Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 216   217   218   219   220   221   222   223   224  225   226   227   228   229   230   231   232   233   234  » »»

Выступала в балетах, пост. Ж. Перро,  М.  И.  Петипа.  Лучшие  партии  -
Пахита, Лиза. В "Тщетной  предосторожности"  Д.  Герольда  П.  выступала
следом за Ф. Эльслер и имела тем не  менее  огромный  успех  (1854).  Е„
комедийный  талант  проявился  в  балетах,  пост.  Перро,   особенно   в
"Маркитантке". Исполнила ведущие партии в балетах: "Дриада или  Эолина",
"Наяда и рыбак", "Газельда", "Любовное зелье", "Своенравная жена".
   Лит.: БорисоглебскийМ. (сост.), Материалы по истории рус. балета,  т.
1, Л., 1938; КрасовскаяВ., Рус. балетный т-р второй пол. XIX  в.,  Л.  -
М., 1963.
      ПРОКОФЬЕВ  Александр  Алек  сандрович  (р.  25.6.  1942,  г.   Омск),
балетмейстер, педагог. Засл.  деят.  иск-в  РСФСР  (1987).  Окончил  МХУ
(1961), пед. отд.  балетмейстерского  ф-та  ГИТИСа  (1971,  курс  Н.  И.
Тарасова). В 1961-66 солист Новосибирского т-ра; партии: Нурали, Вацлав,
Мерку-цис.  В  1972-73  директор  балета  муниципального  т-ра  Сантьяго
(Чили), в 1977 педагог-репетитор в Т-ре оперы и балета Анкары  (Турция),
в 1981-83 педагог-репетитор Королевского  балетного  т-ра  (Бельгия),  в
1989 педагог-репетитор в Т-ре оперы и балета в  Мюнхене  (ФРГ).  В  1986
пост. "Серенаду" и  "Тему  с  вариациями"  на  муз.  П.  И.  Чайковского
(хореография Дж. Баланчина, Ленингр. Малый т-р).  В  1990-92  худ.  рук.
моек. т-ра балета  "Классики  хореографии",  отличающегося  академизмом,
строгой, классич. манерой исполнения; пост.: "Баядерка", хореография  М.
И. Петипа в ред. П.; дивертисмент из классич. Гран па Чайковского -  оба
1991. В 1993 создал труппу "Сезоны Русского балета". В  1969-89  педагог
классич. танца в МХУ. Ученики: А. М.  Лиепа,  И.  Д.  Мухамедов,  А.  Н.
Фадеечев, В. Яременко, Ю. В. Клевцов,  И.  Терентьев.  л.  о.  Ефремова.
ПРОКОФЬЕВ Александр Владимирович (р. 31.12.1963, Куйбышев),  артист.  По
окончании Пермского хореогр. уч-ща (педагог В. К. Толстухин)  с  1983  в
Куйбышевском т-ре. Первый исполнитель партии  Воина  ("Скифская  сюита",
1988, балетм. И. А. Черныш„в). Партии: Ротбарт, Гирей;
   Ганс ("Жизель"), Гармодий ("Спартак"),  Л„тчик  ("Маленький  принц"),
Иван ("Кон„к-Горбунок"), Резанов (""Юнона" и  "Авось""),  Разин  ("Казнь
Степана Разина"), Шайтан ("Шурале"). Особенность  сценич.  манеры  П.  -
скульптурная выразительность поз и жестов, внимание к красоте
   ПЛаСТИКИ. Л. Л. Волынкина.
   ПРОКОФЬЕВ Сергей  Сергеевич  [11(23).4.1891,  с.  Сонцовка,  ныне  с.
Красное Донецкой обл., Украина - 5.3.1953, Москва], композитор, пианист,
дириж„р. Нар. арт. РСФСР (1947). В 1909 окончил Петерб. коне. по  классу
композиции,  в  1914  по  классу  фортепиано.  Ученик   А.   К.   Лядова
(композиция), Н. А.  Римского-Кор-сакова  (инструментовка),  Я.  Ви-тола
(муз.-теоретич. дисциплины), Н.  И.  Черепнина  (дирижирование),  А.  Н.
Есиповой (фортепиано).  С  1918  по  1936  жил  за  рубежом  (преим.  во
Франции), трижды посещал Сов. Союз с гастрольными поездками, сотрудничая
с т-рами и киностудиями. Окончательно возвратился в СССР в 1936. Один из
наиболее выдающихся композиторов России 20 в., П. создал значит. произв.
во всех жанрах муз. творчества: вок.,  симф.,  камер-но-инструм.,  писал
музыку к кинофильмам и театр, постановкам. Ведущая роль в  его  наследии
принадлежит опере и балету.
   Балетное творчество П. в период до 1930-х гг. в  основном  связано  с
деятельностью Русского балета Дягилева. По  заказу  С.  П.  Дягилева  П.
работал над  балетом  на  скифский  сюжет  в  сотрудничестве  с  автором
либретто поэтом С. М. Городецким, и хотя  первый  опыт  композитора  был
отвергнут заказчиком, возникшая  на  его  основе  "Скифская  сюита"  для
оркестра (1915) в дальнейшем неоднократно использовалась хореографами. В
"Скифской сюите" получили ярчайшее выражение  образы  языческой  Руси  с
присущим им  сокрушающим  напором,  первозданной  силой  и  одновременно
очарованием  пустынного  пейзажа,  таящего  в  себе   смутную   тревогу.
Декоративная красочность музыки сочетается с энергией ритмов, брутальной
ж„сткостью и ослепительным блеском  оркестровки,  достигающим  апогея  в
картине солнечного восхода.
   Рус. национальная природа творчества  П.  ярко  проявилась  в  первом
заверш„нном и поставленном дягилевском балете  -  в  "Сказке  про  шута,
семерых шутов перешутившего" по мотивам  рус.  сказок  из  собр.  А.  Н.
Афанасьева (1920, 2-я перераб. ред., сцен. П. и Дягилев;  1921,  Русский
балет Дягилева, Париж, балетм. Т. Сла-винский,  худ.  М.  Ф.  Ларионов).
Подобно  прославленному  "Петрушке"  И.  Ф.  Стравинского,  "Сказка  про
шута..."  также  вобрала  в  себя  стихию  рус.  ба-лаганно-скоморошьего
представления, переходящего порой в гротеск. Но в балете П.  несравненно
весомее роль мелодики, пронизанной песенными и танц.  оборотами  в  духе
рус. лирич. "протяжной" песни и буйного пляса.
   Стремление соприкоснуться с жизнью совр. России отразилось  в  балете
"Стальной скок" (1925, сцен. Г. Б. Якулов  и  П.;  1927,  Русский  балет
Дягилева, балетм. Л. Ф. Мясин, худ. Якулов). Критически относясь ко  мн.
проявлениям большевистской диктатуры (о ч„м свидетельствует дневник  П.,
посвящ. пребыванию на родине в 1927), П.  тем  не  менее  с  сочувствием
относился к планам  индустриального  преобразования  страны.  В  замысле
балета, в рождении к-рого решающую роль  сыграл  художник-конструктивист
Якулов,  отразилось  увлечение  "музыкой  машин",   что   сочеталось   с
гротесково-карикатурным  изображением  как  персонажей,   представлявших
"старую Россию", так и примет нового быта. Однако нац. природа дарования
П. по-своему преломилась и в этом  балете,  что  сказалось  в  диатонич.
складе музыки, в отдельных "прорывах" чистой лирики.
   Этапом в творч. развитии П. стал балет "Блудный  сын",  созданный  на
осн. евангельской притчи (1929, сцен. Б.  Кохно,  Париж,  Русский  балет
Дягилева, балетм. Дж. Баланчин). Общече-ловеч. содержание  стимулировало
значительное возрастание роли мелодич. начала, что  предвосхитило  стиль
поздних  балетов;  сказалось  несравненное  мастерство  П.  в  раскрытии
психологически сложных душевных движений. Лирич. наклонение  преобладает
и в балете "На Днепре", созданном  по  заказу  ближайшего  сотрудника  и
единомышленника Дягилева - С. Лифаря (1930, сцен.  Лифаря  и  П.;  1932,
парижская Опера, балетм. Ли-фарь).
   Крупнейшие  достижения  П.  в  балетном  творчестве  связаны  с   его
деятельностью по возвращении на родину. Балет  "Ромео  и  Джульетта"  на
сюжет трагедии У. Шекспира в эволюции муз.-хореогр. жанров стал событием
мирового значения (1936, сцен. А. И. Пиотровский, С.  Э.  Радлов  и  П.;
1938, Брно, балетм. И. Псо-та). Во многом исходившее из господствовавших
тогда   принципов    драмбалета,    это    произведение    противостояло
идейно-эстетич.   установкам,   провозглашавшимся   сторонниками    соц.
реализма: взамен прямолинейно-однозначной конфронтации положит, героев и
коварных   врагов   в   "Ромео   и   Джульетте"   развернуты   глубокие,

Страницы: «« « 216   217   218   219   220   221   222   223   224  225   226   227   228   229   230   231   232   233   234  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет