|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 345 Размер файла: 2343 Кб Страницы: «« « 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 » »» балетм. А. Г. Бадрак), "Метель" на муз. Г. В. Свиридова (1986, балетм.
тот же). Среди спектаклей 80-90-х гг. наиболее интересны пост. балетм.
Ю. В. Папко и М. Г. Скотт: "Ромео и Джульетта" (1989) и "Золушка"
(1990). В 80-90-е гг. в т-р пришли новые исполнители: В. Д. Кирица, Е.
Я. Козлова, С. В. Куракин, Е. В. Лебедева, Л. А. Сыч„в, С. В. Цветков.
Гл. балетм. (с 1993) В. Н. Бутримович. И. о. гл. дир. Е. Б. Шейко. С
1993 на базе т-ра работает хореогр. отд. Нижегородского театр. уч-ща.
Лит.: Елисеев И., На муз. сцене, Горький, 1990: Чуяно в С. П., Aima
mater нижегородского балета, Н. Новгород, 1992.
С. Л. Чуянов.
НИЖЙНСКАЯ Бронислава Фоминична [27.12.1890(8.1.1891), Минск -
22.2.1972, Лос-Анджелес], артистка, балетмейстер, педагог. Дочь польских
танцовщиков Э. Береда и Ф. Нижинского. Сестра В. Ф. Нижинского. Окончила
Петерб. театр. уч-ще в 1908 и была принята в труппу Мариин-ского т-ра,
к-рую покинула в 1911 в знак протеста против увольнения брата. В 1909-13
выступала в спектаклях Русских сезонов. Партии в балетах М. М. Фокина:
Бабочка ("Карнавал"), Уличная танцовщица ("Петрушка"). В 1914
участвовала в лондонской антрепризе брата. В 1915-21 выступала и
преподавала в Киеве (среди учеников - С. Лифарь). В 1921 эмигрировала. В
1921-24 танцовщица, балетмейстер (с 1921) и реж. труппы Русский балет
Дягилева. Пост.: танец "Три Ивана" в лондонской пост. "Спящая принцесса"
("Спящая красавица", 1921), "Байка про Лису..." (1922) и "Свадебка"
(1923, обе И. Ф. Стравинского), "Лани" ("Лоретки") Ф. Пуленка,
"Докучные" Ж. Орика, "Голубой экспресс" Д. Мийо (все 1924). "Свадебка"
создала Н. репутацию одного из реформаторов хореографии 20 в. Работала
балетмейстером в парижской Опере, в т-ре "Колон" (Буэнос-Айрес); в
труппе Иды Рубинштейн (пост.: "Поцелуй феи" Стравинского, "Болеро" на
муз. М. Равеля - оба 1928; "Вальс" на муз. Равеля - 1929), в др. труппах
мира. В 1933-34 возглавляла собств. труппу. Пост.: "Этюды" на муз. И. С.
Баха, "Вариации" на муз. Л. ван Бетховена (оба 1932), "Гамлет" на муз.
Ф. Листа (1934; исполнила заглавную роль). В
1937 рук. парижской труппы "Польский балет"; работала в Берлине у М.
Рейнхардта (пост. танцы в опере "Сказки Гофмана" Ж. Оффенбаха и в фильме
"Сон в летнюю ночь"). В 1938 основала в Лос-Анджелесе балетную школу. С
1952 рук. школой "Балле тиэтр" (Нью-Йорк). Среди е„ учениц Мария и
Марджори Толчиф, А. Кент.
До 1966 ставила новые, возобновляла свои прежние балеты в разных
т-рах мира. Балеты Н. широко идут в 80-90-е гг.
Соч.: Школа движения: теория хореографии, К., 1920; Early memoirs, N.
Y., 1981;
Nijinska В., A dancer's legacy, S. F., 1986.
Лит.: Красовская В., Рус. балетный т-рнач.ХХв.,[ч.] 1-2. 1971-72: Д ж
о н со н Р., Ритуал и абстракция в балете "Свадебка". "СБ", 1991, ј 5; Т
и х о н о в а Н., Девушка в синем, М., 1992: Нижинекий- Нижинская,
"Моск. наблюдатель", 1992, ј4; G fi go r i e v S. L., The Diaghilev
Ballet 1909-1929, L., 1953; Sokolova L., Dancing for Diaghilev, N. Y.,
1960; H a s k e 1 l A. L-, Ballet Russe. The Age of Diaghilev, L.. 1968;
Buckle R-, Nijinsky. N. Y.. 1971.
H. M. Краковский.
НИЖЙНСКИЙ Вацлав Фомич
[17.12.1889, по др. данным - 28.2(12.3). 1890, Киев - 8.4.1950,
Лондон], артист, балетмейстер. Сын польских танцовщиков Э. Бе-реда и Ф.
Нижинского. Брат Б. Ф. Нижинской. В 1898 поступил в Петерб. театр.
уч-ще, окончил его в 1907 и был принят в Мариинский т-р. Выдающийся
талант танцовщика и акт„ра сразу вывел Н. на положение премьера. Он стал
партн„ром балерин М. Ф. Кше-синской, О. И. Преображенской. А. П.
Павловой, Т. П. Карсавиной в академич. репертуаре. Первый исполнитель
гл. партий: Белый раб ("Павильон Армиды", 1907), Раб ("Египетские
ночи"), Юноша ("Шопениана", обе 1908, все балетм. М. М. Фокин), Ураган
("Талисман", 1909, балетм. Н. Г. Легат). В 1911 уволен из Мариинского
т-ра за то, что самовольно надел в "Жизели" новый костюм по эскизу А. Н.
Бенуа. В 1909-13 Н. - ведущий танцовщик Русских сезонов, первый
исполнитель гл. партий в балетах, пост. Фокиным: "Карнавал",
"Ше-херазада" (оба 1910), "Видение розы", "Петрушка", "Нарцисс" (все
1911), "Синий бог", "Дафнис и Хлоя" (оба 1912). В 1912 Н. пост. для
труппы Дягилева балет "Послеполуденный отдых фавна" (в к-ром исполнил
гл. партию), в 1913 - "Игры" на муз. Дебюсси и "Весну священную".
Постановки Н. получили противоречивые оценки, вызвали резкие споры
публики и критики, ибо ломали устоявшиеся каноны академич. балетного
спектакля и классич. танца, отрицали пластич. живопись фокинской
реформы, предвосхищая будущие поиски балетного т-ра сер. 20 в. В 1914 Н.
организовал собств. труппу, выступавшую в Лондоне. В 1916 возвратился в
труппу Дягилева; пост. для амер. гастролей труппы балет "Тиль
Уленшпигель" на муз. Р. Штрауса. Как танцовщик Н. возродил иск-во
мужского танца, сочетая высокую технику прыжка и пируэта с
выразительностью пластики и пантомимы. В балетмейстерской деятельности
Н. опередил время, расширив лексику балетного танца и обогатив средства
его образности. В 1917 психическое заболевание заставило Н. покинуть
сцену. В 1919 он написал "Дневник Нижинского", изданный в Париже в 1953
(в Москве в 1995). Драм. судьбе Н. посвящены балеты "Ни-жинский, клоун
божий" (балетм. М. Бежар), "Вацлав" (балетм. Дж. Ноймаер), "На Восток -
к Нижинскому" (балетм. М. Эй-лам), "Нижинский" ("Воспоминание юности";
реж. и балетм. Б. Манегатти; "Жизнь артиста, или Пленный фавн" балетм.
Н. А. Волкова), драм. спектакли, ху-дож. кино- и телефильмы, опера.
Лит.: Красовская В., Рус. балетный т-р нач. XX в., [ч.] 1; [ч.] 2.
Танцовщики, Л., 1971-72; е„ же, Нижинский, Л., 1974;
Иешке К., Хатчинсон-Гест А., Новое о Нижинском, "СБ". 1989, ј 3;
Нижинская Р., Нижинский, там же, 1989, ј 6. 1990, ј1; Гаевский В.,
Возрождение, "Т", 1990. ј 12; М а и н и e ц e В., Многоликий бог танца,
"МЖ", 1990, ј 11 ; R e i s s F., Niginsky ou La grase, La vie de
Nijinsky, P., 1957; Niehaus M., Nijinsky, Munch., 1961;
Nijinsky Dancing (text and commentary by L. Kirstein), N. Y., 1975;
Nijinska В., Early memoirs, N. Y., 1981; N IJI n sky T., Nijinsky and
Romola. Two lives from Birth to Death in-dissolubly linked, L., 1991. H.
M. Крисовския.
НИКИТИН Ираклий Никитич (1823-?), артист. Сын петерб. танцовщицы
Авдотьи Овошнико-вой и друга А. С. Пушкина, камер-юнкера Н. В.
Всеволожского, в доме к-рого собирался лит.-поли-тич. кружок "Зел„ная
лампа". Мальчика, унаследовавшего от родителей красоту и артистич. дар,
отдали в Петерб. театр. уч-ще, где он был своекоштным пансионером.
Страницы: «« « 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |