Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 345 Размер файла: 2343 Кб Страницы: «« « 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 » »» балетм. А. Г. Бадрак), "Метель" на муз. Г. В. Свиридова (1986, балетм. тот же). Среди спектаклей 80-90-х гг. наиболее интересны пост. балетм. Ю. В. Папко и М. Г. Скотт: "Ромео и Джульетта" (1989) и "Золушка" (1990). В 80-90-е гг. в т-р пришли новые исполнители: В. Д. Кирица, Е. Я. Козлова, С. В. Куракин, Е. В. Лебедева, Л. А. Сыч„в, С. В. Цветков. Гл. балетм. (с 1993) В. Н. Бутримович. И. о. гл. дир. Е. Б. Шейко. С 1993 на базе т-ра работает хореогр. отд. Нижегородского театр. уч-ща. Лит.: Елисеев И., На муз. сцене, Горький, 1990: Чуяно в С. П., Aima mater нижегородского балета, Н. Новгород, 1992. С. Л. Чуянов. НИЖЙНСКАЯ Бронислава Фоминична [27.12.1890(8.1.1891), Минск - 22.2.1972, Лос-Анджелес], артистка, балетмейстер, педагог. Дочь польских танцовщиков Э. Береда и Ф. Нижинского. Сестра В. Ф. Нижинского. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1908 и была принята в труппу Мариин-ского т-ра, к-рую покинула в 1911 в знак протеста против увольнения брата. В 1909-13 выступала в спектаклях Русских сезонов. Партии в балетах М. М. Фокина: Бабочка ("Карнавал"), Уличная танцовщица ("Петрушка"). В 1914 участвовала в лондонской антрепризе брата. В 1915-21 выступала и преподавала в Киеве (среди учеников - С. Лифарь). В 1921 эмигрировала. В 1921-24 танцовщица, балетмейстер (с 1921) и реж. труппы Русский балет Дягилева. Пост.: танец "Три Ивана" в лондонской пост. "Спящая принцесса" ("Спящая красавица", 1921), "Байка про Лису..." (1922) и "Свадебка" (1923, обе И. Ф. Стравинского), "Лани" ("Лоретки") Ф. Пуленка, "Докучные" Ж. Орика, "Голубой экспресс" Д. Мийо (все 1924). "Свадебка" создала Н. репутацию одного из реформаторов хореографии 20 в. Работала балетмейстером в парижской Опере, в т-ре "Колон" (Буэнос-Айрес); в труппе Иды Рубинштейн (пост.: "Поцелуй феи" Стравинского, "Болеро" на муз. М. Равеля - оба 1928; "Вальс" на муз. Равеля - 1929), в др. труппах мира. В 1933-34 возглавляла собств. труппу. Пост.: "Этюды" на муз. И. С. Баха, "Вариации" на муз. Л. ван Бетховена (оба 1932), "Гамлет" на муз. Ф. Листа (1934; исполнила заглавную роль). В 1937 рук. парижской труппы "Польский балет"; работала в Берлине у М. Рейнхардта (пост. танцы в опере "Сказки Гофмана" Ж. Оффенбаха и в фильме "Сон в летнюю ночь"). В 1938 основала в Лос-Анджелесе балетную школу. С 1952 рук. школой "Балле тиэтр" (Нью-Йорк). Среди е„ учениц Мария и Марджори Толчиф, А. Кент. До 1966 ставила новые, возобновляла свои прежние балеты в разных т-рах мира. Балеты Н. широко идут в 80-90-е гг. Соч.: Школа движения: теория хореографии, К., 1920; Early memoirs, N. Y., 1981; Nijinska В., A dancer's legacy, S. F., 1986. Лит.: Красовская В., Рус. балетный т-рнач.ХХв.,[ч.] 1-2. 1971-72: Д ж о н со н Р., Ритуал и абстракция в балете "Свадебка". "СБ", 1991, ј 5; Т и х о н о в а Н., Девушка в синем, М., 1992: Нижинекий- Нижинская, "Моск. наблюдатель", 1992, ј4; G fi go r i e v S. L., The Diaghilev Ballet 1909-1929, L., 1953; Sokolova L., Dancing for Diaghilev, N. Y., 1960; H a s k e 1 l A. L-, Ballet Russe. The Age of Diaghilev, L.. 1968; Buckle R-, Nijinsky. N. Y.. 1971. H. M. Краковский. НИЖЙНСКИЙ Вацлав Фомич [17.12.1889, по др. данным - 28.2(12.3). 1890, Киев - 8.4.1950, Лондон], артист, балетмейстер. Сын польских танцовщиков Э. Бе-реда и Ф. Нижинского. Брат Б. Ф. Нижинской. В 1898 поступил в Петерб. театр. уч-ще, окончил его в 1907 и был принят в Мариинский т-р. Выдающийся талант танцовщика и акт„ра сразу вывел Н. на положение премьера. Он стал партн„ром балерин М. Ф. Кше-синской, О. И. Преображенской. А. П. Павловой, Т. П. Карсавиной в академич. репертуаре. Первый исполнитель гл. партий: Белый раб ("Павильон Армиды", 1907), Раб ("Египетские ночи"), Юноша ("Шопениана", обе 1908, все балетм. М. М. Фокин), Ураган ("Талисман", 1909, балетм. Н. Г. Легат). В 1911 уволен из Мариинского т-ра за то, что самовольно надел в "Жизели" новый костюм по эскизу А. Н. Бенуа. В 1909-13 Н. - ведущий танцовщик Русских сезонов, первый исполнитель гл. партий в балетах, пост. Фокиным: "Карнавал", "Ше-херазада" (оба 1910), "Видение розы", "Петрушка", "Нарцисс" (все 1911), "Синий бог", "Дафнис и Хлоя" (оба 1912). В 1912 Н. пост. для труппы Дягилева балет "Послеполуденный отдых фавна" (в к-ром исполнил гл. партию), в 1913 - "Игры" на муз. Дебюсси и "Весну священную". Постановки Н. получили противоречивые оценки, вызвали резкие споры публики и критики, ибо ломали устоявшиеся каноны академич. балетного спектакля и классич. танца, отрицали пластич. живопись фокинской реформы, предвосхищая будущие поиски балетного т-ра сер. 20 в. В 1914 Н. организовал собств. труппу, выступавшую в Лондоне. В 1916 возвратился в труппу Дягилева; пост. для амер. гастролей труппы балет "Тиль Уленшпигель" на муз. Р. Штрауса. Как танцовщик Н. возродил иск-во мужского танца, сочетая высокую технику прыжка и пируэта с выразительностью пластики и пантомимы. В балетмейстерской деятельности Н. опередил время, расширив лексику балетного танца и обогатив средства его образности. В 1917 психическое заболевание заставило Н. покинуть сцену. В 1919 он написал "Дневник Нижинского", изданный в Париже в 1953 (в Москве в 1995). Драм. судьбе Н. посвящены балеты "Ни-жинский, клоун божий" (балетм. М. Бежар), "Вацлав" (балетм. Дж. Ноймаер), "На Восток - к Нижинскому" (балетм. М. Эй-лам), "Нижинский" ("Воспоминание юности"; реж. и балетм. Б. Манегатти; "Жизнь артиста, или Пленный фавн" балетм. Н. А. Волкова), драм. спектакли, ху-дож. кино- и телефильмы, опера. Лит.: Красовская В., Рус. балетный т-р нач. XX в., [ч.] 1; [ч.] 2. Танцовщики, Л., 1971-72; е„ же, Нижинский, Л., 1974; Иешке К., Хатчинсон-Гест А., Новое о Нижинском, "СБ". 1989, ј 3; Нижинская Р., Нижинский, там же, 1989, ј 6. 1990, ј1; Гаевский В., Возрождение, "Т", 1990. ј 12; М а и н и e ц e В., Многоликий бог танца, "МЖ", 1990, ј 11 ; R e i s s F., Niginsky ou La grase, La vie de Nijinsky, P., 1957; Niehaus M., Nijinsky, Munch., 1961; Nijinsky Dancing (text and commentary by L. Kirstein), N. Y., 1975; Nijinska В., Early memoirs, N. Y., 1981; N IJI n sky T., Nijinsky and Romola. Two lives from Birth to Death in-dissolubly linked, L., 1991. H. M. Крисовския. НИКИТИН Ираклий Никитич (1823-?), артист. Сын петерб. танцовщицы Авдотьи Овошнико-вой и друга А. С. Пушкина, камер-юнкера Н. В. Всеволожского, в доме к-рого собирался лит.-поли-тич. кружок "Зел„ная лампа". Мальчика, унаследовавшего от родителей красоту и артистич. дар, отдали в Петерб. театр. уч-ще, где он был своекоштным пансионером. Страницы: «« « 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |