|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 » »» призыв к освобождению своего народа и, возвратившись на берега Нила,
вместе с братом Аароном ходатайствовал перед фараоном об освобождении
евреев из Египта. Упорство фараона подвергло страну ужасам десяти так
назыв. казней египетских: 1) превращение вод Нила в кровь; 2) нашествие
жаб, 3) мошек, 4) песьих мух; 5) мор скота; 6) болезнь на людях и скоте,
выразившаяся в воспалениях с нарывами; 7) град и огонь между градом; 8)
нашествие саранчи; 9) тьма; 10) смерть первенцев в семьях египетских и
всего первородного из скота. Евреи, совершив Пасху, двинулись в путь,
чудесно перешли через Чермное море и, достигнув Синая, получили полную
реорганизацию в религиозно-нравственном и политическом отношении.
Моисеево законодательство и особенно знаменитое "Десятословие" легло в
основу нравственного кодекса всего культурного человечества.
Последовавшее затем 40летнее странствование по Синайской пустыне
сопряжено было для М. с множеством невзгод. Он умер на границе земли
обетованной, в которую ему не суждено было войти. М. оставил после себя
великое литературное наследие в виде первых пяти книг Библии, так наз.
"Пятикнижия". Ср. И. Флавий, "Древности" (II - IV); Филон, "Жизнь М.";
так наз. "Вознесение М." (апокриф, книга 1-го ст.); Lauth, "Moses der
Hebraer"; Rawlinson, "Moses, his life and times"; Ebers, "Aegypten u. d.
Bucher Mosis" (1868); А. Лопухин, "Библ. история при свете новых
исследований" (t. I); о законодательстве М. Michaelis, "Mosaisches
Recht"; Saalschutz, "Mosaisches Recht"; A. Лопухин, "Законодательство
М." (1882) и др.
А. Л.
Мойва (Mallotus articus s. villosus) - рыба из отряда
отверстопузырных (Physostomi), семейства лососевых (Salmonidae),
единственный представитель особого рода Mallotus, близкого к роду
корюшка (Osmeius). Тело удлиненное. Чешуи очень малы, по боковой линии и
по сторонам брюха несколько крупнее; у половозрелых самцов чешуи эти
удлинены и торчат концами наружу, образуя вдоль тела валики с неровной,
щетинистой поверхностью. Ротовая щель широкая; задние концы
верхнечелюстных костей лежат под серединой глаза; зубы слабо развиты,
лишь на языке несколько крупнее. Грудные плавники большие, округленные;
спинные отодвинуты далеко назад. Самцы стройнее и с более острой мордой.
Спина зеленовато-буроватая, бока и брюхо серебристо-белые с мелкими
бурыми крапинками, плавники серые с черной каемкой. Длина 15 - 25 см. М.
водится в Ледовитом океане между 64 и 75ё с. ш. и в начале весны (в
марте, апреле, мае) громадными массами приближается к берегам для
метания икры. В огромном количестве появляется она на Ньюфаундлендских
мелях, у Гренландии, Исландии, Финмаркена и у нас на Мурманском берегу
(кроме того, она найдена у Новой Земли и в Белом море). М. имеет весьма
важное и при том троякое промысловое значение. По берегам Гренландии
жители в огромном количестве вылавливают ее сачками и употребляют в пищу
(ее сушат, приготовляя запасы на зиму), по берегам Исландии ее едят в
свежем виде при недостатке другой рыбы. У берегов Норвегии и на Мурмане,
а также у Ньюфаундленда ее не едят (тем, более, что она сильно пахнет),
но употребляют массами в качестве наживки при промысле трески и тех рыб,
которые ловятся вместе с ней (главным образом - палтуса, пикши,
зубатки). В качестве наживки ее употребляют или свежей, или соленой,
сушеной и мороженой; для этого служат в Норвегии особые пароходики с
приспособлениями для замораживания рыбы, развозящие М. по промыслам. К
сожалению, у нас подвозка наживки вовсе не развита и ловцы в сильнейшей
степени зависят от случайностей, так как при отсутствии наживки в данном
месте лов останавливается, пока не удастся наловить ее где-нибудь в
другом месте. Лов М. производится особыми мелкоячейными ("моевными")
неводами обыкновенного типа, (у нас на Мурмане) или, если М. держится не
у берега, особыми "кошельковыми" неводами, позволяющими захватывать
массу М. и в открытом море. Последние невода, несмотря на несколько
очень удачных опытов, не привились пока у нас на Мурмане, но
употреляются в широких размерах западными промышленниками. Так как М.
держится у берега лишь весной, то и лов на нее происходит у нас лишь во
время весеннего промысла (позднее ее заменяет песчанка). Значение М. в
качестве наживки гораздо более важно, чем в качестве собственно
промысловой рыбы. В прежнее время было значительно распространено
высказываемое иногда и теперь мнение, будто бы киты пригоняют к берегу
М. и тем облегчают добывало этой важнейшей наживки, от которой
сильнейшим образом зависит тресковый промысел; мнение это в сущности ни
на чем не основано. Кроме сказанного М. имеет важное значение, как пища
множества промысловых животных: различных рыб, тюленей, китов; они, а
также различные птицы, особенно моевки во множестве следуют за стаями М.
Н. Кн.
Мойры (Moirai) - греч. богини судьбы. Раннее религиозное
мировоззрение обозначило этим именем верховный закон природы, указывая
на богов, как на его исполнителей; на ряду с выражением DioV aisa часто
встречается выражение moirai Jewn. Из этого представления возникла вера
в богинь М., стоящих особо от других божеств. По Гезиоду их было три -
КlwJw, LacesiV, AtropoV; все они - дочери Ночи. Первая, в образе
прядущей женщины, олицетворяет собой неуклонное и спокойное действие
судьбы, вторая - ее случайности, третья - неотвратимость ее решений.
Платон в своей "Республике" изображает М. сидящими на высоких стульях, в
белых одеждах, с венками на головах; все они прядут на веретене
необходимости, сопровождая небесную музыку сфер своим пением; Клото поет
о настоящем, Лахезис - о прошедшем, Атропос - о будущем. Рождение и
смерть стоят под особым покровительством М.; в силу этого верования,
богини предполагались иногда существующими в двойственном числе (напр. в
Дельфах было изображение только двух М.). Мойрам возносили моленья в дни
свадеб. Как богини смерти, М. называются Moirai crataiai (собств. Moira
krataih) или KlwJeV bareiai. Они определяют момент смерти человека и
заботятся, чтобы последний не прожил дольше положенного ему срока. Как
дочери Ночи, М. - сестры и союзницы Эринний, которые считались не только
силами мрака, но и неумолимыми духами мести и кары, и отсюда - смерти.
Далее М. - богини закономерности и порядка в мире внешних и душевных
явлений. В силу такого символического значения, они считаются уже
дочерями не Ночи, а Фемиды, сестрами Гор. Зевс, отец их, верховный
устроитель порядка, покоящегося на его JemiteV, т. е. законах,
называется, поэтому, MoiragethV - эпитет, который носил и Аполлон, как
провозвестник распоряжений Зевса. В искусстве М. изображались разно. На
греческой вазе Francois, в изображении шествия богов на брак Пелея и
Фетиды, М. помещены возле колесницы Гермеса и Май, в числе 4, по
наружности ничем не отличаются от Муз, Гор и Харит. Остальные
Страницы: «« « 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |