Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 232   233   234   235   236   237   238   239   240  241   242   243   244   245   246   247   248   249   250  » »»

принадлежала  честь  открытия  для  балета   таких   композиторов,   как
Стравинский  и  Прокофьев,  он  заказывал  музыку  Равелю,  Дебюсси,  Р.
Штраусу,  композиторам  "Шест„рки".  Возросший  интерес  композиторов  к
балетной музыке прив„л к созданию во  мн.  странах  выдающихся  балетных
партитур. Одновременно плодотворной оказалась практика сочинения балетов
на не предназначенную для танца музыку, что постепенно  стало  одним  из
осн. методов работы хореографов  на  Западе.  Огромное  влияние  оказали
спектакли Р. б. Д. на  сценографию.  Рус.  художники  продемонстрировали
совершенно новый  подход  к  декорац.  иск-ву,  основанный  на  принципе
синтеза: сценография стала частью сценич. действия,  в  нек-рых  случаях
даже определяющей. Результатом политики  Дягилева  в  своей  труппе  был
приход в т-р франц. художников-станковистов. Благодаря Р. б. Д. традиции
рус.  балета  стали  распространяться  по  всему  миру,  дав  толчок   к
повсеместному освоению школы классич. танца. Постепенно в каждой  стране
балет и классич. танец становились явлением нац. иск-ва. Р. б. Д. сыграл
свою роль и в приобщении зрителя за рубежом к  рус.  классич.  наследию.
Несмотря   на   решительное   преобладание   постановок    совр.    рус.
хореографов-Фокина,  Мясина,  Нижинской,  Баланчина,  труппа   имела   в
репертуаре  в  отд.  периоды  также  "Лебединое  озеро"  (в  сокращ„нной
версии), "Жи-зель", "Спящую красавицу". Благодаря Р. б. Д.  и  артистам,
работавшим в этой труппе, рус. классика 19 в.  заняла  прочное  место  в
репертуаре мн. зап.-европ. коллективов.
   Идеи, провозглаш„нные Дягилевым и  осуществл„нные  им  в  Р.  б.  Д.,
открыли Западу новую эстетику балета. При  этом  Дягилев  сумел  как  бы
заглянуть впер„д. Он предложил то, к чему балет в России ещ„ только ш„л,
то, что отражало его  поступательное  движение  и  что  было  необходимо
одновременно балету и России, и Запада.
   Лит.: Светлов В., Совр. балет, СПб.,  1911;  Левинсон  А.,  Старый  и
новый балет, П., 1918; Л и фар ь С., Дягилев и с  Дягилевым,  М-,  1994;
Фокин М., Против течения, Л.-М , 1962; 2 изд.,  Л.-М.,  1981;  Вершинина
И., Ранние балеты Стравинского. М.,  1967;  К  p  асов  -екая  В.,  Рус.
балетный т-р нач. XX в., [ч.] 1-2, Л., 1971-72; Зильберштейн И.,  Самков
В. (сост.), С. Дягилев и рус. иск-во, т. 1-2, M., 1982; Косачева  Р.,  О
музыке зарубежного балета (1917-1939),  M.,  1984;  Пожарская  М-,  Рус.
сезоны в Париже, М., 1988; С.  Дягилев  и  худож.  культура  XIX-XX  вв.
Материалы  науч.  конференции,  Пермь,  1989;  Б  e  н  у  а   А.,   Мои
воспоминания, 2 изд., т. 1-2, кн. 1-5, M.,  1990;  Григорьев  С.,  Балет
Дягилева. 1909-1929, пер. с англ., М., 1993; L i eve n P., The Birth  of
Ballets Russes, L" 1936; Beaumont С. W., The Diaghilev Ballet in London,
3 ed., L., 1951;
   Grigoriev  S.  L.,  The  Diaghilev  Ballet.  1909-1929,   L.,   1953;
Gontcharova N..  Larionov  M.,  Worms  P.,  Les  Ballets  Russes:  Serge
Diaghilev et la decoration Theatrale, Belves, Dordogne, 1955; S o k o  l
o v a L., Dancing for Diaghilev, L.. 1960; К о с h n о В., Diaghilev and
the Ballets Russes..., L., 1971;
   MacDonald N.. Diaghilev observed. L., 1979; Buckle R., Diaghilev, L-,
1979;
   Nijinska B., Early memoirs, N. Y., 1981;
   The Art of Enchantment. Diaghilev's Ballets Russes, 1909-1929, ed. by
N. van Norman Baer,  N.  Y.,  1989;  Garafola  L.,  Diaghilev's  Ballets
Russes. N. Y., 1989. E. Я. Суриц.
   РУССКИЙ БАЛЕТ ЗА РУБЕЖОМ, балетные коллективы, осн. в 1-й пол. 20 в.,
имевшие  в  репертуаре  балеты  рус.   наследия   или   созданные   рус.
балетмейстерами; руководителями были, как правило, рус.  хореографы  или
администраторы,  в  составе  труппы  в  основном   рус.   танцовщики   и
танцовщицы, обучавшиеся у  рус.  педагогов.  Наиболее  известен  Русский
балет  Дягилева  (1911-29).  В  эти  же  годы  работали  труппы:  И.  Л.
Рубинштейн (во Франции, периодически с  1910,  затем  в  1928-29,  1931,
1934), А. П. Павловой (с базой в Великобритании, но гастролировавшая  по
всему миру в  1918-31),  Русский  романтический  театр  Б.  Г.  Романова
(1922-26 в Германии), труппы под рук. А. Р. Больма ("Балле-интим" в 1916
и ряд др. коллекшвов в США, возглавляемых им в последующие годы). С нач.
20-х гг. М. М. Фокин и В. П. Фокина выступали в США с группой  учеников,
в 1924 их  труппа  получила  назв.  Американский  балет  Фокина  (Fokine
American Ballet), но постоянным коллективом не стала, периодически давая
представления балетов, созданных Фокиным  до  кон.  30-х  гг.  В  США  в
качестве  гастрол„ра  с  1910-х  гг.  выступал  М.  М.  Мордкин,   к-рый
организовал в 1927 первый собств.  коллектив  "Мордкин  балле"  (Mordkin
Ballet), затем, после длительного перерыва, - второй (под тем же назв.),
работавший в 1937-39. На его базе был создан амер. "Балле тиэтр" (с 1951
"Аме-рикан балле тиэтр").
   Наиболее значит, рус. коллективы возникли в  1929  во  Франции  после
смерти Дягилева. Эти коллективы существовали самостоятельно и не входили
в состав  ни  одного  нац.  т-ра.  Ведя  кочевой  образ  жизни,  они  не
ассимилировались  с  культурой   страны,   где   выступали,   и   всегда
воспринимались как "русский балет". Это  было  особое  явление  на  фоне
развития  нац.  балета  этих  стран.  При  этом  коллективы   несомненно
оказывали влияние на нац. хореогр. иск-во, а нередко даже способствовали
его рождению. Артисты  рус.  трупп  часто  создавали  школы  и  балетные
коллективы во мн. странах. Эти  рус.  труппы  в  какой-то  мере  и  сами
начинали постепенно испытывать влияние иск-ва стран, где они  выступали.
В их репертуаре появлялись балеты на местные  темы,  с  музыкой  местных
композиторов, они пополнялись  артистами  разных  национальностей  (этот
процесс начался ещ„ в 20-х гг. в труппах Дягилева и  Павловой).  Тем  не
менее свою самобытность наиболее значит. коллективы сохраняли вплоть  до
кон. 40-х гг. В этот период наиболее популярными были осн. в 1932 "Балле
рюс де Монте-Карло", к-рый в  1935  распался,  образовав  две  труппы  -
"Балле рюс дю колонель де Базиль" (Ballets Russes du colonel de Basil; с
1939  "Ори-жиналь  балле  рюс"),  работавший  до  1948,  и   "Балле   де
Монте-Карло"  (Ballet  de  Monte  Carlo;  в  1932-62   "Балле   рюс   де
Монте-Карло", Ballet Russe de  Monte-Carlo).  Среди  др.  трупп:  "Балле
1933" (Les Ballets 1933), выступавший в 1933 под рук. Дж.  Балан-чина  и
Б. Кохно; Т-р танца Нижинской (Theatre  de  la  Danse  Nijinska),  к-рый
также наз. и Балет  Брониславы  Нижинской  (Les  Ballets  de  Bronislava
Nijinska),  работал  в  1931-34  под  рук.  Нижинской;   Русский   балет
Леви-това-Дандре (The Levitov-Dandre Russian Ballet), работал в  1934-35
под рук. А. Левитова и В. Е. Данд-ре, балетм. П. Н. Петров; Т-р русского
балета (Theatre des Ballets Russes), осн. в 1935,  затем  "Балле  де  ля
женес" (Ballet de la Jeunesse), осн. в 1937 при участии Л. Н.  Егоровой;
Русский балет Парижа (Ballets Russes de Paris), осн. в 1935 при  участии

Страницы: «« « 232   233   234   235   236   237   238   239   240  241   242   243   244   245   246   247   248   249   250  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет