Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 230   231   232   233   234   235   236   237   238  239   240   241   242   243   244   245   246   247   248  » »»

Т-р Евгении-Виктории, Сан-Себастьян; исполнители  -  Г.  Шабельская,  С.
Идзиковский). 1917, Рус. балет Дягилева, Т-р Констанции, Рим. 11.5.1917,
та же труппа, т-р "Шатле", Париж; исполнители - Мясин, Л. П.  Черныш„ва,
Л. Соколова, Идзиковский и др. 23.12.1918, та же труппа, т-р "Колизеум",
Лондон, новая ред., в 5 частях, балетм. и худ. те же. В. А. Кулаков.
   "РУССКИЙ БАЛЕТ",  см.  Московский  театр  "Русский  балет".  "РУССКИЙ
БАЛЕТ", благотворительный фонд. Создан в  1990  по  инициативе  артистов
балета Большого т-ра. Президент - Ю. Н. Григорович. Осн. цель-сохранение
культуры рус. школы классич. танца. Программа фонда: оказание  творч.  и
социальной помощи хореогр. уч-щам, выделение  спец.  стипендий  наиболее
одар„нным  уч-ся;  выявление  и   поддержка   талантливых   артистов   и
балетмейстеров; проведение отечеств, и  между  нар.  конкурсов  артистов
балета и балетмейстеров; творческая помощь отечеств, и зарубежным  т-рам
пут„м обмена  мастерами  -  педагогами,  репетиторами,  балетмейстерами,
выступлениями ведущих артистов; социальная помощь пенсионерам.
   Л. Э. Чижови.
   РУССКИЙ БАЛЕТ ДЯГИЛЕВА
   (Les Ballets Russes de Diaghilev), труппа, созданная С. П.  Дягилевым
на базе Русских сезонов за границей.  Худ.  рук.  труппы  М.  М.  Фокин,
ведущий танцовщик В.  Ф.  Нижинский,  прима-балерина  Т.  П.  Карсавина,
ведущий характерный  танцовщик  А.  Р.  Больм,  режисс„р  балета  С.  Л.
Григорьев, педагог Э. Чеккетти. В составе труппы  (85  чел.)  -  артисты
имп. т-ров Петербурга,  Москвы  и  Варшавы,  воспитанники  частных  школ
России и Польши. Первый спектакль показан 6  апр.  1911  в  Монте-Карло.
Затем труппа выступала в Париже,  Риме  и  Лондоне.  Помимо  спектаклей,
созданных во время Русских сезонов, Р. б. Д. показал  балеты  Фокина:  в
1911 - "Петрушка" (худ. А. Н. Бенуа), "Призрак розы" на муз. К.  М.  фон
Вебера (худ. Л. С. Бакст), "Нарцисс" Н.  Н.  Черепнина  (худ.  тот  же),
"Подводное царство" на муз. из оперы Н. А.  Римского-Корса-кова  "Садко"
(худ. Б. И. Анис-фельд), сокращ„нная  версия  балета  "Лебединое  озеро"
(тра-диц. хореогр. редакция, худ. К. А. Коровин, А. Я. Головин); в  1912
- "Синий бог" Р. Ана, "Тамара" на муз. М. А. Балакирева, "Дафнис и Хлоя"
М. Равеля (все худ.  Бакст).  Одновременно  Дягилев,  к-рому  живописная
зрелищность фокинских балетов казалась уже устаревшей, стал выдвигать  в
качестве балетмейстера Нижин-ского. Его  пост.:  "Послеполуденный  отдых
фавна" на муз. К. Дебюсси (1912, худ. Бакст), "Весна священная" (худ. Н.
К. Рерих), "Игры" Дебюсси  (худ.  Бакст,  оба  1913).  В  поисках  новой
условности Нижинский сближался с исканиями совр. франц. живописцев.  Его
спектакли, порывавшие с привычными  представлениями  о  балетном  танце,
вызвали  споры,  бурную  реакцию  публики  и  критиков.   Особенно   это
проявилось на премьере "Весны священной" с  новаторской  музыкой  И.  Ф.
Стравинского, к-рая также была не понята зрителями. В работах Нижинского
наметились тенденции, проявившиеся только  в  следующем  десятилетии,  в
иск-ве экспрессионистов. Однако разрыв с Дягилевым в кон.  1913  помешал
Нижинскому развить вс„ им  найденное.  Фокин,  покинувший  труппу  летом
1912, вернулся к Дягилеву в нач. 1914, но из его  балетов,  созданных  в
этот последний предвоенный сезон, значит. явлением стал только  "Золотой
петушок" - оперно-балетная версия на муз. Римского-Корсакова, над  к-рой
он работал с худ. Н. С. Гончаровой. Возник новый тип муз. спектакля, где
вок.  партии  исполнялись  певцами,  одетыми  в  одинаковые  нейтральные
костюмы, а действие разыгрывалось танцовщиками. Позже этот при„м  л„г  в
основу  муз.  партитур  и  спектаклей  (напр.,  "Байка  про   лису...").
Привлечение в труппу худ. Гончаровой и М. Ф. Ларионова, а  также  Л.  Ф.
Мясина (с 1914 в качестве артиста, а  с  кон.  1915  и  как  хореографа)
ознаменовало  новый  этап   в   развитии   дягилев-ской   антрепризы   -
окончательный  отход  от  мирискуснических  принципов  в  постановке   и
оформлении балетов.
   С началом 1-й мировой войны коллектив временно распался, но  Дягилев,
Мясин, Гончарова и Ларионов, обосновавшиеся в  Швейцарии,  работали  над
новыми постановками, Стравинский, живший здесь же, - над  музыкой  новых
балетов. Балетмейстерским дебютом Мясина стал бадет  "Полночное  солнце"
на муз. Римского-Корсакова (1915, худ. Ларионов).  Труппа  была  собрана
заново из рус., англ. и польских танцовщиков.  В  1916  она  выехала  на
гастроли в США, летом работала в Испании, где готовилось неск.  балетов,
использовавших исп. тематику и музыку, но осуществл„н был только один  -
"Мснины" на муз.  Г.  Форе  (ба-летм.  Мясин).  Вторые  гастроли  в  США
состоялись осенью 1916 - зимой  1917,  проходили  под  рук.  Нижинского,
к-рый пост. балет "Тиль Уленшпигель" на муз. Р. Штрауса. Одновременно  в
Европе шла подготовка балета "Парад" Э. Сати (общий замысел Ж.  Кокто  и
П. Пикассо, балетм. Мясин, худ. Пикассо), к-рый  ознаменовал  приобщение
труппы  к  новой  франц.  живописи.  Приглашение  Пикассо  в  антрепризу
Дягилева имело особое значение  для  франц.  театр.  иск-ва  как  первое
обращение к т-ру художника, представлявшего новейшую станковую живопись.
Балет "Парад",  идея  к-рого  принадлежала  поэту  Кокто,  а  реализация
связана прежде всего с Пикассо, чьи замыслы  осуществлял  Мясин,  явился
одним из проявлений антиконформистского, эпатирующего иск-ва,  типичного
для Франции тех лет. Этим спектаклем открылся новый этап в  деятельности
антрепризы Дягилева, связанный с исканиями художников "парижской школы",
молодых композиторов  группы  "Шест„рка".  Однако  хореографы  неизменно
оставались русскими, немало русских было и  среди  ведущих  танцовщиков,
хотя кордебалет в осн. состоял из польских и англ. артистов.  Начиная  с
1917
   Мясин  пост.  также  ряд   балетов   комедийного   характера,   умело
театрализуя танц. фольклор  (исп.,  итал.),  передавая  в  стилизованных
движениях нар. характер и местный колорит, используя при„мы комедии дель
арте: "Женщины в хорошем настроении" ("Проказницы" на муз. Д. Скарлатти,
оркестровка В. Томмазини, 1917, худ. Бакст), "Волшебная лавка"  на  муз.
Дж. Россини - О. Респиги (худ. А. Дерен), "Треуголка" М. де Фа-льи  (оба
1919), "Пульчинелла" Стравинского на темы Дж. Перго-лези (1920, оба худ.
Пикассо).
   В нач. 1921 произош„л разрыв  между  Дягилевым  и  Мясиным,  и  неск.
месяцев спустя в труппу пришла в качестве балетмейстера Б. Ф.  Нижинская
(была также танцовщицей и реж.). В ноябре 1921 она возобновила (совм.  с
Н. Г. Сергеевым) в Лондоне балет М. И. Петипа  "Спящая  красавица"  (под
назв. "Спящая  принцесса"),  Дягилев  хотел  показать  Европе  спектакль
Мариинского т-ра во всей его пышности (худ. Бакст) и  продемонстрировать
иск-во акаде-мич. рус. балета. Пост. "Спящей  принцессы"  имела  большое
значение для будущего балетного т-ра в Европе, где к нач. 20 в.  собств.
традиции были практически утеряны, а  после  знакомства  со  спектаклями
Русских сезонов и труппы Дягилева  гл.  объектом  для  подражания  стали

Страницы: «« « 230   231   232   233   234   235   236   237   238  239   240   241   242   243   244   245   246   247   248  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет