Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1836   1837   1838   1839   1840   1841   1842   1843   1844  1845   1846   1847   1848   1849   1850   1851   1852   1853   1854  » »»

груши вывозятся в Смоленск, Витебск, Москву и Псков. Рыбы добывается  от
1 1/2, до 2 тыс. пд. ежегодно. Фбр. и заводов было в 1893 г. 123, с  446
рабочими  и  производством  в  345120  р.:  кожевенных  заводов  54,   с
производством до 147450 р., маслобоен 21, гончарных  зав.  21,  табачных
фбр.  4,  альбуминный  зав.  1,  круподерен  7,  канатно-веревочных   3,
мыловаренных зав. 2, мукомолен 1, пивоваренный  зав.  1  (произв.  71760
руб.), свечной зав. 1, типографий 2, пенько-трепален 2.  Торговлей  в  М
занимаются преимущественно евреи. Прежде М. был средоточием  белорусских
торговых дорог и имел торговые обороты на 10 милл. рублей, а  теперь,  с
проведением  железных  дорог  (не   захвативших   его),   торговля   его
значительно упала.  Отделения  банков  государственного,  дворянского  и
крестьянского,     могилевское     общество      взаимного      кредита,
ссудо-сберегательные   кассы   чиновников   при   8    правительственных
учреждениях, общество взаимного страхования. Городских доходов в 1895 г.
было 109535 руб.,  расходов  -  109141  руб.,  в  том  числе  на  город.
управление 13985 р., на народное образование 6540 р., на врача 725 руб.,
на благотворительность 1334 руб. Учебных зав. 106, с 2709 мальч. и  1200
девоч. Мужская и женская  гимназия,  7-кл.  реальное  училище,  духовная
семинария, епархиальное  женское  училище,  центральные  фельдшерская  и
повивальная школы, городское 4-классное учил. с ремесленными классами, 2
приходских учил. (при одном  женская  смена),  духовное  учил.,  частное
женское 4 кл. учебное завод., начальная школа и  др.  Еврейские  учебные
заведения - начальное учил., школы грамоты для мальч. и девоч.,  женское
3-кл. частное учил., элементарная школа, талмуд-тора, ешибот  и  хедеров
около 38. Больница приказа общественного призрения и при  ней  отделение
для душевнобольных,  родильный  институт  и  лечебница  для  приходящих;
еврейская больница. Врачей служащих 14 и вольнопрактикующих 8 мжч.  в  1
жнщ.,  ветеринарных  врачей  2,  аптек  7,  аптекарских   магазинов   6.
Николаевский детский приют (52 ч., содержание - 4132 р.), сиротский  дом
(61 чел. - 9073 р), еврейских богаделен 22,  богаделен  при  церквах  6;
богадельня   на   14   чел.,   устроенная   Н.    Гортынским.    Женское
благотворительное общество (в 1893 г.  расход  4099  р.);  Богоявленское
братство, имеющее целью духовнонравственное просвещение народа; общество
вспомоществования   бедным   ученицам   женской    гимназии,    общество
исправительных приютов. Общество врачей, общество  сельского  хозяйства,
музыкально-драматическое общество. Публичная библиотека с  читальней,  1
библ. при клубе и 2 частных. Во время навигации из М. ходят  пароходы  в
Киев и Оршу.
   А. О. С.

   История. Летописи, упоминая о многих селениях и городах,  соседних  с
М., не говорят о нем до XIII в. Около 1267 г. галицкий кн. Лев Данилович
построил на месте нынешнего  города  замок,  назвав  его  Могилевом,  по
принятому объяснению - от множества могил, окружавших  его.  Управляемый
старостами, М. находился сначала во владении литовских князей,  а  потом
польских королей. В актах имя М. начинает встречаться только с 1320  г.,
когда он был в зависимости от витебских князей. С  1526  г.  могилевский
замок стал называться городом. В течение XVI  в.  М.  много  страдал  от
нападений русских (1515, 1519, 1535, 1564 и 1580 гг.)  и  малороссийских
казаков (с 1588 по 1596 г.). В  1632  г.  православной  части  населения
удалось учредить в М. православную  eпapxию,  независимую  от  униатской
полоцкой. Под влиянием и в связи с религиозными волнениями жители в 1640
г. возмутились против  магистрата,  но  бунт  окончился  казнью  главных
виновников. К концу XVII в. униаты и католики имели  в  М.  значительный
перевес  над   православными.   В   1648   г.   город   заняли   казаки,
предводительствуемые атаманом Гладким; в 1654 г. жители  М.  добровольно
сдались Алексею Михайловичу, но когда они заметили, что военное  счастье
переходит на сторону Польши, они перебили русский гарнизон и  передались
(1661) польскому королю. В 1706 г. в М. более месяца прожил Карл  XII  и
взял в виде контрибуции около 10 пудов церковного серебра,  из  которого
чеканил деньги. В 1707 г. под стенами  М.  происходило  жаркое  сражение
между русскими и шведами. В следующем году, не желая, чтобы М. оставался
опорным пунктом для шведов, Петр I приказал его  сжечь.  Возвращенный  в
1772 г. России, М. с 1778 г. -  главный  город  наместничества  того  же
имени; в 1796 г. вошел в состав Витебской губ.; в 1802 г. -  губ.  город
Могилевской губ. В 1812 г. М. занял маршал Даву, с 70000 корпусом. Еще с
XIV  в.  М.  был  известен,  как   торговый   город;   торговля   велась
преимущественно с русскими  городами,  Киевом,  Кенигсбергом,  Данцигом,
Лейпцигом и Ригой. В нем уже тогда жили разные ремесленники (более всего
слесарей), изделия которых составляли одну из  торговых  статей  города.
Ср. "Хронику г. Могилева" Трубницкого. перев. Гортынским, в "Чтен. Моск.
Общ.  Ист.  и  Др."  (1887  г.,  ј  3);  "Памятная   книжка   виленского
генерал-губернаторства на 1868 г.".
   В. Р - ов.
   Могилы. - С какого времени человек стал заботиться о  своих  мертвых,
сказать трудно. Некоторые археологи полагают, что  он  не  прилагал  еще
таких забот в течение древнейшего каменного, так назыв. палеолитического
века. Мнение это основывается на том,  что  до  сих  пор,  в  Европе  по
крайней  мере,  не  было  найдено  М.  несомненно  относящихся  к   этой
отдаленной эпохе.  Находили,  правда,  человеческие  костяки  в  пещерах
(напр. в франц. пещерах Cro-Magnon), в слоях, заключающих в себе остатки
палеолитической культуры; но присутствие их  там  объясняется  вероятнее
погребением их уже в более позднюю, неолитическую  эпоху,  когда  обычай
погребения  в  пещерах  был  очень  распространен  и  при   этом   могли
пользоваться и пещерами,  служившими  для  обитания  в  предшествовавшую
эпоху. В древнейшую эпоху своей культурной жизни  человек,  может  быть,
уходил от умерших, переселялся на  другое  место,  как  это  делали  еще
недавно  некоторые  дикари  в  Америке,  Сибири  и  т.   д.   Отсутствие
погребения, в настоящем смысле этого слова,  характеризует  и  некоторые
народы, стояние на несколько высшей стадии  культуры.  Так,  у  монголов
мертвых просто выносят в  степь  и  оставляют  там  на  съедение  зверям
(особенно собакам) и птицам, причем считается  хорошим  признаком,  если
труп будет скоро съеден, тогда как долгое сохранение его вызывает толки,
что умерший был большой грешник, и потому его  не  хотят  даже  пожирать
животные. Живущие в Индии  и  Персии  парси  (огнепоклонники)  также  не
хоронят своих покойников, а имеют круглые каменные ограды или башни (без
крыши), в которые опускают трупы, предоставляя их  на  съедение  грифам,
коршунам и другим хищным птицам. В заботах  об  умершем  выражаются  два
чувства: с одной стороны - любовь и сознание своего долга к покойному, с
другой - боязнь  его,  опасение  вызвать  с  его  стороны  недовольство,

Страницы: «« « 1836   1837   1838   1839   1840   1841   1842   1843   1844  1845   1846   1847   1848   1849   1850   1851   1852   1853   1854  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь