|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 345 Размер файла: 2343 Кб Страницы: «« « 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 » »» психологически достоверные, порой противоречивые характеристики
персонажей. Апология любви, ставшей выше насилия и раздоров, горячее
воззвание к примирению в ту пору, когда в об-ве целенаправленно
разжигались жестокость и ненависть к свободомыслию, не могли не
затруднить вхождение шедевра П. в репертуар ведущих т-ров страны (балет
был поставлен спустя 5 лет после его завершения). И все же постановка
балета, осуществл„нная Л. М. Лавровским на сцене Т-ра им. Кирова (1940),
стала классической и послужила исходной точкой отсч„та в позднейших
интерпретациях творения П.
Впечатляющего успеха достиг П. в балете "Золушка" на сюжет сказки Ш.
Перро (1944, сцен. Н. Д. Волков; 1945, Большой т-р, балетм. Р. В.
Захаров). Романтич. сущность музыки П. проявилась прежде всего в особой
роли возрожд„нного в те годы увлекающего и одухотвор„нного вальса.
Возвышенная и утонч„нная лирика оттеняется в балете изящными неоклассич.
стилизациями придв. танцев (где особую драматургич. роль играет гавот),
а также гротесково-пародийными образами злобной мачехи и сварливых
сест„р, в создании к-рых проявился неподражаемый юмор П.
Последний балет "Сказ о каменном цветке" ("Каменный цветок", 1950,
сцен. Лавровский и М. А. Мендельсон-Прокофьева; 1954, Большой театр,
балетм. Лавровский) также отч„тливо проявил нац. склад музыки П., его
тяготение к эпич. повествованию, яркой жанровости картин нар. жизни,
традиционному для воспитанника петерб. композиторской школы сочетанию
бытового правдоподобия с красочным великолепием фантастич. сцен.
Возможности, заложенные в этой партитуре, в полной мере были реализованы
в пост., осуществл„нной Ю. Н.
Григоровичем (1957, Театр им. Кирова).
С балетным творчеством П. связана деятельность ряда крупнейших
хореографов и артистов-танцовщиков: Мясина, Баланчина, Лифаря,
Лавровского, Захарова, Григоровича, Н. И. Бессмертновой, В. В.
Васильева, М. М. Габовича, Н. М. Дудинской, А. Н. Ермолаева, Ю. Т.
Жданова, И. А. Колпаковой, М. В. Кондратьевой, С. Г. Кореня, О. В.
Лепешинской, Е. С. Максимовой, М. М. Плисецкой, М. Т. Сем„новой, К. М.
Сергеева, Н. Б. Фадеечева и особенно Г. С. Улановой - несравненной
Джульетты и Золушки.
Сочетание композиторских достоинств музыки П. - е„ яркой образности,
драматургич. логики и чисто танц. свойств (энергия ритмов, особая
пластич. гибкость и характерность) определило перманентное стремление к
е„ хореогр. воплощению, прич„м не только музыки балетов, но и мн. др.
произв. (в этом П. разделил судьбу своего современника Стравинского).
Гос. пр. СССР (1943, 1946 - трижды, 1947, 1951). Лен.
Пр. (1957, ПОСМ.). М. Е. Тараканов.
На муз. произв. П. были пост. балеты (указаны фам. балетмейстеров):
на муз. "Скифской сюиты" для большого симф. оркестра под назв. "Ала и
Лоллий" (1915); 1927, Буэнос-Айрес, т-р "Колон", Б. Ф. Нижинская; 1966,
"Токио-балет", О. Г. Тарасова;
1969, Т-р им. Кирова, под назв. "Скифская сюита", Г. Д. Алексид-зе;
1988, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, под назв. "Скифы",
Д. А. Брянцев; на муз. фортепианных циклов "Мимолетности" (1917) и
"Сар-казмы" (1915), 1920, Москва, Студия свободного балета, Л. И. Лукин;
1922, Москва, Камерный балет, К. Я. Голейзовский; 1968, Москва, "Молодой
балет", под назв. "Мимолетности", Голейзовский (в 1985 экранизирован на
ТВ); 1958, Т-р им. Кирова, "Хореографические миниатюры", этюд
"Снегурочка", пост. Л. В. Якобсона для Колпаковой; на муз.
"Классической симфонии" (1917), 1958, парижская Опера, Лифарь;
1961, Ленингр. Малый т-р, К. Ф. Боярский; 1965, МХУ, Лавровский;
1977, ЛХУ, С. В. Вику-лов; на муз. к балету "Трапеция", известную как
Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса (1924), 1925,
Берлин, Русский романтический театр, Б. Г. Романов; 1970, т/о "Экран",
телебалет, Н. И. Рыжен-ко; на муз. симф. сюиты "Поручик Киже",
основанной на муз. материале к одноименному фильму (1933), 1942, Бостон,
"Балле тиэтр", под назв. "Русский солдат", M. M. Фокин; 1963, Большой
т-р, под назв. "Подпоручик Киже", Тарасова и Лапаури (экранизирован на
ТВ в 1968); на муз. к неосуществл. фильму "Пиковая дама" (1938) и
нескольких фортепианных номеров, 1969, Ленинград, Камерный балет, Н. Н.
Боярчиков; 1973, Пермский т-р, под назв. "Три карты", Боярчиков; на муз.
симф. сказки "Петя и волк" (1936), 1940, Нью-Йорк, "Балле тиэтр", А. Р.
Больм; 1959, Большой т-р, А. А. Варламов;
1984, Оперная студия при Ленингр. коне., M. Тлеубаев; на муз. к
неосуществл. спектаклю "Борис Годунов" в Т-ре им. Вс. Мейерхольда
(1936), 1975, Пермский т-р, под назв. "Царь Борис", Боярчиков, муз. ред.
Н. А. Мартынова;
1978, Ленингр. Малый т-р, под назв. "Царь Борис", балетм. тот же; на
муз. кантаты "Александр Невский" (1939); 1969, Т-р им. Кирова, О. M.
Виноградов; 1978, Саратовский т-р, АН. А. Дементьев; 1985, Т-р им.
Станиславского и Немировича-Данченко, Г. А. Майоров; на муз. к фильму
"Иван Грозный" (1942), 1975, Большой т-р, Ю. Н. Григорович, муз. ред. M.
И. Чулаки (экранизирован в кино в 1978 под назв. "Грозный век"); на муз.
7-й симфонии (1952), 1961, Пермский т-р, M. M. Газиев; 1976, Якутский
муз. т-р, Б. Ш. Халиулов; "Антоний и Клеопатра", на муз. симфонич. сюиты
"Египетские ночи" (1934), 1983, Т-р им. Станиславского и
Немировича-Данченко, С. В. Воскресенская. Э. Н. Рогова.
Лит.: Г л с б о в И. (Б. Асафьев), Сергей Прокофьев. Очерк, Л., 1927;
С. С. Прокофьев. Материалы, документы, воспоминания, 2 изд., M.. 1961;
Черты стиля С. Прокофьева. M., 1962; Катонова С., Балеты С. Прокофьева,
M., 1962; Карп П.. Левин С., "Каменный цветок" С. С. Прокофьева, Л.,
1963; С. С. Прокофьев, Статьи и материалы, 2 изд., M., 1965; Василенко
С., Балеты Прокофьева, M. -Л., 1965;
С. С. Прокофьев, Статьи и исследования, M., 1972; Нестьев И., Жизнь
Сергея Прокофьева, 2 изд., M., 1973; Мартынов И., Сергей Прокофьев.
Жизнь и творчество, M.. 1974; Савкина Н., Сергей Сергеевич Прокофьев,
M., 19S2; Данько Л., Сергей Сергеевич Прокофьев. 1891-1953. 2 изд.. Л.,
1983; Сергей Прокофьев. 1891-1991. Дневник, письма, беседы,
воспоминания, M., 1991; Sergci Prokofjew. Beitrage zum Thema. Dokumente.
Interpretation, Programme, Das Werk, Duisburg, 1990/91.
M. E. Тараканов.
ПРОКОФЬЕВА Ирина Серге-евна (р. 25.12.1946, Москва), артистка. Засл.
арт. РСФСР (1983). По окончании МХУ (педагог Г. Н. Кириллова) в 1966-88
в Большом т-ре. Первая исполнительница партий: Венгерская невеста
("Лебединое озеро", 1969, балетм. Ю. Н. Григорович), Генриетта
("Раймонда", 1984, балетм. тот же, по M. И. Петипа). Др. партии:
Страницы: «« « 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |