Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 217   218   219   220   221   222   223   224   225  226   227   228   229   230   231   232   233   234   235  » »»

психологически   достоверные,   порой   противоречивые    характеристики
персонажей. Апология любви, ставшей выше  насилия  и  раздоров,  горячее
воззвание  к  примирению  в  ту  пору,  когда  в  об-ве  целенаправленно
разжигались  жестокость  и  ненависть  к  свободомыслию,  не  могли   не
затруднить вхождение шедевра П. в репертуар ведущих т-ров страны  (балет
был поставлен спустя 5 лет после его завершения). И  все  же  постановка
балета, осуществл„нная Л. М. Лавровским на сцене Т-ра им. Кирова (1940),
стала классической и послужила  исходной  точкой  отсч„та  в  позднейших
интерпретациях творения П.
   Впечатляющего успеха достиг П. в балете "Золушка" на сюжет сказки  Ш.
Перро (1944, сцен. Н. Д.  Волков;  1945,  Большой  т-р,  балетм.  Р.  В.
Захаров). Романтич. сущность музыки П. проявилась прежде всего в  особой
роли возрожд„нного в  те  годы  увлекающего  и  одухотвор„нного  вальса.
Возвышенная и утонч„нная лирика оттеняется в балете изящными неоклассич.
стилизациями придв. танцев (где особую драматургич. роль играет  гавот),
а также  гротесково-пародийными  образами  злобной  мачехи  и  сварливых
сест„р, в создании к-рых проявился неподражаемый юмор П.
   Последний балет "Сказ о каменном цветке"  ("Каменный  цветок",  1950,
сцен. Лавровский и М. А.  Мендельсон-Прокофьева;  1954,  Большой  театр,
балетм. Лавровский) также отч„тливо проявил нац. склад  музыки  П.,  его
тяготение к эпич. повествованию, яркой  жанровости  картин  нар.  жизни,
традиционному для воспитанника петерб.  композиторской  школы  сочетанию
бытового  правдоподобия  с  красочным  великолепием   фантастич.   сцен.
Возможности, заложенные в этой партитуре, в полной мере были реализованы
в пост., осуществл„нной Ю. Н.
   Григоровичем (1957, Театр им. Кирова).
   С  балетным  творчеством  П.  связана  деятельность  ряда  крупнейших
хореографов   и   артистов-танцовщиков:   Мясина,   Баланчина,   Лифаря,
Лавровского,  Захарова,  Григоровича,  Н.  И.   Бессмертновой,   В.   В.
Васильева, М. М. Габовича, Н. М.  Дудинской,  А.  Н.  Ермолаева,  Ю.  Т.
Жданова, И. А. Колпаковой, М. В.  Кондратьевой,  С.  Г.  Кореня,  О.  В.
Лепешинской, Е. С. Максимовой, М. М. Плисецкой, М. Т. Сем„новой,  К.  М.
Сергеева, Н. Б. Фадеечева и  особенно  Г.  С.  Улановой  -  несравненной
Джульетты и Золушки.
   Сочетание композиторских достоинств музыки П. - е„ яркой  образности,
драматургич. логики  и  чисто  танц.  свойств  (энергия  ритмов,  особая
пластич. гибкость и характерность) определило перманентное стремление  к
е„ хореогр. воплощению, прич„м не только музыки балетов, но  и  мн.  др.
произв. (в этом П. разделил судьбу  своего  современника  Стравинского).
Гос. пр. СССР (1943, 1946 - трижды, 1947, 1951). Лен.
   Пр. (1957, ПОСМ.). М. Е. Тараканов.
   На муз. произв. П. были пост. балеты (указаны  фам.  балетмейстеров):
на муз. "Скифской сюиты" для большого симф. оркестра под  назв.  "Ала  и
Лоллий" (1915); 1927, Буэнос-Айрес, т-р "Колон", Б. Ф. Нижинская;  1966,
"Токио-балет", О. Г. Тарасова;
   1969, Т-р им. Кирова, под назв. "Скифская сюита", Г.  Д.  Алексид-зе;
1988, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, под  назв.  "Скифы",
Д. А. Брянцев; на  муз.  фортепианных  циклов  "Мимолетности"  (1917)  и
"Сар-казмы" (1915), 1920, Москва, Студия свободного балета, Л. И. Лукин;
1922, Москва, Камерный балет, К. Я. Голейзовский; 1968, Москва, "Молодой
балет", под назв. "Мимолетности", Голейзовский (в 1985 экранизирован  на
ТВ);  1958,  Т-р  им.   Кирова,   "Хореографические   миниатюры",   этюд
"Снегурочка", пост. Л. В. Якобсона для Колпаковой; на муз.
   "Классической симфонии" (1917), 1958, парижская Опера, Лифарь;
   1961, Ленингр. Малый т-р, К.  Ф.  Боярский;  1965,  МХУ,  Лавровский;
1977, ЛХУ, С. В. Вику-лов; на муз. к балету  "Трапеция",  известную  как
Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса  (1924),  1925,
Берлин, Русский романтический театр, Б. Г. Романов; 1970,  т/о  "Экран",
телебалет,  Н.  И.  Рыжен-ко;  на  муз.  симф.  сюиты  "Поручик   Киже",
основанной на муз. материале к одноименному фильму (1933), 1942, Бостон,
"Балле тиэтр", под назв. "Русский солдат", M. M.  Фокин;  1963,  Большой
т-р, под назв. "Подпоручик Киже", Тарасова и Лапаури  (экранизирован  на
ТВ в 1968); на муз.  к  неосуществл.  фильму  "Пиковая  дама"  (1938)  и
нескольких фортепианных номеров, 1969, Ленинград, Камерный балет, Н.  Н.
Боярчиков; 1973, Пермский т-р, под назв. "Три карты", Боярчиков; на муз.
симф. сказки "Петя и волк" (1936), 1940, Нью-Йорк, "Балле тиэтр", А.  Р.
Больм; 1959, Большой т-р, А. А. Варламов;
   1984, Оперная студия при Ленингр.  коне.,  M.  Тлеубаев;  на  муз.  к
неосуществл. спектаклю  "Борис  Годунов"  в  Т-ре  им.  Вс.  Мейерхольда
(1936), 1975, Пермский т-р, под назв. "Царь Борис", Боярчиков, муз. ред.
Н. А. Мартынова;
   1978, Ленингр. Малый т-р, под назв. "Царь Борис", балетм. тот же;  на
муз. кантаты "Александр Невский" (1939); 1969, Т-р  им.  Кирова,  О.  M.
Виноградов; 1978, Саратовский т-р,  АН.  А.  Дементьев;  1985,  Т-р  им.
Станиславского и Немировича-Данченко, Г. А. Майоров; на  муз.  к  фильму
"Иван Грозный" (1942), 1975, Большой т-р, Ю. Н. Григорович, муз. ред. M.
И. Чулаки (экранизирован в кино в 1978 под назв. "Грозный век"); на муз.
7-й симфонии (1952), 1961, Пермский т-р, M. M.  Газиев;  1976,  Якутский
муз. т-р, Б. Ш. Халиулов; "Антоний и Клеопатра", на муз. симфонич. сюиты
"Египетские   ночи"   (1934),   1983,   Т-р   им.    Станиславского    и
Немировича-Данченко, С. В. Воскресенская. Э. Н. Рогова.
   Лит.: Г л с б о в И. (Б. Асафьев), Сергей Прокофьев. Очерк, Л., 1927;
С. С. Прокофьев. Материалы, документы, воспоминания, 2 изд.,  M..  1961;
Черты стиля С. Прокофьева. M., 1962; Катонова С., Балеты С.  Прокофьева,
M., 1962; Карп П.. Левин С., "Каменный цветок"  С.  С.  Прокофьева,  Л.,
1963; С. С. Прокофьев, Статьи и материалы, 2 изд., M.,  1965;  Василенко
С., Балеты Прокофьева, M. -Л., 1965;
   С. С. Прокофьев, Статьи и исследования, M., 1972; Нестьев  И.,  Жизнь
Сергея Прокофьева, 2 изд., M.,  1973;  Мартынов  И.,  Сергей  Прокофьев.
Жизнь и творчество, M.. 1974; Савкина Н.,  Сергей  Сергеевич  Прокофьев,
M., 19S2; Данько Л., Сергей Сергеевич Прокофьев. 1891-1953. 2 изд..  Л.,
1983;   Сергей   Прокофьев.   1891-1991.   Дневник,   письма,    беседы,
воспоминания, M., 1991; Sergci Prokofjew. Beitrage zum Thema. Dokumente.
Interpretation, Programme, Das Werk, Duisburg, 1990/91.
   M. E. Тараканов.
   ПРОКОФЬЕВА Ирина Серге-евна (р. 25.12.1946, Москва), артистка.  Засл.
арт. РСФСР (1983). По окончании МХУ (педагог Г. Н. Кириллова) в  1966-88
в  Большом  т-ре.  Первая  исполнительница  партий:  Венгерская  невеста
("Лебединое  озеро",  1969,  балетм.  Ю.   Н.   Григорович),   Генриетта
("Раймонда", 1984, балетм.  тот  же,  по  M.  И.  Петипа).  Др.  партии:

Страницы: «« « 217   218   219   220   221   222   223   224   225  226   227   228   229   230   231   232   233   234   235  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет