|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 345 Размер файла: 2343 Кб Страницы: «« « 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 » »» Гропиуса. Участвовал в оформлении мн. балетов, пост. М. И. Петипа: "Дочь
фараона" (1862), "Корсар" (1863), "Царь Кандавл" (1868), "Катарина, дочь
разбойника" (1870), "Баядерка" (1877). Его последователями в имп. т-рах
были Г. Вагнер, А. Бредов, Ю. Бах. К. Ф. Вальц.
Лит.: Сыркина Ф. Я.. Рус. театр.-декорац. иск-во второй пол. XIX в..
М., 1956. В. М. Пиппе.
РОМАНОВ Борис Георгиевич [10(22).3.1891, Петербург - 30.1.1957,
Нью-Йорк), артист, балетмейстер, педагог. В 1909 окончил Петерб. театр.
уч-ще (педагог М. К. Обухов). На выпускном спектакле исполнил партию
Шута ("Млада"). В 1909-20 в Ма-риинском т-ре. Исполнял преим.
характерные и гротесковые партии: Шут ("Щелкунчик"), Король шутов
("Павильон Армиды"), Пьеро ("Карнавал" и "Бабочки"), Странствующий акт„р
("Испытание Дамиса"), Сатир ("Времена года"). Лучник ("Половецкие
пляски"). Негр ("Дочь фараона", "Царь Кандавл", "Евника", "Ис-ламей").
Первые пост. осуществил в петерб. Литейном т-ре: мимодрама "Рука"
(1911), фантазия "Козлоногие" на муз. И. А. Саца, пантомима "Ноктюрн
слепого Пьеро" с муз. И. И. Чекры-гина (обе 1912). Как хореограф испытал
сильное влияние М. М. Фокина. Эстетич. взгляды Р. сложились под
воздействием худож. идей петерб. артистич. кабаре "Бродячая собака" и
театр, худ. С. Ю. Судейкина. В 1913 и 1914 пост. в Рус. балете Дягилева
в Париже балет "Трагедия Саломеи" Ф. Шмитта, танцы в опере "Соловей" И.
Ф. Стравинского. Др. пост.: "Принц-свинопас" А. А. Давидова, "Что
случилось с балериной, китайцами и прыгунами" на муз. В. И. Ребико-ва,
"Андалузиана" на муз. Ж. Бизе (все 1915), "Сновидение Пьеро" ("Пьеро и
маски") Б. В. Асафьева (1914, новая ред. 1917), "Пир Гуда-ла" на муз.
оперы "Демон" А. Г. Рубинштейна (1915). Постановки Р. в эти годы часто
строились на экспрессивном танце, в них проявлялась склонность к
гротеску и при„мам т-ра гиньоля. С 1914 ба-летм. Мариинского т-ра, где
ставил танцы в операх, балетные миниатюры. После Окт. революции
сотрудничал в петрогр. Т-ре трагедии, Т-ре худож. драмы в Большом драм.
т-ре. В 1919 избирался в Директорию, был управляющим балетной труппы. В
1920 покинул Россию. В 1922 в Берлине вместе со своей женой Е. А.
Смирновой основал и возглавлял (1922-26) гастрольную труппу Русский
романтический театр. Наиболее значит, пост. - собств. ред. "Жи-зели"
(1924). После распада коллектива в 1926 был балетм. в труппе Анны
Павловой. В 1928- 32 работал в т-ре "Колон" в Буэнос-Айресе, в 1929,
1931 в Русской опере в Париже (пост. "Пульчинелла", "Любовь-волшебница"
М. де Фальи, "Шут" С. С. Прокофьева), с 1932 - в "Балле рюс де
Монте-Карло", затем "Балле де Монте-Карло" (пост. "Щелкунчик", 1936). С
1938 жил в Америке. В 1938-42 и в 1945-50 - в "Метрополитен-опера"
(Нью-Йорк), работал в "Балле Интернейшнл", "Балле фор Америка",
"Фоксхоул балле", преподавал в школе "Балле репертори". Последняя пост.
- "Арлекинада" (1956, "Балле рюс де Монте-Карло"). В 1956 избран членом
Франц. академии танца. Преподавал в Буэнос-Айресе.
Соч.: Заметки танцовщика, Бирюч петроградских гос. т-ров, 1918, ј 7,
16-22 дек.
Лит.: Левинсон А., Старый и новый балет, Пг., 1918; Красовская В.,
Рус. балетный т-р нач. XX в., [ч.] 1, Хореографы. Л., 1972; Суриц Е.,
Хореогр. иск-во двадцатых годов, М., 1979; Тихонова Н.. Девушка в синем,
М., 1992; Григорьев С., Балет Дягилева, 1909-1929, пер. с англ., М.,
1993; 1) В e n o i s A., Reminiscences of the Russian Ballet, L., 1941;
2) L i e-v e n P., The Birth of Ballets-Russes, L., 1956;
3) M a r a T., Boris Romanoff, "Dance magazine", 1957, March. М. Ю.
Ратанова.
РОМАНОВА (по мужу Уланова) Мария Ф„доровна
[10(22). 1.1886, Петербург - 26.12.1954, Ленинград], артистка,
педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1947). Мать Г. С. Улановой. В 1903
окончила Петерб. театр. уч-ще. В 1910-24 в Мариинском т-ре. Среди
партий: феи Сирени, Бриллиантов ("Спящая красавица"), Клеманс
("Раймонда"), Гам-затти; Рамзея ("Дочь фараона"), вальс ("Шопениана"),
Повелительница вод ("Кон„к-Горбунок"). С 1917 педагог Петрогр. хореогр.
уч-ща; с 1930 педагог-репетитор в Т-ре им. Кирова. У не„ учились:
Уланова, Т. М. Ве-чеслова, Г. Алмасзаде, М. П. Ма-зун, В. М. Станкевич.
Пост. ряд конц. номеров для воспитанников уч-ща.
Лит.: Белинский А., Старое танго, М-,1988. В. И. Зарубин. "РОМЕО И
ДЖУЛЬЕТТА", 1) балет в 3 актах 13 картинах (по трагедии У. Шекспира).
Комп. С. С. Прокофьев, сцен. А. И. Пиотровский, Прокофьев, С. Э. Радлов.
30.12.1938, Брно, балетм. И. Псота, худ. В. Скрушный. дир. К. Арнольди;
Джульетта - Э. Шсмберова, Ромео
- Псота. В России: 11.1.1940, Т-р им. Кирова, балетм. Л. М.
Лавровский, худ. П. В. Вильяме, дир. И. Э. Шерман; Джульетта - Г. С.
Уланова, Ромео - К. М. Сергеев, Ти-бальд - Р. И. Гербек, Меркуцио - А.
В. Лопухов. 27.4.1991, там же, возобн., балетм. и худ. те же, дир. А. А.
Вилюманис; Джульетта - Е. В. Евтеева (затем Н. Г. Ананиашвили), Ромео -
С. М. Бережной (затем А. М. Лиепа), Тибальд
- Г. И. Бабанин, Меркуцио - А. П. Босов. 28.12.1946, Большой т-р,
балетм. и худ. те же, дир. Ю. Ф. Файер; Джульетта - Уланова, Ромео - М.
М. Габович, Тибальд - А. Н. Ермолаев, Меркуцио - С. Г. Корень;
экранизирован в кино (1955). 26.6.1979, там же, балетм. Ю. Н.
Григорович, худ. С. Б. Вирса-ладзе, дир. А. М. Жюрайтис; Джульетта - Н.
И. Бессмертнова (затем Н. В. Павлова), Ромео - А. Ю. Богатыр„в (затем В.
М. Гордеев), Тибальд - А. В. Годунов, Меркуцио - М. Л. Цивин. 21.4.1976,
Ленингр. Малый т-р, балетм. и худ. О. М. Виноградов, муз. рук.
постановки и дир. П. А. Бубельников; Джульетта - Е. Г. Алканова (затем
В. С. Муханова, Т. В. Стат-кун), Ромео - Н. А. Долгушин, Тибальд - П. О.
Сталинский, Меркуцио-А. П. Евдокимов. 8.12.1988, Ленингр. Малый т-р,
возобн. спектакля. пост. в 1972 в Перми, балетм. Н. Н. Бояр-чиков, худ.
Р. Н. Иванов, костюмы И. В. Саф-роновой, дир. тот же; Джульетта - Р. И.
Куз-мич„ва, Ромео - В. К. Аджамов, Тибальд - О. В.Ужинский, Меркуцио -
Г. В. Судаков. 3.4.1981, под назв. "П овесть о Ромео и Джульетте",
хореогр. фантазия в 3 частях (по трагедии Шекспира и сцен. Прокофьева),
сцен. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Васил„в, Моск. классич. балет, балетм.
Касаткина и Васил„в, худ. И. Г. Сумбаташвили, дир. А. В. Виноградов;
Джульетта - М. Г. ПеркунБебезичи, Ромео - С. В. Исаев, Тибальд - И. Д.
Мухамедов, Меркуцио - А. В. Горбаце-вич. 21.6.1990, Т-р им.
Станиславского и Неми-ровича-Данченко, балетм. В. В. Васильев, худ. С.
М. Бархин, дир. Е. В. Колобов; Джульетта- С. И. Смирнова (затем Т. А.
Чернобровкина, Н. В. Ледовская). Ромео - А. В. Дубинин (затем В. П.
Кириллов, В. П. Петрунин), Тибальд
- В. В. Лантратов, Меркуцио - А. И. Глаз-шнейдер. В др. городах (в
Страницы: «« « 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |