|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 345 Размер файла: 2343 Кб Страницы: «« « 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 » »» Выступала в балетах, пост. Ж. Перро, М. И. Петипа. Лучшие партии -
Пахита, Лиза. В "Тщетной предосторожности" Д. Герольда П. выступала
следом за Ф. Эльслер и имела тем не менее огромный успех (1854). Е„
комедийный талант проявился в балетах, пост. Перро, особенно в
"Маркитантке". Исполнила ведущие партии в балетах: "Дриада или Эолина",
"Наяда и рыбак", "Газельда", "Любовное зелье", "Своенравная жена".
Лит.: БорисоглебскийМ. (сост.), Материалы по истории рус. балета, т.
1, Л., 1938; КрасовскаяВ., Рус. балетный т-р второй пол. XIX в., Л. -
М., 1963.
ПРОКОФЬЕВ Александр Алек сандрович (р. 25.6. 1942, г. Омск),
балетмейстер, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1987). Окончил МХУ
(1961), пед. отд. балетмейстерского ф-та ГИТИСа (1971, курс Н. И.
Тарасова). В 1961-66 солист Новосибирского т-ра; партии: Нурали, Вацлав,
Мерку-цис. В 1972-73 директор балета муниципального т-ра Сантьяго
(Чили), в 1977 педагог-репетитор в Т-ре оперы и балета Анкары (Турция),
в 1981-83 педагог-репетитор Королевского балетного т-ра (Бельгия), в
1989 педагог-репетитор в Т-ре оперы и балета в Мюнхене (ФРГ). В 1986
пост. "Серенаду" и "Тему с вариациями" на муз. П. И. Чайковского
(хореография Дж. Баланчина, Ленингр. Малый т-р). В 1990-92 худ. рук.
моек. т-ра балета "Классики хореографии", отличающегося академизмом,
строгой, классич. манерой исполнения; пост.: "Баядерка", хореография М.
И. Петипа в ред. П.; дивертисмент из классич. Гран па Чайковского - оба
1991. В 1993 создал труппу "Сезоны Русского балета". В 1969-89 педагог
классич. танца в МХУ. Ученики: А. М. Лиепа, И. Д. Мухамедов, А. Н.
Фадеечев, В. Яременко, Ю. В. Клевцов, И. Терентьев. л. о. Ефремова.
ПРОКОФЬЕВ Александр Владимирович (р. 31.12.1963, Куйбышев), артист. По
окончании Пермского хореогр. уч-ща (педагог В. К. Толстухин) с 1983 в
Куйбышевском т-ре. Первый исполнитель партии Воина ("Скифская сюита",
1988, балетм. И. А. Черныш„в). Партии: Ротбарт, Гирей;
Ганс ("Жизель"), Гармодий ("Спартак"), Л„тчик ("Маленький принц"),
Иван ("Кон„к-Горбунок"), Резанов (""Юнона" и "Авось""), Разин ("Казнь
Степана Разина"), Шайтан ("Шурале"). Особенность сценич. манеры П. -
скульптурная выразительность поз и жестов, внимание к красоте
ПЛаСТИКИ. Л. Л. Волынкина.
ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич [11(23).4.1891, с. Сонцовка, ныне с.
Красное Донецкой обл., Украина - 5.3.1953, Москва], композитор, пианист,
дириж„р. Нар. арт. РСФСР (1947). В 1909 окончил Петерб. коне. по классу
композиции, в 1914 по классу фортепиано. Ученик А. К. Лядова
(композиция), Н. А. Римского-Кор-сакова (инструментовка), Я. Ви-тола
(муз.-теоретич. дисциплины), Н. И. Черепнина (дирижирование), А. Н.
Есиповой (фортепиано). С 1918 по 1936 жил за рубежом (преим. во
Франции), трижды посещал Сов. Союз с гастрольными поездками, сотрудничая
с т-рами и киностудиями. Окончательно возвратился в СССР в 1936. Один из
наиболее выдающихся композиторов России 20 в., П. создал значит. произв.
во всех жанрах муз. творчества: вок., симф., камер-но-инструм., писал
музыку к кинофильмам и театр, постановкам. Ведущая роль в его наследии
принадлежит опере и балету.
Балетное творчество П. в период до 1930-х гг. в основном связано с
деятельностью Русского балета Дягилева. По заказу С. П. Дягилева П.
работал над балетом на скифский сюжет в сотрудничестве с автором
либретто поэтом С. М. Городецким, и хотя первый опыт композитора был
отвергнут заказчиком, возникшая на его основе "Скифская сюита" для
оркестра (1915) в дальнейшем неоднократно использовалась хореографами. В
"Скифской сюите" получили ярчайшее выражение образы языческой Руси с
присущим им сокрушающим напором, первозданной силой и одновременно
очарованием пустынного пейзажа, таящего в себе смутную тревогу.
Декоративная красочность музыки сочетается с энергией ритмов, брутальной
ж„сткостью и ослепительным блеском оркестровки, достигающим апогея в
картине солнечного восхода.
Рус. национальная природа творчества П. ярко проявилась в первом
заверш„нном и поставленном дягилевском балете - в "Сказке про шута,
семерых шутов перешутившего" по мотивам рус. сказок из собр. А. Н.
Афанасьева (1920, 2-я перераб. ред., сцен. П. и Дягилев; 1921, Русский
балет Дягилева, Париж, балетм. Т. Сла-винский, худ. М. Ф. Ларионов).
Подобно прославленному "Петрушке" И. Ф. Стравинского, "Сказка про
шута..." также вобрала в себя стихию рус. ба-лаганно-скоморошьего
представления, переходящего порой в гротеск. Но в балете П. несравненно
весомее роль мелодики, пронизанной песенными и танц. оборотами в духе
рус. лирич. "протяжной" песни и буйного пляса.
Стремление соприкоснуться с жизнью совр. России отразилось в балете
"Стальной скок" (1925, сцен. Г. Б. Якулов и П.; 1927, Русский балет
Дягилева, балетм. Л. Ф. Мясин, худ. Якулов). Критически относясь ко мн.
проявлениям большевистской диктатуры (о ч„м свидетельствует дневник П.,
посвящ. пребыванию на родине в 1927), П. тем не менее с сочувствием
относился к планам индустриального преобразования страны. В замысле
балета, в рождении к-рого решающую роль сыграл художник-конструктивист
Якулов, отразилось увлечение "музыкой машин", что сочеталось с
гротесково-карикатурным изображением как персонажей, представлявших
"старую Россию", так и примет нового быта. Однако нац. природа дарования
П. по-своему преломилась и в этом балете, что сказалось в диатонич.
складе музыки, в отдельных "прорывах" чистой лирики.
Этапом в творч. развитии П. стал балет "Блудный сын", созданный на
осн. евангельской притчи (1929, сцен. Б. Кохно, Париж, Русский балет
Дягилева, балетм. Дж. Баланчин). Общече-ловеч. содержание стимулировало
значительное возрастание роли мелодич. начала, что предвосхитило стиль
поздних балетов; сказалось несравненное мастерство П. в раскрытии
психологически сложных душевных движений. Лирич. наклонение преобладает
и в балете "На Днепре", созданном по заказу ближайшего сотрудника и
единомышленника Дягилева - С. Лифаря (1930, сцен. Лифаря и П.; 1932,
парижская Опера, балетм. Ли-фарь).
Крупнейшие достижения П. в балетном творчестве связаны с его
деятельностью по возвращении на родину. Балет "Ромео и Джульетта" на
сюжет трагедии У. Шекспира в эволюции муз.-хореогр. жанров стал событием
мирового значения (1936, сцен. А. И. Пиотровский, С. Э. Радлов и П.;
1938, Брно, балетм. И. Псо-та). Во многом исходившее из господствовавших
тогда принципов драмбалета, это произведение противостояло
идейно-эстетич. установкам, провозглашавшимся сторонниками соц.
реализма: взамен прямолинейно-однозначной конфронтации положит, героев и
коварных врагов в "Ромео и Джульетте" развернуты глубокие,
Страницы: «« « 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |