Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 345 Размер файла: 2343 Кб Страницы: «« « 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 » »» Выступала в балетах, пост. Ж. Перро, М. И. Петипа. Лучшие партии - Пахита, Лиза. В "Тщетной предосторожности" Д. Герольда П. выступала следом за Ф. Эльслер и имела тем не менее огромный успех (1854). Е„ комедийный талант проявился в балетах, пост. Перро, особенно в "Маркитантке". Исполнила ведущие партии в балетах: "Дриада или Эолина", "Наяда и рыбак", "Газельда", "Любовное зелье", "Своенравная жена". Лит.: БорисоглебскийМ. (сост.), Материалы по истории рус. балета, т. 1, Л., 1938; КрасовскаяВ., Рус. балетный т-р второй пол. XIX в., Л. - М., 1963. ПРОКОФЬЕВ Александр Алек сандрович (р. 25.6. 1942, г. Омск), балетмейстер, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1987). Окончил МХУ (1961), пед. отд. балетмейстерского ф-та ГИТИСа (1971, курс Н. И. Тарасова). В 1961-66 солист Новосибирского т-ра; партии: Нурали, Вацлав, Мерку-цис. В 1972-73 директор балета муниципального т-ра Сантьяго (Чили), в 1977 педагог-репетитор в Т-ре оперы и балета Анкары (Турция), в 1981-83 педагог-репетитор Королевского балетного т-ра (Бельгия), в 1989 педагог-репетитор в Т-ре оперы и балета в Мюнхене (ФРГ). В 1986 пост. "Серенаду" и "Тему с вариациями" на муз. П. И. Чайковского (хореография Дж. Баланчина, Ленингр. Малый т-р). В 1990-92 худ. рук. моек. т-ра балета "Классики хореографии", отличающегося академизмом, строгой, классич. манерой исполнения; пост.: "Баядерка", хореография М. И. Петипа в ред. П.; дивертисмент из классич. Гран па Чайковского - оба 1991. В 1993 создал труппу "Сезоны Русского балета". В 1969-89 педагог классич. танца в МХУ. Ученики: А. М. Лиепа, И. Д. Мухамедов, А. Н. Фадеечев, В. Яременко, Ю. В. Клевцов, И. Терентьев. л. о. Ефремова. ПРОКОФЬЕВ Александр Владимирович (р. 31.12.1963, Куйбышев), артист. По окончании Пермского хореогр. уч-ща (педагог В. К. Толстухин) с 1983 в Куйбышевском т-ре. Первый исполнитель партии Воина ("Скифская сюита", 1988, балетм. И. А. Черныш„в). Партии: Ротбарт, Гирей; Ганс ("Жизель"), Гармодий ("Спартак"), Л„тчик ("Маленький принц"), Иван ("Кон„к-Горбунок"), Резанов (""Юнона" и "Авось""), Разин ("Казнь Степана Разина"), Шайтан ("Шурале"). Особенность сценич. манеры П. - скульптурная выразительность поз и жестов, внимание к красоте ПЛаСТИКИ. Л. Л. Волынкина. ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич [11(23).4.1891, с. Сонцовка, ныне с. Красное Донецкой обл., Украина - 5.3.1953, Москва], композитор, пианист, дириж„р. Нар. арт. РСФСР (1947). В 1909 окончил Петерб. коне. по классу композиции, в 1914 по классу фортепиано. Ученик А. К. Лядова (композиция), Н. А. Римского-Кор-сакова (инструментовка), Я. Ви-тола (муз.-теоретич. дисциплины), Н. И. Черепнина (дирижирование), А. Н. Есиповой (фортепиано). С 1918 по 1936 жил за рубежом (преим. во Франции), трижды посещал Сов. Союз с гастрольными поездками, сотрудничая с т-рами и киностудиями. Окончательно возвратился в СССР в 1936. Один из наиболее выдающихся композиторов России 20 в., П. создал значит. произв. во всех жанрах муз. творчества: вок., симф., камер-но-инструм., писал музыку к кинофильмам и театр, постановкам. Ведущая роль в его наследии принадлежит опере и балету. Балетное творчество П. в период до 1930-х гг. в основном связано с деятельностью Русского балета Дягилева. По заказу С. П. Дягилева П. работал над балетом на скифский сюжет в сотрудничестве с автором либретто поэтом С. М. Городецким, и хотя первый опыт композитора был отвергнут заказчиком, возникшая на его основе "Скифская сюита" для оркестра (1915) в дальнейшем неоднократно использовалась хореографами. В "Скифской сюите" получили ярчайшее выражение образы языческой Руси с присущим им сокрушающим напором, первозданной силой и одновременно очарованием пустынного пейзажа, таящего в себе смутную тревогу. Декоративная красочность музыки сочетается с энергией ритмов, брутальной ж„сткостью и ослепительным блеском оркестровки, достигающим апогея в картине солнечного восхода. Рус. национальная природа творчества П. ярко проявилась в первом заверш„нном и поставленном дягилевском балете - в "Сказке про шута, семерых шутов перешутившего" по мотивам рус. сказок из собр. А. Н. Афанасьева (1920, 2-я перераб. ред., сцен. П. и Дягилев; 1921, Русский балет Дягилева, Париж, балетм. Т. Сла-винский, худ. М. Ф. Ларионов). Подобно прославленному "Петрушке" И. Ф. Стравинского, "Сказка про шута..." также вобрала в себя стихию рус. ба-лаганно-скоморошьего представления, переходящего порой в гротеск. Но в балете П. несравненно весомее роль мелодики, пронизанной песенными и танц. оборотами в духе рус. лирич. "протяжной" песни и буйного пляса. Стремление соприкоснуться с жизнью совр. России отразилось в балете "Стальной скок" (1925, сцен. Г. Б. Якулов и П.; 1927, Русский балет Дягилева, балетм. Л. Ф. Мясин, худ. Якулов). Критически относясь ко мн. проявлениям большевистской диктатуры (о ч„м свидетельствует дневник П., посвящ. пребыванию на родине в 1927), П. тем не менее с сочувствием относился к планам индустриального преобразования страны. В замысле балета, в рождении к-рого решающую роль сыграл художник-конструктивист Якулов, отразилось увлечение "музыкой машин", что сочеталось с гротесково-карикатурным изображением как персонажей, представлявших "старую Россию", так и примет нового быта. Однако нац. природа дарования П. по-своему преломилась и в этом балете, что сказалось в диатонич. складе музыки, в отдельных "прорывах" чистой лирики. Этапом в творч. развитии П. стал балет "Блудный сын", созданный на осн. евангельской притчи (1929, сцен. Б. Кохно, Париж, Русский балет Дягилева, балетм. Дж. Баланчин). Общече-ловеч. содержание стимулировало значительное возрастание роли мелодич. начала, что предвосхитило стиль поздних балетов; сказалось несравненное мастерство П. в раскрытии психологически сложных душевных движений. Лирич. наклонение преобладает и в балете "На Днепре", созданном по заказу ближайшего сотрудника и единомышленника Дягилева - С. Лифаря (1930, сцен. Лифаря и П.; 1932, парижская Опера, балетм. Ли-фарь). Крупнейшие достижения П. в балетном творчестве связаны с его деятельностью по возвращении на родину. Балет "Ромео и Джульетта" на сюжет трагедии У. Шекспира в эволюции муз.-хореогр. жанров стал событием мирового значения (1936, сцен. А. И. Пиотровский, С. Э. Радлов и П.; 1938, Брно, балетм. И. Псо-та). Во многом исходившее из господствовавших тогда принципов драмбалета, это произведение противостояло идейно-эстетич. установкам, провозглашавшимся сторонниками соц. реализма: взамен прямолинейно-однозначной конфронтации положит, героев и коварных врагов в "Ромео и Джульетте" развернуты глубокие, Страницы: «« « 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |