Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 196   197   198   199   200   201   202   203   204  205   206   207   208   209   210   211   212   213   214  » »»

труппу усилиями Г. Кирста, Григорьева и Черныш„вой. Труппа  выступала  с
окт.  1951  по  янв.  1952  и  на  этом  окончательно   закончила   сво„
существование.
   "О.р.б." - самая значит, рус. балетная труппа после  Русского  балета
Дягилева. Она сохраняла мн. особенности и традиции дяги-левской  труппы.
Была гастрольным коллективом, не связанным ни  с  какой  страной,  ни  с
каким т-ром, придерживалась той же формы  представления,  состоящего  из
неск. одноактных балеTOB, ориентировалась почти  исключительно  на  рус.
балетмейстеров и охотно привлекала рус. художников, использовала  музыку
рус. композиторов. Труппа имела в сво„м составе преим. рус.  танцовщиков
- вначале перешедших из труппы Дягилева, затем артистов, обучавшихся  за
границей у рус. педагогов (нерусские  танцовщики  часто  принимали  рус.
фамилии). Занятия с танцовщиками  и  репетиции  велись  рус.  педагогами
(Григорьевым и Черныш„вой) согласно традициям рус.  школы  классического
танца. Одновременно большое  внимание  уделялось  характерному  танцу  и
акт„рской игре. В отдельные периоды  существования  труппы  в  ней  даже
преобладали характерные и  полухарактерные  танцовщики,  мимич.  акт„ры.
Репертуар "О. б. р." включал 70  назв.:  ок.  20  из  репертуара  труппы
Дягилева (балеты Фокина, Мясина), а также мн. спектакли, пост.  для  "О.
б. р." Мясиным, балеты Лишина и нек-рые пост. Нижинской. Из классики  19
в. ставились, как и у Дягилева, сокращ„нные версии "Лебединого озера"  и
"Спящей красавицы" ("Свадьба Авроры").  Между  труппами  Дягилева  и  де
Базиля были, однако, и серь„зные  различия.  Дягилев  был  реформатором,
первооткрывателем  новых  форм  балета,  он  вдохновлял  художников   на
искания, воспитывал таланты.  Отсюда  и  неизменно  творческий  характер
деятельности его  труппы.  Де  Базиль  проявил  себя  прежде  всего  как
администратор, а художеств, его устремления были охранительскими. Он  не
искал  контакта  с  художниками  и  композиторами-новаторами,  а   бер„г
созданное  ранее.  Поэтому  в  "О.  б.  р."   единственным   новаторским
направлением оказались балеты-симфонии Мясина. "О.б.р." был труппой,  не
способной к саморазвитию, несравненно более консервативной, чем  Русский
балет Дягилева. Зато ни  одна  др.  труппа  не  сделала  так  много  для
распространения иск-ва рус. балета по всему миру. Благодаря  ей  во  мн.
странах, в частности в тех, где  Русский  балет  Дягилева  не  бывал  (в
Австралии, небольших государствах Лат. Америки),  были  заложены  основы
для будущего развития нац. балета. Но  дальнейшее  существование  такого
коллектива  в  Европе  и  США  после  2-й  мировой   войны   стало   уже
анахронизмом. Послевоенный период  в  общественной  и  культурной  жизни
большинства стран  Европы  и  Америки  характеризуется  ростом  их  нац.
самосознания. Это проявилось и в сфере  хореографии.  Повсеместно  начал
развиваться собств. нац. балетный т-р. В США это созданный  в  30-х  гг.
Баланчиным "Нью-Йорк сити балле" и возникший в 40-х гг. на основе  школы
М. М. Мордкина "Балле тиэтр"; в Великобритании - труппа  "Сэдлерс-Уэллс"
(будущий  Королевский  балет  Великобритании),   к-рая   за   пятнадцать
прошедших лет выросла в один из сильнейших  балетных  коллективов  мира,
получила  офиц.  статус  и  помещение   крупнейшего   лондонского   т-ра
"Ковент-Гарден". Во Франции ш„л процесс утверждения новых  форм  балета,
нового стиля, новой тематики в противовес насаждавшимся  Лифарем  старых
традиций в парижской Опере (балетм. Р. Пети). Рус. балетные труппы, рус.
балетные школы к этому времени выполнили свою историч. миссию и на  этом
исчерпали свои возможности. Выжить могли лишь те,  к-рые  были  способны
интегрироваться,  стать  частью  культуры  др.  стран.  "О.  б.  р."  не
принадлежал к их числу, поэтому его распад в кон. 40-х гг. закономерен.
   Лит.: Beaumont С. W., Complete book of ballets, N. Y., 1941; его  же,
Supplement to complete hook of ballets, L., 1952;
   Detaille G., Mulys G., Les Ballets de  Monte  Carlo.  1911-1944,  P.,
1954; M a s-sine L., My life in ballet, L.-N.Y., 1968;
   Anderson J., The one and only. The Ballet Russe de  Monte  Carlo,  N.
Y., 1981; Walker K. S., De Basil's Ballets Russes, N. Y., 1983;
   Buckle  R.,  George  Balanchine,  Balletmaster,   N.   Y.-L.,   1988;
Garcia-Marques V., The Ballets Russes. Colonal de Basil's Ballets Russes
de Monte Carlo. 1931-1952, N. Y., 1990. E. Я. Суриц.
   ОРЛОВ  Александр  Александрович  [13(25).10.1889,  Ростов-на-Дону   -
23.10.1974, Ленинград], артист балета и  оперетты.  Засл.  артист  РСФСР
(1936). Начинал учиться в Моск. театр. уч-ще (педагоги В. А. Рябцев,  Н.
П. Дома-шев). По окончании Петерб. театр. уч-ща (педагоги А. В.  Ширяев,
П. А. Гердт, М. К. Обухов, М. М. Фокин) в  1908-24  в  Мариинском  т-ре.
Исполнял мимич. партии и характерные танцы: Санчо Панса  ("Дон  Кихот"),
Исаак  Ланкедем  ("Корсар"),   Джон   Буль   ("Дочь   фараона"),   Пьеро
("Арлекинада"), Шут ("Павильон  Армиды"),  Солист  ("Арагонская  хота"),
Иванушка  и  малороссийский  танец  ("Кон„к-Горбунок"),  кек-уок   ("Фея
кукол"), индусский ("Баядерка"),  сарацинский  и  мазурка  ("Раймонда").
Участник Русских сезонов 1909- 1911,  первый  исполнитель  партии  Арапа
("Петрушка", 1911, балетм. Фокин). В  1934-41  в  Ленингр.  Малом  т-ре.
Партии:
   Коппелиус   ("Коппелия"),   Симона   (иначе    Марцелина,    "Тщетная
предосторожность"), Барбо ("Фадет-та").  Жених  ("Кавказский  пленник"),
Половой  (опера  "Именины").  Выдающийся  комич.  танцовщик   и   акт„р.
Динамичность  и  темпераментность  в  танце  и  игре  О.  сочетались   с
реалистич. точностью, вниманием к бытовым деталям.  С  1915  выступал  в
оперетте, в 1929-34, 1941-59 - в Ленингр. т-ре  муз.  комедии,  исполнял
вокально-игровые партии. Много выступал на эстраде (в т. ч. и как артист
синтетич. жанра), в танц. номерах постоянной партн„ршей О.  была  Е.  В.
Лопухова, особый успех в их исполнении имела комич. "Рязанская  пляска".
Играл в драм. т-ре. Снимался в кино.
   Лит.: Янковский М. О., А. А. Орлов, Л.,  1938;  Красовская  В..  Рус.
балетный т-р нач. XX  в.,  [ч.]  2.  Танцовщики,  Л-,  1972;  Рус.  сов.
эстрада. 1917-29, M., 1976; Я н e т Н.. А. А. Орлов, "ТЛ". 1958,  ј  22.
Б. А. Илларионов.
   "ОРФЕЙ", "Орфей и Э в p и д и к а", балеты на сюжет  др.-греч.  мифа.
1) "О p ф e и", балет в 3 картинах. Комп. и  сцен.  И.  Ф.  Стравинский.
24.4.1948, "Балле сосайети". Нью-Йорк. балетм.  Дж.  Баланчин,  худ.  И.
Ногучи:
   Орфей - Н. Магальянес, Эвридика - Мария Толчиф,  Ангел  Смерти  -  Ф.
Монсион. В P о с-с и и: 26.3.1962, Ленингр. Малый  т-р,  балетм.  К.  Ф.
Боярский, худ. Э. Я. Лещинский; Орфей - А. С. Хамзин, Эвридика -  Л.  Б.
Климова
   (затем Г. В. Покрышкина, М. П. Мазун, Л. С. Фадеева).  2)  Одноактный
балет на муз. симф. поэмы Ф, Листа. 1976, Ленингр. Малый т-р, балетм. Л.
С. Лебедев, худ. А. Н. Крючков; Орфей - Г. И. Бабанин.  3)  "О  р-фей  и

Страницы: «« « 196   197   198   199   200   201   202   203   204  205   206   207   208   209   210   211   212   213   214  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет