Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 238   239   240   241   242   243   244   245   246  247   248   249   250   251   252   253   254   255   256  » »»

Бертран-Атрюкс  и  др.).  31.1.1824,  Москва,  дом  Пашкова,  балетм.  и
исполнительница гл. партии - Ф. В. Гюллень-Сор; эта  же  пост.  показана
6.1.1825 в моек. Большом т-ре.  7.11.1835,  там  же,  возобновление.  3)
Фанта-стич. балет в 5 актах 13 картинах. Комп. В. К.  Мюльдорфер,  сцен.
К. Ф. Вальц. 14.12.1871,  Большой  т-р,  Москва,  под  назв.  "Волшебный
башмачок" ("С андрильон  а"),  балетм.  В.  Рейзингер,  худ.  Вальц,  К.
Гроппиус, П. А. Исаков.  Ф.  И.  Шеньян  и  др.;  Сандрильона  -  А.  И.
Собсщанская, ее отец - В. Ван-нер. Король-В. Ф. Гельцер.  Повелительница
жучков - П. М. Карпакова. 17.2.1889, там же, возобн., под назв. " Х p  у
с т а л ь н ы и башмачок" ("Сандрильона")  в  5  актах  11  картинах,  с
добавлением  муз.  Шимана,  балетм.  А.  Н.   Богданов,   дир.   П.   П.
Золотарен-ко; Сандрильона -Л. Н. Гейтен. 1899, там же, возобн.,  балетм.
И. Н. Хлюстин; Сандрильона - Л. А. Рославлева (в 1900 Е. В. Гельцер). 4)
Фантастич. балет в 3 актах. Комн.  Б.  А.  Фитингоф-Шель,  сцен.  Л.  А.
Пашкова. 5.12.1893, Мариинский т-р, под назв. " 3 о -л у ш к а", балетм.
М. И. Петипа, Л. И. Иванов, Э. Чеккетти, худ. М. И. Бочаров,  Г.  Левот,
М. А. Шишков, дир. Р. Е. Дриго; Сандрильона - П. Леньяни, принц Шарман -
П. А. Гердт, Король - Н. С. Аистов, Камергер - А. Д. Булгаков.  5)  В  3
актах. Комп. Ф. д'Эр-ланже, сцен. М.  М.  Фокин.  19.2.1938,  под  назв.
"Золушка",  труппа   "Балле   рюс   дю   коло-нель   де   Базиль",   т-р
"Ковент-Гарден", Лондон, балетм. Фокин, худ. Н. С. Гончарова; Золушка
   - Т. М. Рябушинская, Принц - П. Петров. 6)  В  3  актах  7  картинах.
Комп. С. С. Прокофьев. См. "Золушка". Г. В. Иноземцева.
   САНКОВСКАЯ  Екатерина   Александровна   [11(23).11.1816,   Москва   -
16(28).8.1878,  там  же],  артистка.  Первая  танцовщица  моек.   сцены,
освоившая преромантич.  и  лирико-романтич.  стили  зап.-европ.  балета,
давшая им нац. окраску. Окончила Моск. театр. уч-ще в 1836.  Ученица  Ф.
В. Гюллень-Сор, по драматич. классу - М. С. Щепкина. Начиная со школы (с
1826) с успехом выступала не только в балетных, но и в драм.  спектаклях
на сцене Малого т-ра, вместе со Щепкиным, Л. П.  Никулиной-Косицкой,  П.
С.
   Мочаловым. С 1835 в Большом т-ре.  В  1836  с  Гюллень-Сор  ездила  в
Париж, где познакомилась с иск-вом М. Тальони, К.  Гризи,  Ф.  Эль-слер.
Славу балерине принесло выступление в балете "Сильфида" (1837). С  этого
времени С. начала выступать  сначала  в  репертуаре  М.  Тальони  ("Дева
Дуная", 1838;
   "Восстание в серале", 1840; "Морской  разбойник",  1841;  "Влюбл„нная
баядерка",  1841),  продолжая  при  этом   танцевать   и   прероман-тич.
репертуар, позже - в партиях, прин„сших славу Эльслер, Гризи  ("Жизель",
1845; "Мечта художника", 1849; "Катарина, дочь  разбойника",  1850).  Е„
партн„рами были ведущие танцовщики моек. сцены 30-50-х гг. -  И.  Ришар,
Т. Герино, Ф. Монтасю. Новая танц.  техника,  идеи  и  образы  романтич.
балета привлекли к иск-ву С.  симпатии  интеллигенции  Москвы,  особенно
молод„жи (студенты Моск. ун-та увенчали е„ золотым  венком).  Е„  танцем
восхищались В. Г.  Белинский,  А.  И.  Герцен,  С.  Т.  Аксаков,  M.  E.
Салтыков-Щедрин  назвал  С.  "душой  московского  балета".  Выступая   в
лирико-романтич. балетах, С. вносила новые интонации в стилистику  танца
и в трактовку образов в соответствии  со  своими  природными  данными  и
традициями  моек.  школы   танца.   Хрупкая,   маленького   роста,   она
акцентировала в  своей  исполнительской  манере  л„гкость,  изяще  ство,
невесомость танца.
   После ухода Гюллень-Сор из Большого т-ра  С.  начала  выступать  и  в
качестве  постановщика,  ввела  в  репертуар  балеты   Ж.   Ма-зилье   -
"Своенравная жена" ("Сумбурщица") А. Адана (1846),  Ж.  Перро  -  "Мечта
художника" Ц. Пуни (1853). Последняя  партия  балерины  -  Эсмеральда  в
пост. Перро (1853).
   Покинув сцену в 1854, преподавала бальные танцы  в  гимназии,  давала
частные уроки, в т. ч. в семье К. С. Станиславского.
   Лит.: Красовская В., Рус. балетный т-р от возникновения до  сер.  XIX
в., Л.- \i., 195S; Бахрушин Ю., История рус.  б;1-'1СТс1.  3  изд..  М.,
1977; Чернова Н., В моек. б;1.чете щепкинской поры, "СБ", 1989,  .V.  4.
Н. Ю. Чернова.
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ РУССКОГО БАЛЕТА им. А. Я. Вагановой  (до
1991 Ленинградское хореографическое училище, с  1961  -  академическое),
одна из старейших балетных школ мира; первая рус. танц.  школа.  Осн.  в
1738 по указу имп. Анны Иоанновны  франц.  танцмейстером  Ж.  Б.  Ланде.
Первоначально располагалась в  двух  комнатах  старого  Зимнего  дворца.
Первыми учениками были 6  девочек  и  6  мальчиков  из  семей  дворцовых
служащих. У истоков балетного образования в России стояли  представители
двух европ. школ. "Серь„зный" танец на основе менуэта преподавал  Ланде,
затем его ученики; "танцу комическому"  обучали  итальянец  А.  Ринальди
(Фоссано) и его  жена  Дж.  Ринальди.  Строгие  каноны  франц.  школы  и
гротесковая  виртуозность   итальянской   органично   слились   в   рус.
исполнительстве.  Лучшие  среди  первых  учеников  -  А.  Сергеева,   А.
Тимофеева, А. Топорков - не уступали в мастерстве  иностр.  артистам.  В
1755-62 в Ораниенбауме, при  дворе  Петра  III,  существовала  ещ„  одна
балетная школа, из к-рой вышел Т. С.  Бубликов.  Сотрудничество  рус.  и
европ. танц. культур в 18-19 вв. было  постоянным.  Идейная  и  эстетич.
новизна постановок Ф. Гильфердинга и  его  последователя  Г.  Анджолини,
работавших  в  1750-х  гг.  в  Петербурге,  требовала  освоения  технич.
при„мов, совершенствования пластики и мимики.
   В 1779 балетная, муз., драм. и живописная школы объединились в Театр.
школу, размещ„нную в быв. казармах Преображенского полка  на  Миллионной
улице. Здесь обучалось 50 детей. В уч. программу входили  рус.  грамота,
математика, франц. и итал. языки и спец.  предметы.  На  школьной  сцене
устраивались  концерты,  ставились  драмы  и  балеты.  Заметный   подъ„м
балетного образования  обозначился  со  вторым  приездом  в  1784  итал.
хореографа Дж. Кан-циани. Результатом его пед. деятельности стал  выпуск
рус. артистов, занявших ведущее положение в  труппе.  Среди  них  первый
рус. балетм. И. И. Вальберх. В 1792 была принята уч. программа, согласно
к-рой воспитанники обучались всем  театр,  профессиям  для  последующего
использования  по   надобности   театр,   дирекции.   Не   согласный   с
деспециализацией  обучения,  Канциани  уш„л  в   отставку.   Его   место
унаследовал Вальберх, ежедневно дававший урок сразу всем ученикам. В  то
же время Вальберх занимался отдельно с наиболее одар„нными детьми. Среди
его учеников:
   И. М. Аблец, А. П. Глушковский, Е. И. Колосова, А.  И.  Тукманова.  К
нач. 19  в.  школа  разделилась  на  школу  театр,  танцев  и  муз.  уч.
заведение. Помогали Вальберху танцовщик Гульельми  и  быв.  фигурант  Г.
Клишкин.

Страницы: «« « 238   239   240   241   242   243   244   245   246  247   248   249   250   251   252   253   254   255   256  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет