Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 203   204   205   206   207   208   209   210   211  212   213   214   215   216   217   218   219   220   221  » »»

   "Красный мак", "Лебединое озеро", "Тщетная предосторожность". В  1935
при т-ре была создана вторая  студия,  к-рую  возглавил  балетм.  А.  Э.
Монковский. Состав труппы вырос до  40  человек,  что  дало  возможность
пополнить репертуар классич. произведениями. Балетмейстеры - Монковский,
А. Р. Томский, Я. В. Романовский, С.  С.  Чаплыгина,  Г.  И.  Язвинский;
среди солистов - А. П. Бронский, Н. М. Гончарова, Е. И. Езерский, Т.  Д.
Кутасова, А. Я. Туров, Р. Череховская. В годы войны коллектив работал  в
промышленных центрах области, уступив помещение т-ра  эвакуированному  в
Пермь Т-ру  им.  Кирова.  Пребывание  ленинградцев  в  Перми  во  многом
способствовало росту интереса к иск-ву хореогр.  т-ра,  повышению  проф.
мастерства  местных  исполнителей.  Результатом  этого  процесса   стало
открытие третьей студии, преобразованной в мае 1945 в хореогр. уч-ще.  В
послевоен. годы т-р впервые обратился к созданию совр. спектаклей. Среди
них "Ми-лица" Б. В. Асафьева (1947), "Каменный цветок" А. Г. Фридлендера
(1949), "Юность" М. И.  Чулаки  и  "Берег  счастья"  А.  Э.  Спадавеккиа
(1951). В труппе - выпускники ЛХУ и МХУ, что  определило  взаимодействие
разл. исполнительских школ. Ведущие партии в спектаклях исполняли И.  А.
Воронин, Н. А. Захаров, Т. X. Кушаева, А. Н. Кокурина, Е. Ю.  Пот„мкина,
Ю. К. Рахманов, С. М. Рудина, Л.  Г.  Таубе,  С.  М.  Тулубьева,  К.  А.
Чудинская, Л. Г. Эйхфус. В 50-х  -  нач.  60-х  гг.  в  репертуаре  т-ра
спектакли,  в  к-рых  активно   разрабатывалась   эстетика   драмбалета.
Постановки балетм. Т. Е. Рамоновой ("Ромео и Джульетта"; "Бэла" по М. Ю.
Лермонтову и "Грушенька"  по  Н.  С.  Лескову  -  оба  Б.  П.  Мошко-ва)
способствовали  раскрытию   исполнительских   индивидуальностей   первых
выпускников Пермского хореогр. уч-ща. Среди них: Л. В.  Асауляк,  Е.  В.
Быстрицкая, В. А. Зуева, В.  В.  Кузнецова,  Г.  Г.  Мал-хасянц,  В.  В.
Пашкевич, М. Б. Подкина, О. В. Хоменко, А. Ф. Шикеро, Р. М.  Шлямова.  В
работах балетм. К.  А.  Есауловой  классич.  форма  балетного  спектакля
строилась на эстетике демихарактерного танца - "Доктор Айболит" (1950) и
"Щелкунчик" (1955, совм. с хореогр. уч-щем), "Пер Гюнт" (1962).
   В 60-е гг. направленность худож. поисков т-ра определяют  балетм.  M.
M. Газиев и H. С. Мар-карьянц. Под  рук.  Газиева  труппа  обращается  к
произв., не имеющим постановочных традиций и академич. форм  воплощения.
"Авторский театр" Газиева составляли оригинальные хореогр. интерпретации
"Болеро" М. Равеля, "Токкаты" И.  С.  Баха,  "Седьмой  симфонии"  С.  С.
Прокофьева, а также постановки "Берега надежды" А. П. Петрова,  "Шахмат"
А. Блисса, "Выстрела" Н. И. Крюкова и Г. Р. Терпилов-ского.  Преодолевая
апологетику драмбалета,  сближая  танц.  партитуру  с  симф.  звучанием,
балетмейстер подчинял действие своих спектаклей законам театр, режиссуры
и композиции. Вершиной этих поисков стала авторская ред.  балета  "Берег
надежды". В работе балетм. Маркарьянца над балетом  "Спартак"  сказалось
влияние  версии  Григоровича,  хотя  постановка   отмечена   стремлением
поменять и усилить ряд драматур-гич. акцентов.
   Период 1971-77,  ставший  худож.  взл„том  труппы,  связан  с  именем
балетм.  Н.  Н.  Боярчико-ва.   Т-р   становится   своеобразной   творч.
лабораторией,   где   ищутся   новые   хореогр.   формы    и    средства
выразительности,  активно  переосмысляется   природа   классич.   танца,
развиваются  и  углубляются   принципы   режиссуры   и   исполнительской
образности. Философский подтекст,  всестороннее  раскрытие  драматургич.
идеи определяют суть его хореографии в таких спектаклях,  как  "Ромео  и
Джульетта" (1972, Гос. пр. РСФСР), "Чудесный мандарин",  "Три  карты"  и
"Царь  Борис"  на   муз.   Прокофьева;   комедийная   стихия,   пародия,
"возрожденческие" мотивы  характеризуют  постановку  Боярчиковым  балета
"Слуга двух господ" (по  Б.  А.  Фенстеру;  1976,  Гос.  пр.  РСФСР).  В
рок-балете "Орфей и Эвридика" на муз. одноим. зонг-оперы А.  Б.  Журбина
сказывается стремление балетмейстера к выявлению син-тетич. природы т-ра
и балета, воплощению актуальных идей молод„жного движения кон. 70-х  гг.
Под рук.  Боярчикова  совершенствуется  и  оформляется  исполнит,  стиль
труппы, ориентированной на традиции ленингр.  хореогр.  школы.  Эталоном
профессионализма становится кордебалет (педагоги-репетиторы Асау-ляк, В.
В. Байкова). В 70-80-е гг. в группе ведущих солистов: С. А. Александров,
Асауляк, М. Ф. Дау-каев, Н.  Н.  Дьяченко,  Р.  И.  Кузь-мич„ва,  Л.  А.
Кунакова, Н. В. Павлова, Ю. Н. Петухов, Подки-на, Г. А. Рагозина, С.  И.
Смирнова, Г.  В.  Судаков,  Л.  И.  Фоминых,  О.  И.  Ченчикова,  И.  А.
Шаповалов, Л. В. Шипулина, Г. А. Шля-пина, Шлямова, К. А.  Шморгонер.  В
1977-80  и  в  1982-83  худ.  руководство  труппой  осуществляет  Л.  П.
Сахарова, в 1980-82  -  Г.  Д.  Алексидзе.  Под  рук.  Алексидзе  труппа
продолжает осваивать новейшие хореогр. стили, обращаясь, в частности,  к
опыту абстрактного балета ("Моцартиа-на" на  муз.  П.  И.  Чайковского).
Свойственное балетмейстеру  тяготение  к  малым  формам  сказывается  на
включении  в  репертуар  разнообразных  по  жанру   одноактных   балетов
("Блудный сын" Прокофьева и "Испытание Дамиса" А. К. Глазунова), заметно
влияет  и  на  многоактные   сочинения,   приобретающие   подчас   черты
камер-ности, лирич.  образности.  В  1983-89  гл.  балетм.  т-ра  В.  Н.
Салимбаев  (ученик  Боярчикова).  Активно  работая  над   возобновлением
классич. репертуара, сверяя  его  с  канонич.  редакциями,  Салимбаев  в
остроиндивидуальной,  тяготеющей  к  лирико-фило-софскому  т-ру   манере
хореогр.  образности  ставит  спектакли  "Семь   красавиц",   "Спартак",
осуществляет постановки балетов на музыку уральских композиторов  Д.  С.
Суворова "Каменный идол" и И. В. Ануфриева "Холодное сердце". С 70-х гг.
вся постановочная деятельность т-ра вед„тся в  тесном  сотрудничестве  с
дириж„рами - муз. руководителями спектаклей: А.  М.  Анисимовым,  Б.  И.
Афанасьевым, О. М. Белун-цовым, В. А. Рыловым, А. П. Сотниковым. С  1989
худ. рук. Шморгонер. Среди его  постановок:  "Раймонда",  "Симфонические
танцы" на муз. С. В. Рахманинова,  "Вечер  современной  хореографии".  В
труппе (на
   1994): Ю. В. Машкина, Н. И. Гусева, А. Н. Журавл„в, Е.  Ф.  Кулагина,
Р. Р. Миниахметов, Н. А. Моисеева, В. Д. Полещук.
   Лит.: Келлер И. И.. К о к у p и н а А. С., Надеждин Ю.  Ф..  Пермский
гос. академич. т-р оперы и балета им. П. И. Чайковского, Пермь,1971.  С.
Н. Коробков.
   ПЕРМСКОЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ, открыто в 1945. Создано на  основе
детской студии, уч-ся к-рой были приняты в эвакуированное  в  Пермь  ЛХУ
(1941-45). До 1955 худ. рук. - Е. Н. Гейденрейх. Среди педагогов  К.  А.
Есаулова, Т. К. Кузнецова, Т. X. Кушаева, Т. П. Обу-хова-Трояновская, Ю.
И. Плахт, М. Б. Подкина, Н. Д. Сильвано-вич, Л. Г. Таубе, Е. И.  Таубер,
С. М. Тулубьева, С. В. Хецелиус. В кон. 60-х - нач. 70-х гг. развитие  и
обогащение  методики  преподавания  танца  и   др.   дисциплин,   поиски
эвристического, творч. начал привели  к  формированию  собств.  стиля  и
междунар. признанию пермской школы балета. Воспитанники уч-ща одерживают

Страницы: «« « 203   204   205   206   207   208   209   210   211  212   213   214   215   216   217   218   219   220   221  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет