Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 239   240   241   242   243   244   245   246   247  248   249   250   251   252   253   254   255   256   257  » »»

   В 1801-11  и  1816-29  в  Петербурге  работал  Ш.  Дидло.  Выдающийся
танцовщик  и  хореограф  направил  внимание  прежде   всего   на   проф.
подготовку. При н„м танц. класс  стал  считаться  наиважнейшим,  по  его
настоянию в 1805 было построено новое  здание  школы  на  Екатерининском
канале близ  Большого  (Каменного)  т-ра.  К  1809  число  воспитанников
возросло до 120. Дидло  привл„к  свежие  пед.  кадры.  Немало  нового  в
преподавание танца внесла Колосова; подготовит, класс девочек вела Е. И.
Сазонова, с мальчиками занимались танцовщики П.  Н.  Артемьев  и  А.  Ф.
Спиридонов. Первые выпускники Дидло, выступившие на сцене Большого т-ра,
- Глушковский, М. И. Данилова, М. И. Иконина, Я. Люстих, А. С. Новицкая,
Ж.  Сен-Клер.  В  1809  появился  первый  законодательный   документ   -
"Образование театральной  шко-лЫ",  разработанный  членом  репертуарного
комитета кн. А. А. Шаховским. Он определял  задачи  учреждения,  правила
при„ма, организацию и программу обучения и воспитания. Однако школа была
по-прежнему целиком подчинена интересам общетеатр.  практики,  и  потому
Дидло приходилось вести с Дирекцией  борьбу  за  своих  учеников,  к-рых
распределяли то в драму, то в оперу,  а  то  и  в  "гардеробную  часть".
Гордостью рус. балета стали выпускники школы Дидло - И. О. Гольц, А.  И.
Истомина, Е. А. Телешова,  И.  А.  Шемаев.  Сохраняя  высокие  критерии,
заложенные Дидло, в школе преподавали Артемьев и А. А. Лихутина.
   Положение об уч-ще 1829 разделяло его на мужскую и женскую  половины,
на  два  разряда  "по  предмету  учения":  первый  -  драм.,  оперный  и
музыкальный и второй - балетный. В 1830-е гг. труппу  и  балетную  школу
возглавили  А.  Блаш  и  А.  Титюс.  Среди  новых  педагогов  выделялись
танцовщики франц. школы К. Лашук и Фредерик, отводившие  заметное  место
сценич. практике.  В  1834  Лашук  поставил  один  из  первых  публичных
спектаклей уч-ща - одноактный вариант балета  Ф.  Бернаделли  "Волшебная
флейта". В 1836  Театр.  уч-ще  переехало  в  более  просторное  здание,
построенное по проекту К. Росси,  с  большими  танц.  залами,  классами,
дортуарами  и  миниатюрным  т-ром,  где  ставились  драм.   и   балетные
спектакли.
   Во 2-й пол. 1840-х гг. преподавали В. П. Волкова, Е. Гюге, Ж. Петипа,
Д. С. Ришар,  воспитавшие  Л.  И.  Иванова,  М.  Н.  Муравь„ву.  В  1855
преподават. деятельность начал М. И. Петипа, эсте-тич. взгляды и  худож.
принципы к-рого определяли рус. исполнительскую школу кон. 19 в. Ведущим
педагогом с 1869 стал X. П. Иогансон - виртуозный танцовщик, воспитанный
по системе О.  Вестриса  и  А.  Бурнонвиля.  Он  прививал  будущим  рус.
танцовщикам ценные качества  датской  школы  -  чистоту  формы,  технику
пируэтов и прыжков, к-рые, однако, не  становились  самоцелью.  Иогансон
исповедовал  индивидуальный  подход  и  воспитал  множество   прекрасных
артисток. Композиции его экзерсиса не раз вдохновляли Петипа. В  1886-96
средние классы учениц вела Е. О.  Вазем,  также  стремившаяся  подчинить
технику выразительности.
   К нач.  1880-х  гг.  Театр.  уч-ще  состояло  из  балетного  и  драм.
отделений. К его  150-летию  был  издан  новый  устав,  согласно  к-рому
обучение велось 7 лет, с двумя  подготовит,  классами.  К  тому  времени
петерб. школа танца выпустила 891 артиста для имп.  т-ров  Петербурга  и
Москвы. В 1880-х гг. в школе преподавали П. А. Гердт, П. К. Карсавин, Е.
П. Соколова. Педагоги постоянно возобновляли и ставили маленькие  балеты
для школьных  спектаклей,  развивая  в  детях  акт„рские  способности  и
сценич. навыки. Немало балетов для учеников пост.  Петипа  и  Иванов.  В
1892 был введ„н новый предмет - теория записи танцев,  к-рую  преподавал
танцовщик  В.  И.  Степанов,  разработавший  систему  фиксации  балетных
движений. Ученики записывали по этой системе и разучивали отд.  танцы  и
целые балеты. Особенно активно пользовался ею педагог и танцовщик А.  А.
Горский,  начинавший  постановочную  деятельность.  Тогда  же   Степанов
составил и программу обучения классич. танцу  по  годам  (1895).  Прежде
преподавание  велось  спонтанно,  непоследовательно.   Программа   нашла
применение прежде в Моск. театр. уч-ще и лишь потом в петербургском.
   Большое влияние на рус. школу оказали итал. гастрол„ры, выступавшие в
Петербурге  в  1880-90-х  гг.  В.  Цукки  подала   пример   простоты   и
естественности акт„рской игры, К. Брианца,  П.  Леньяни  и  Э.  Чеккетти
блистали новыми технич. достижениями - заноска-ми, пируэтами,  фуэте.  В
кон. 19 в.  уч-ще  окончили  А.  Я.  Ваганова,  Л.  Н.  Егорова,  Т.  П.
Карсавина, М. Ф. Кшесинская, Н. Г. и С. Г. Легаты, В. Ф.  Нижинский,  А.
П. Павлова, О. И. Преображенская, Ю. Н. Седова, В. А. Трефилова.  Та  же
школа подготовила и хореографов-новаторов, ниспровергателей академизма -
Горского, М. М. Фокина, дебютировавших  спектаклями,  поставленными  для
уч-ща.
   После Окт. революции имп. Театральное (балетное) уч-ще  переименовано
в Гос. Петрогр. театральное (балетное) уч-ще, к-рое перешло в подчинение
Театр. совета при Комиссаре просвещения. Усилия уч-ща  в  те  годы  были
направлены на повышение уровня общего  образования.  Вначале  оно  стало
семилеткой, с 1928 - ср. спец. уч. заведением - хореогр. техникумом  (до
1937), где преподавали Преображенская (до 1921), Л. С. Леонтьев,  Н.  П.
Петров (до 1925), В. И. Пономар„в, М. Ф. Романова, В. А. Сем„нов, Е.  П.
Снеткова-Вечеслова, А. И. Чек-рыгин, А. В. Ширяев. С 1927 началась  пед.
деятельность Вагановой. Как и  прежде,  возобновлялись  балеты  классич.
наследия -  "Сильфида",  "Талисман",  "Ручей",  "Арлекинада".  В  первые
по-слереволюц. годы уч-ще окончили Д. М. Баланчивадзе (Баланчин), В.  И.
Вайнонен, П. А. Гусев, Л. М. Иванов (Лавровский), О. П.  Мун-галова,  Б.
В. Шавров, в 1925 - М. Т. Сем„нова, в 1926  -  А.  Н.  Ермолаев,  О.  Г.
Иордан, будущие балетм. Н. А. Анисимова, Р. В. Захаров, Л. В. Якобсон. В
1923 открылись вечерние курсы, давшие балету замечательных исполнителей:
Ф. И. Балабину, 3. А. Васильеву, Р. И. Гербека,  С.  Г.  Кореня,  К.  М.
Сергеева, В. М. Чабукиани.  В  эти  годы  созда„тся  и  утверждается  на
практике методика Вагановой, на  принципах  к-рой  воспитывались  Т.  М.
Вечес-лова,  Н.  М.  Дудинская,  Сем„нова,  Г.   С.   Уланова.   "Основы
классического танца" Вагановой были  опубликованы  в  1934  и  выдержали
множество переизданий на разных языках. Методич. работа  Вагановой  дала
толчок исследованиям в  области  др.  спец.  дисциплин.  Ширяев,  А.  И.
Бочаров, А. В. Лопухов выпустили "Основы характерного танца" (1939),  Н.
П. Ивановский - "Бальный танец XVI-XVIII веков" (1940).
   В 1934 было создано пед. отд., к-рое окончили будущие педагоги  уч-ща
Н. П. Базарова, Н. В. Бал-тачеева, Е. Н. Гейденрейх, Н. А.  Камкова,  В.
С. Костровицкая, Л. М. Тюнтина, Е. В. Ширипина. В том же году  открылось
нац. отд., готовившее кадры для  т-ров  союзных  республик.  Многие  его
выпускники стали ведущими артистами, крупными балетмейстерами, рук. нац.
балетных  трупп.  В  1937  Ф.   В.   Лопухов   организовал   при   уч-ще
балетмейстерское  отд.,  где  преподавали  Захаров  и  Лавровский.   Его

Страницы: «« « 239   240   241   242   243   244   245   246   247  248   249   250   251   252   253   254   255   256   257  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет