Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1841   1842   1843   1844   1845   1846   1847   1848   1849  1850   1851   1852   1853   1854   1855   1856   1857   1858   1859  » »»

призыв к освобождению своего народа и,  возвратившись  на  берега  Нила,
вместе с братом Аароном ходатайствовал перед  фараоном  об  освобождении
евреев из Египта. Упорство фараона подвергло страну  ужасам  десяти  так
назыв. казней египетских: 1) превращение вод Нила в кровь; 2)  нашествие
жаб, 3) мошек, 4) песьих мух; 5) мор скота; 6) болезнь на людях и скоте,
выразившаяся в воспалениях с нарывами; 7) град и огонь между градом;  8)
нашествие саранчи; 9) тьма; 10) смерть первенцев в семьях  египетских  и
всего первородного из скота. Евреи, совершив Пасху,  двинулись  в  путь,
чудесно перешли через Чермное море и, достигнув Синая,  получили  полную
реорганизацию  в  религиозно-нравственном  и   политическом   отношении.
Моисеево законодательство и особенно знаменитое "Десятословие"  легло  в
основу   нравственного   кодекса   всего    культурного    человечества.
Последовавшее  затем  40летнее  странствование  по   Синайской   пустыне
сопряжено было для М. с множеством невзгод. Он  умер  на  границе  земли
обетованной, в которую ему не суждено было войти. М. оставил после  себя
великое литературное наследие в виде первых пяти книг Библии,  так  наз.
"Пятикнижия". Ср. И. Флавий, "Древности" (II - IV); Филон,  "Жизнь  М.";
так наз. "Вознесение М." (апокриф, книга 1-го ст.);  Lauth,  "Moses  der
Hebraer"; Rawlinson, "Moses, his life and times"; Ebers, "Aegypten u. d.
Bucher Mosis"  (1868);  А.  Лопухин,  "Библ.  история  при  свете  новых
исследований" (t.  I);  о  законодательстве  М.  Michaelis,  "Mosaisches
Recht"; Saalschutz, "Mosaisches Recht";  A.  Лопухин,  "Законодательство
М." (1882) и др.
   А. Л.
   Мойва   (Mallotus   articus   s.   villosus)   -   рыба   из   отряда
отверстопузырных   (Physostomi),   семейства   лососевых   (Salmonidae),
единственный  представитель  особого  рода  Mallotus,  близкого  к  роду
корюшка (Osmeius). Тело удлиненное. Чешуи очень малы, по боковой линии и
по сторонам брюха несколько крупнее; у  половозрелых  самцов  чешуи  эти
удлинены и торчат концами наружу, образуя вдоль тела валики с  неровной,
щетинистой   поверхностью.   Ротовая   щель   широкая;   задние    концы
верхнечелюстных костей лежат под серединой глаза;  зубы  слабо  развиты,
лишь на языке несколько крупнее. Грудные плавники большие,  округленные;
спинные отодвинуты далеко назад. Самцы стройнее и с более острой мордой.
Спина зеленовато-буроватая, бока  и  брюхо  серебристо-белые  с  мелкими
бурыми крапинками, плавники серые с черной каемкой. Длина 15 - 25 см. М.
водится в Ледовитом океане между 64 и 75ё с. ш.  и  в  начале  весны  (в
марте, апреле,  мае)  громадными  массами  приближается  к  берегам  для
метания икры. В огромном количестве появляется она  на  Ньюфаундлендских
мелях, у Гренландии, Исландии, Финмаркена и у нас на  Мурманском  берегу
(кроме того, она найдена у Новой Земли и в Белом море). М. имеет  весьма
важное и при том троякое промысловое  значение.  По  берегам  Гренландии
жители в огромном количестве вылавливают ее сачками и употребляют в пищу
(ее сушат, приготовляя запасы на зиму), по берегам Исландии  ее  едят  в
свежем виде при недостатке другой рыбы. У берегов Норвегии и на Мурмане,
а также у Ньюфаундленда ее не едят (тем, более, что она сильно  пахнет),
но употребляют массами в качестве наживки при промысле трески и тех рыб,
которые  ловятся  вместе  с  ней  (главным  образом  -  палтуса,  пикши,
зубатки). В качестве наживки ее употребляют  или  свежей,  или  соленой,
сушеной и мороженой; для этого служат в  Норвегии  особые  пароходики  с
приспособлениями для замораживания рыбы, развозящие М. по  промыслам.  К
сожалению, у нас подвозка наживки вовсе не развита и ловцы в  сильнейшей
степени зависят от случайностей, так как при отсутствии наживки в данном
месте лов останавливается, пока не  удастся  наловить  ее  где-нибудь  в
другом месте. Лов М.  производится  особыми  мелкоячейными  ("моевными")
неводами обыкновенного типа, (у нас на Мурмане) или, если М. держится не
у берега,  особыми  "кошельковыми"  неводами,  позволяющими  захватывать
массу М. и в открытом море.  Последние  невода,  несмотря  на  несколько
очень  удачных  опытов,  не  привились  пока  у  нас  на   Мурмане,   но
употреляются в широких размерах западными промышленниками.  Так  как  М.
держится у берега лишь весной, то и лов на нее происходит у нас лишь  во
время весеннего промысла (позднее ее заменяет песчанка). Значение  М.  в
качестве  наживки  гораздо  более  важно,  чем  в  качестве   собственно
промысловой  рыбы.  В  прежнее  время  было  значительно  распространено
высказываемое иногда и теперь мнение, будто бы киты пригоняют  к  берегу
М.  и  тем  облегчают  добывало  этой  важнейшей  наживки,  от   которой
сильнейшим образом зависит тресковый промысел; мнение это в сущности  ни
на чем не основано. Кроме сказанного М. имеет важное значение, как  пища
множества промысловых животных: различных рыб, тюленей,  китов;  они,  а
также различные птицы, особенно моевки во множестве следуют за стаями М.
   Н. Кн.
   Мойры  (Moirai)   -   греч.   богини   судьбы.   Раннее   религиозное
мировоззрение обозначило этим именем верховный закон  природы,  указывая
на богов, как на его исполнителей; на ряду с выражением DioV aisa  часто
встречается выражение moirai Jewn. Из этого представления возникла  вера
в богинь М., стоящих особо от других божеств. По Гезиоду их было  три  -
КlwJw, LacesiV, AtropoV;  все  они  -  дочери  Ночи.  Первая,  в  образе
прядущей женщины, олицетворяет собой  неуклонное  и  спокойное  действие
судьбы, вторая - ее случайности, третья  -  неотвратимость  ее  решений.
Платон в своей "Республике" изображает М. сидящими на высоких стульях, в
белых одеждах,  с  венками  на  головах;  все  они  прядут  на  веретене
необходимости, сопровождая небесную музыку сфер своим пением; Клото поет
о настоящем, Лахезис - о прошедшем, Атропос  -  о  будущем.  Рождение  и
смерть стоят под особым покровительством М.;  в  силу  этого  верования,
богини предполагались иногда существующими в двойственном числе (напр. в
Дельфах было изображение только двух М.). Мойрам возносили моленья в дни
свадеб. Как богини смерти, М. называются Moirai crataiai (собств.  Moira
krataih) или KlwJeV bareiai. Они определяют  момент  смерти  человека  и
заботятся, чтобы последний не прожил дольше положенного ему  срока.  Как
дочери Ночи, М. - сестры и союзницы Эринний, которые считались не только
силами мрака, но и неумолимыми духами мести и кары, и отсюда  -  смерти.
Далее М. - богини закономерности и порядка в  мире  внешних  и  душевных
явлений. В  силу  такого  символического  значения,  они  считаются  уже
дочерями не Ночи, а Фемиды,  сестрами  Гор.  Зевс,  отец  их,  верховный
устроитель  порядка,  покоящегося  на  его  JemiteV,  т.   е.   законах,
называется, поэтому, MoiragethV - эпитет, который носил и  Аполлон,  как
провозвестник распоряжений Зевса. В искусстве М. изображались разно.  На
греческой вазе Francois, в изображении шествия богов  на  брак  Пелея  и
Фетиды, М. помещены возле  колесницы  Гермеса  и  Май,  в  числе  4,  по
наружности  ничем  не  отличаются  от  Муз,  Гор  и   Харит.   Остальные

Страницы: «« « 1841   1842   1843   1844   1845   1846   1847   1848   1849  1850   1851   1852   1853   1854   1855   1856   1857   1858   1859  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь