.  П.,  Aima
mater нижегородского балета, Н. Новгород, 1992.
   С. Л. Чуянов.
   НИЖЙНСКАЯ  Бронислава  Фоминична   [27.12.1890(8.1.1891),   Минск   -
22.2.1972, Лос-Анджелес], артистка, балетмейстер, педагог. Дочь польских
танцовщиков Э. Береда и Ф. Нижинского. Сестра В. Ф. Нижинского. Окончила
Петерб. театр. уч-ще в 1908 и была принята в труппу  Мариин-ского  т-ра,
к-рую покинула в 1911 в знак протеста против увольнения брата. В 1909-13
выступала в спектаклях Русских сезонов. Партии в балетах М. М. Фокина:
   Бабочка  ("Карнавал"),  Уличная  танцовщица  ("Петрушка").   В   1914
участвовала  в  лондонской  антрепризе  брата.  В  1915-21  выступала  и
преподавала в Киеве (среди учеников - С. Лифарь). В 1921 эмигрировала. В
1921-24 танцовщица, балетмейстер (с 1921) и реж.  труппы  Русский  балет
Дягилева. Пост.: танец "Три Ивана" в лондонской пост. "Спящая принцесса"
("Спящая красавица", 1921), "Байка  про  Лису..."  (1922)  и  "Свадебка"
(1923,  обе  И.  Ф.  Стравинского),  "Лани"  ("Лоретки")   Ф.   Пуленка,
"Докучные" Ж. Орика, "Голубой экспресс" Д. Мийо (все  1924).  "Свадебка"
создала Н. репутацию одного из реформаторов хореографии 20  в.  Работала
балетмейстером в парижской  Опере,  в  т-ре  "Колон"  (Буэнос-Айрес);  в
труппе Иды Рубинштейн (пост.: "Поцелуй феи"  Стравинского,  "Болеро"  на
муз. М. Равеля - оба 1928; "Вальс" на муз. Равеля - 1929), в др. труппах
мира. В 1933-34 возглавляла собств. труппу. Пост.: "Этюды" на муз. И. С.
Баха, "Вариации" на муз. Л. ван Бетховена (оба 1932), "Гамлет"  на  муз.
Ф. Листа (1934; исполнила заглавную роль). В
   1937 рук. парижской труппы "Польский балет"; работала в Берлине у  М.
Рейнхардта (пост. танцы в опере "Сказки Гофмана" Ж. Оффенбаха и в фильме
"Сон в летнюю ночь"). В 1938 основала в Лос-Анджелесе балетную школу.  С
1952 рук. школой "Балле тиэтр"  (Нью-Йорк).  Среди  е„  учениц  Мария  и
Марджори Толчиф, А. Кент.
   До 1966 ставила новые, возобновляла  свои  прежние  балеты  в  разных
т-рах мира. Балеты Н. широко идут в 80-90-е гг.
   Соч.: Школа движения: теория хореографии, К., 1920; Early memoirs, N.
Y., 1981;
   Nijinska В., A dancer's legacy, S. F., 1986.
   Лит.: Красовская В., Рус. балетный т-рнач.ХХв.,[ч.] 1-2. 1971-72: Д ж
о н со н Р., Ритуал и абстракция в балете "Свадебка". "СБ", 1991, ј 5; Т
и х о н о в а Н., Девушка  в  синем,  М.,  1992:  Нижинекий-  Нижинская,
"Моск. наблюдатель", 1992, ј4; G fi go r i e  v  S.  L.,  The  Diaghilev
Ballet 1909-1929, L., 1953; Sokolova L., Dancing for Diaghilev,  N.  Y.,
1960; H a s k e 1 l A. L-, Ballet Russe. The Age of Diaghilev, L.. 1968;
   Buckle R-, Nijinsky. N. Y.. 1971.
   H. M. Краковский.
   НИЖЙНСКИЙ Вацлав Фомич
   [17.12.1889, по др. данным  -  28.2(12.3).  1890,  Киев  -  8.4.1950,
Лондон], артист, балетмейстер. Сын польских танцовщиков Э. Бе-реда и  Ф.
Нижинского. Брат Б. Ф. Нижинской.  В  1898  поступил  в  Петерб.  театр.
уч-ще, окончил его в 1907 и был  принят  в  Мариинский  т-р.  Выдающийся
талант танцовщика и акт„ра сразу вывел Н. на положение премьера. Он стал
партн„ром балерин  М.  Ф.  Кше-синской,  О.  И.  Преображенской.  А.  П.
Павловой, Т. П. Карсавиной в академич.  репертуаре.  Первый  исполнитель
гл. партий:  Белый  раб  ("Павильон  Армиды",  1907),  Раб  ("Египетские
ночи"), Юноша ("Шопениана", обе 1908, все балетм. М. М.  Фокин),  Ураган
("Талисман", 1909, балетм. Н. Г. Легат). В 1911  уволен  из  Мариинского
т-ра за то, что самовольно надел в "Жизели" новый костюм по эскизу А. Н.
Бенуа.  В  1909-13  Н.  -  ведущий  танцовщик  Русских  сезонов,  первый
исполнитель  гл.  партий   в   балетах,   пост.   Фокиным:   "Карнавал",
"Ше-херазада" (оба 1910), "Видение  розы",  "Петрушка",  "Нарцисс"  (все
1911), "Синий бог", "Дафнис и Хлоя" (оба 1912).  В  1912  Н.  пост.  для
труппы Дягилева балет "Послеполуденный отдых фавна"  (в  к-ром  исполнил
гл. партию), в 1913 -  "Игры"  на  муз.  Дебюсси  и  "Весну  священную".
Постановки Н.  получили  противоречивые  оценки,  вызвали  резкие  споры
публики и критики, ибо ломали  устоявшиеся  каноны  академич.  балетного
спектакля  и  классич.  танца,  отрицали  пластич.  живопись   фокинской
реформы, предвосхищая будущие поиски балетного т-ра сер. 20 в. В 1914 Н.
организовал собств. труппу, выступавшую в Лондоне. В 1916 возвратился  в
труппу  Дягилева;  пост.  для  амер.  гастролей   труппы   балет   "Тиль
Уленшпигель" на муз.  Р.  Штрауса.  Как  танцовщик  Н.  возродил  иск-во
мужского  танца,  сочетая   высокую   технику   прыжка   и   пируэта   с
выразительностью пластики и пантомимы. В  балетмейстерской  деятельности
Н. опередил время, расширив лексику балетного танца и обогатив  средства
его образности. В 1917 психическое  заболевание  заставило  Н.  покинуть
сцену. В 1919 он написал "Дневник Нижинского", изданный в Париже в  1953
(в Москве в 1995). Драм. судьбе Н. посвящены балеты  "Ни-жинский,  клоун
божий" (балетм. М. Бежар), "Вацлав" (балетм. Дж. Ноймаер), "На Восток  -
к Нижинскому" (балетм. М. Эй-лам), "Нижинский"  ("Воспоминание  юности";
реж. и балетм. Б. Манегатти; "Жизнь артиста, или Пленный  фавн"  балетм.
Н. А. Волкова), драм. спектакли, ху-дож. кино- и телефильмы, опера.
   Лит.: Красовская В., Рус. балетный т-р нач. XX в., [ч.]  1;  [ч.]  2.
Танцовщики, Л., 1971-72; е„ же, Нижинский, Л., 1974;
   Иешке К., Хатчинсон-Гест А., Новое о Нижинском, "СБ". 1989, ј 3;
   Нижинская Р., Нижинский, там же, 1989, ј 6. 1990,  ј1;  Гаевский  В.,
Возрождение, "Т", 1990. ј 12; М а и н и e ц e В., Многоликий бог  танца,
"МЖ", 1990, ј 11 ; R e i s s  F.,  Niginsky  ou  La  grase,  La  vie  de
Nijinsky, P., 1957; Niehaus M., Nijinsky, Munch., 1961;
   Nijinsky Dancing (text and commentary by L. Kirstein), N.  Y.,  1975;
Nijinska В., Early memoirs, N. Y., 1981; N IJI n sky  T.,  Nijinsky  and
Romola. Two lives from Birth to Death in-dissolubly linked, L., 1991. H.
M. Крисовския.
   НИКИТИН Ираклий Никитич  (1823-?),  артист.  Сын  петерб.  танцовщицы
Авдотьи  Овошнико-вой  и  друга  А.  С.  Пушкина,  камер-юнкера  Н.   В.
Всеволожского, в доме к-рого собирался  лит.-поли-тич.  кружок  "Зел„ная
лампа". Мальчика, унаследовавшего от родителей красоту и артистич.  дар,
отдали в Петерб. театр.  уч-ще,  где  он  был  своекоштным  пансионером.

Страницы: «« « 188   189   190   191   192   193   194   195   196  197   198   199   200   201   202   203   204   205   206  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет