Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 345 Размер файла: 2343 Кб Страницы: «« « 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 » »» балеты Фокина и др. совр. рус. балетмейстеров. Однако осознано это было значит, позже. "Спящая принцесса" финансового успеха не принесла. Зрители и критики Великобритании привыкли видеть во время выступлений дягилев-ской труппы программы, состоящие из тр„х-четыр„х коротких балетов с совр. хореографией и музыкой, как правило, контрастных по характеру и рождающих разнообразие впечатлений. Они любили фокинские пост. за красочность и накал страстей или за лиризм романтич. образов, восхищались мясинскими комедиями. Они привыкли к неожиданностям - к остросовр. музыке Стравинского и С. С. Прокофьева, к вторжению в балет кубизма. Много-актный "большой балет" с размеренной сменой классич. вариаций и ансамблей, перебиваемых только пантомимными эпизодами, показался однообразным и монотонным. Его восприняли и как отступление от новаторского пути, к-рым ранее ш„л Дягилев. В результате труппа оказалась на грани разорения. Тем не менее Дягилев сумел организовать парижский сезон, затем гастроли по Европе, а главное, добился соглашения, по к-рому труппа получала постоянную репетиционную базу в Монте-Карло. Здесь Дягилев пост. ряд забытых опер (Ш. Гуно, М. П. Монтеклера), а Нижинская на протяжении ближайших неск. лет осуществила в его труппе лучшие свои спектакли. В 1923 она пост. "Свадебку" Стравинского (худ. Гончарова) - балет-ритуал, условное коллективное действо, открывающее простор глубоким размышлениям о жизни. Содержание балета раскрывалось через движение массы, организованной в геометризированный рисунок, образующей компактные группы, пирамидальные построения. Характер пластики навеян рус. иконописью. В 1924 ею были поставлены балет "Лани" Ф. Пуленка (худ. М. Лорансен), проникнутый духом утонч„нной недосказанности, где соседствовали наивность и двусмысленность, сентиментальная грация и экстравагантная бравада, а также "Голубой экспресс" Д. Мийо (худ. А. Лоран и Г. Шанель) - "хореографическую оперетту", тяготеющую к конкретности бытовых образов, нарочитой обыденности, материалом для к-рой послужили популярные развлечения - цирк и балаган, варьете и кабаре, дансинги и кафе-концерты, а также спорт; в балете были юмористически обрисованы колоритные персонажи - завсегдатаи модного пляжа. Нижинская пришла в труппу, когда в результате финансовой катастрофы, постигшей "Спящую принцессу", Дягилев с особой настойчивостью требовал от авторов своих балетов нового и невиданного. Нижинская сумела найти для себя привлекательное и в задуманных Дягилевым спектаклях, предназначенных парижским снобам и одновременно их же изображающих. Она обновляла хореогр. лексику; традиц. форма обогащалась наблюдениями, полученными за пределами балетного т-ра: в быту, на эстраде, в изобразит, иск-ве. В балете "Голубой экспресс" достигла кульминации заявившая о себе ещ„ в "Параде" тенденция эпохи - необычайно возросший интерес к "л„гким", точнее - эстрадно-цирковым жанрам и смыкание этих жанров с балетом. Дягилева упрекали за пренебрежение тем, что недавно было главным в балете, - классич. танцем, его техникой, его выразит, средствами. В момент, когда критика стала наиболее острой, открылась возможность сотрудничества с балетмейстером, к-рый в традиции видел фундамент новаторского иск-ва, - с Дж. Баланчиным. Одновременно труппа пополнилась сильными танцовщиками классич. школы: к сер. 20-х гг. здесь работали С. Лифарь, А. Долин, А. Маркова, А. Никитина, А. Д. Данилова, периодически О. А. Спесивцева, характерные танцовщики Л. Соколова, Л. Вуйциков-ский, С. Идзиковский. После ухода в 1926 Нижинской из Р.б. Д. здесь ставили балеты Мясин и Баланчин. Мясин пост. балеты "Зефир и Флора" В. Дукельского (худ. Ж. Брак) и комедийный балет "Матросы" Ж. Орика (худ. П. Пруна, оба 1925), балет "Стальной скок" Прокофьева (1927, худ. Г. Б. Якулов) - единственный спектакль рус. балетного т-ра 20-х гг., где конструктивистская хореография (близкая "танцам машин") и конструктивистское оформление сочетались в одном представлении; балет "Ода" Н. Д. Набокова (1928, худ. П. Ф. Челишев) - сюрреалистическое представление, прославляющее природу во всех е„ проявлениях, от судеб зв„зд до зарождения жизни и появления человека на земле. Баланчин после комедийного балета "Бара-бау" В. Риети (1925, худ. М. Утрилло) и балета "Триумф Нептуна" Дж. X. Бернерса (1926, худ. Пруна), имитирующего представление старинной англ. пантомимы, пост. балеты, где основой стали обобщ„нные построения классич. танца: "Кошка" A. Core [1927, худ. братья Наум А. Певз-нер (Наум Габо) и Антуан (Натан А.) Певзнер] и особенно "Аполлон Мусагет" Стравинского (1928, худ. А. Бошан и Шанель). В балете "Аполлон Мусагет" Баланчин, по его собств. признанию, учился у Стравинского точности и строгости отбора выразит, средств. Его классика здесь, являясь производным от классики 19 в., от танца Петипа, была современна и вместе с тем обращена в будущее, открывала новые возможности использования и развития классич. форм. Последний спектакль Р.б. Д., балет "Блудный сын" Прокофьева (1929, худ. Ж. Руо), также пост. Баланчиным, вобрал в себя мн. впечатления от виденного хореографом в Петрограде в нач. 20-х гг. (постановки К. Я. Голейзовского, В. Э. Мейерхольда, конструктивистские декорации, "танцы машин" Н. М. Форег-гера). Одновременно этот балет отличал драматизм, ранее не свойственный ни автору музыки, ни автору хореографии, да и вообще спектаклям этой труппы 20-х гг. Балеты "Аполлон Мусагет" и "Блудный сын" таили в себе обещание новых открытий, может быть даже нового этапа в развитии дягилевского балета, но смерть Дягилева в 1929 прекратила существование труппы. Начатое здесь было отчасти продолжено др. рус. балетными труппами, возникшими на базе Р.б. Д. в нач. 30-х гг.: "Балле рюс де Монте-Карло", "Балле рюс дю колонель де Базиль", "Балле 1933". Роль Р. б. Д. в истории хореографии 20 в. огромна. Р. б. Д., естественно выросший из Русских сезонов 1908-10, начал сво„ существование в период, когда балетный т-р Европы был в упадке. Русские сезоны явились поворотным моментом в развитии хореогр. т-ра на Западе. Балет был реабилитирован как иск-во. Более того, он стал эстетич. силой, воздействовавшей на самые разные области культуры. Прославив рус. мастеров на Западе, он одновременно показал Западу пути развития собств. возможностей, всемерно содействовав возрождению балета во вс„м мире. Началось это возрождение с освоения идей "нового" ("мирис-куснического") балета, восприятия тех форм, к-рые были предложены во время Русских сезонов и в первые годы существования Р. б. Д. Повсеместно стали складываться самостоят, балетные коллективы вместо балетных трупп при оперных т-рах, как было принято ранее. Осн. типом спектакля стал одноактный балет, реш„нный в единой стилистике, предполагающий активное сотрудничество балетмейстера, композитора, художника. Огромное внимание стало уделяться музыке, на основе к-рой создавались балеты. Дягилеву Страницы: «« « 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |