|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 345 Размер файла: 2343 Кб Страницы: «« « 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 » »» Петерб. ун-та. Выступал с лекциями и статьями о рус. иск-ве (в ж. "Мир
искусства", "Золотое руно"), участвовал в археологич. раскопках древних
рус. городов, работал как художник-живописец. В 1907 дебютировал как
театр, художник (оформление мистерии "Три волхва" Н. Н. Евреинова,
Старинный т-р, Петербург). С 1909 жил за границей (США, Индия). Эскизы
декорации Р., представлявшие собой по существу становые картины на тему
того или иного сценич. произв., дают обобщ„нный образ спектакля в
живописном претворении. Впечатляющую картину половецкого стана создал Р.
в эскизах декораций к опере "Князь
Игорь" ("Половецкие пляски", 1909, Русские сезоны, Париж, балетм. M.
M. Фокин). Среди его лучших работ - оформление балета "Весна священная"
(1913, Русские сезоны, балетм. В. Ф. Нижинский), в к-ром художник
воссоздал ряд величеств, и суровых пейзажей - "ликов земли", ещ„ не
тронутой человеком; в этом балете Р. проявил себя и как мастер сценич.
костюма, поэтически передал в эскизах этногра-фич. особенности одежды и
облика древнего человека.
Соч.: Из лит. наследия. M., 1974. Лит.: Н. К. Рерих. Жизнь и
творчество, M.. 197S: Полякова li. И.. Николай Рерих, 2изд..М..19К5.
В.М.Паппе.
РЕШЕТНИКОВА Валентина Афанасьевна (р. 7.9.1939, Москва), артистка.
Засл. арт. Карел. АССР (1959). По окончании МХУ (педагог Е. П. Гердт) с
1958 в Петрозаводском т-ре. Партии: Одетта-Одиллия; Марта, невеста
Илмаринена ("Сампо"). В 1961-84 в Т-ре им. Станиславского и
Немировича-Данченко.
Выступала гл. обр. в пост. ба-летм. В. П. Бурмейстера, Н. Г.
Гришиной. Партии: Купава ("Снегурочка"), Коломбина ("Золотой ключик"),
Медора; Цыганка ("Эсмеральда"), Мачеха и Кривляка ("Золушка"), Консуэла
("Лола"). Сценич. обаяние, одухотвор„нность, хорошая техника позволяли
Р. перевоплощаться в персонажи как трагедийные, так и комедийные.
Н. В. Воскресенская.
РЙМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич [6(18).3.1844, Тихвин -
8(21).6.1908, усадьба Любенск, близ Луги, ныне Ленингр. обл.],
композитор, дириж„р, педагог. Участник объединения "Могучая кучка", рук.
Беля-евского кружка, директор Бесплатной муз. школы, проф. Петерб. коне.
(с 1871). Автор 15 опер, кантат, программных симф. произв., романсов. В
сво„м творчестве, насыщенном образами нар.-поэтич. фантазии, Р.-К.
развивал традиции М. И. Глинки. Нар.-песенные истоки обогащены в его
произв. достижениями муз. профессионализма. Их отличает исключительная
красочность гар-монич. языка и инструментовки. В нек-рых операх Р.-К.
содержатся разв„рнутые танц. сцены, нередко связанные с нар. обрядами,
играющие существ, роль в муз. драматургии ("Снегурочка", "Садко" и др.).
Опера-балет Р.-К. "Млада" - произв. синтетич. жанра, где танц. сцены
занимают равноправное положение с вокальными и чередуются с ними (пост.
в 1892, Мариинский т-р, балетм. Л. И. Иванов, Э. Чеккетти). На музыку
Р.-К. ставились балеты: "Шехера-зада" (1910, Русские сезоны, Париж),
"Золотой петушок" (1914, Русский балет Дягилева), "Русские игрушки"
(1921, Нью-Йорк, "Палас тиэтр"), "Оле Topo" (на муз. "Испанского
каприччио", 1924, Нью-Йорк, "Метрополитен-опера"), "Шемаханская царица"
(на муз. оркестровой сюиты "Ше-херазада", 1924, Филадельфия, все балетм.
М. М. Фокин), "Испанское каприччио" (1923, Большой т-р, балетм. Л. А.
Жуков; 1939, "Балле рюс де Монте-Карло", балетм. Л. Ф. Мясин).
Со ч.: Летопись моей музыкальной жизни. Полн.собр. соч., т. l. M.,
1955.
Лит.: Асафьев Б. (Игорь Глебов). Н. А. Римский-Корсаков, M.-Л., 1944;
Гозенпуд А. А., Н. А. Римский-Корсаков. Темы и идеи его оперного
творчества, М., 1957; Данилевич Л. В., Последние оперы Н. А.
Римского-Корсакова, М., 1961;
Фокин М., Против течения. Воспоминания балетмейстера, 2 изд., Л.,
1981.
В. В. Ванслов.
РИНАЛЬДИ (Rinaldi) Антонио [по прозвищу Фузано (Фоссано), от Fusano,
итал. - "вертун"] (г. рожд. неизв. - ум. после 1758), итал. танцовщик
(родом из Венеции), балетмейстер, педагог. Исполнял комические и
гротесковые партии и прославился своими выступлениями в Лондоне. Ж. Ж.
Новер считал, что "Фоссано - самый приятный и самый остроумный из
комических танцовщиков", к-рый прин„с "во Францию страстное увлечение
прыжками". В 1735-38 гастролировал в Петербурге (танцовщик и балетм.
труппы под рук. композитора Ф. Арайи, в составе труппы - Джулия
Портези-Ринальди, дочь итал. арлекина А. Константини, ставшая второй
женой Ринальди, Козимо Тези (по прозвищу "Короткий") с женой, Джузеппе
Бру-норо (по прозвищу "Длинный"). Был учителем танцев у Елизаветы
Петровны. Вернулся в Петербург в 1742 по приглашению ставшей
императрицей Елизаветы и работал в придв. т-ре до 1758. Выступал в
балетах при опере "Селевк", исполнил партию Опекуна в балете
"Коллен-маляр, или Жмурки". Пост.: балет "Огородник" при опере
"Ортоландо" Буини (1736), балеты при операх Арайи
- "Сила любви и ненависти" (1736), "Притворный Нин, или Семирамида
познанна" (1737), "Артаксеркс" (1738); "Селевк" ("Гусарский балет" и
"Балет, состоящий из людей разных народов, которые все в масках", 1744),
"Сципион" ("Балет, представляющий свадьбу батавцев", "Имя великого более
приличествует тому, кто великодушно прощает, неужели кто делает
отмщение" и "Брак Купидона и Психе", 1745), "Митридат" ("Балет,
состоящий из нимф, идущих на морской берег рыбу ловить, и из матросов,
которые хотят их восхитить", "Балет, представляющий несколько садовников
и садовниц, которые, сломивши множество ветвей с дерев, плетут из них
венок и полагают оный по середине сада" и "Балет, представляющий
китайское торжество", 1747), "Прибежище мира" (1747), "Беллерофонт"
("Коллен-маляр, или Жмурки", "Собрание ловцов и ловиц, приносящих дар
Диане", 1750), "Евдо-ксия венчанная, или Феодосии Второй" ("Басня о
Галатее, Полифеме и Ацисе", "Взятие златого руна", 1751), "Александр в
Индии" (1755), "Любовь-невольник" (1755, Ораниенбаум), "Це-фал и
Прокрис" ("Священница Минерва, жрец юпитеров, афиняне и афинянки
приношением жертвы тщатся Юпитера смягчить", "Нимфы и сатиры изъявляют
свою радость, что их жилищи прежнюю красоту получили", "Баханты", балет
об Орфее, 1755), балеты после кантаты "Пророчествующая Урания" Арайи
("Балет веселящегося народа", 1757), при театр, представлении
"Соединение любви и брака" ("Балет цветков", 1745). Будучи составной
частью оперы, балеты Р. могли развивать е„ действие или представлять
собой самостоятельные дивертисменты, связанные с оперой опосредованно.
Современники считали Р. выдающимся балетмейстером комич. и бурлескных
Страницы: «« « 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |