Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1837   1838   1839   1840   1841   1842   1843   1844   1845  1846   1847   1848   1849   1850   1851   1852   1853   1854   1855  » »»

неприязнь, месть. Страхом перед умершими объясняются  многие  похоронные
обычаи, напр. крепкое завязывание покойника в кожу  или  одеяло,  иногда
даже перед последним издыханием (как  это  было  в  обычае  у  некоторых
племен американских индейцев и др.); возможно скорое погребение его  или
бегство из данного места и оставление умершего в его  шалаше;  вынесение
умершего не через дверь, а через нарочно прорезанное отверстие,  которое
потом заделывается (обычай, существующий как у америк. индейцев, так и у
многих наших северных инородцев и вызываемый опасением, как  бы  умерший
не вернулся обратно); избежание встречи с покойником, запирание ворот по
выносе тела, очищение  после  похорон  огнем  или  водой;  погребение  с
умершим  принадлежавших  ему  или  любимых  им  вещей,  также  жен   или
предметов, способных обеспечить его существование  или  необходимых  ему
для   воображаемого   переезда   на    тот    свет;    умилостивительные
жертвоприношения, поминки, выставление пищи в доме в известные дни и  т.
п.; наконец, самое погребение (похороны, xopонениe, прятание)  подальше,
в пещере, лесу, в глубокой яме, под большой  насыпью  и  т.  д.  У  иных
народов, впрочем, умерших хоронят поблизости, даже под самым жильем, что
в  особенности  применяется  к  умершим  детям.   Позже,   с   развитием
религиозных воззрений, вводятся иные обычаи, например помещение умершего
в лодку и пускание последней в море, или сожжение трупа на костре,  или,
напротив, заботливое  сохранение  трупа,  посредством  его  высушивания,
мумифицирования, бальзамирования.  В  случае  трупосожжения,  оставшийся
пепел, обгорелые кости и вещи обыкновенно собираются в сосуд (урну)  или
просто  в  кучу  и  предаются  также  погребению.  У  некоторых  народов
существует двойное погребение: первое - временное, покуда не  разложатся
и не истлеют все мягкие части трупа, после чего кости вынимают, очищают,
иногда окрашивают в красный цвет и погребают уже окончательно. У  других
народов, если одноплеменник погиб на чужбине, дома  устраивается  мнимое
погребение: делается  могила  и  в  нее  кладутся  вещи,  принадлежавшие
умершему. Вообще говоря, могила устраивается наподобие жилища, нынешнего
или  некогда  бывшего  в  употреблении.  Такой  характер  имеют,  напр.,
погребальные  пещеры  (соответствующие  жилым  пещерам),   катакомбы   и
мегалитические гробницы или дольмены (как бы искусственные пещеры), М. в
земле (соответствующие землянкам, особенно М. магометан,  у  которых  из
ямы делается ниша в сторону, где и полагается умерший), М.  под  насыпью
(напоминающей чум, юрту, шатер), М. над поверхностью земли, на  помостах
или в особых хижинах (как у некоторых сибирских инородцев) и т. д.  Гроб
- из досок, выдолбленного ствола (колоды), камня (саркофаг), глины и  т.
д. - вошел в употребление уже  на  более  высоких  стадиях  культуры;  у
большинства народов труп обкладывается только несколькими  досками,  или
над ним устраивается род шалаша (из стволов,  брусьев),  или  он  просто
засыпается землей (иногда известного рода - напр., красной глиной),  или
заливается  известкой  и  т.  п.  Исследование  М.  представляет  вообще
значительный   интерес    -    в    этнографическом,    археологическом,
антропологическом отношениях. С одной  стороны,  в  М.  находят  остатки
самих умерших, их кости, черепа, иногда остатки  волос,  а  в  некоторых
случаях целые  мумифицированные  трупы,  которые  могут  дать  некоторое
понятие о типе  погребенных,  следовательно  о  типе  многих  древних  и
исчезнувших уже народов; с другой стороны обстановка М., находимые в них
вещи - орудие, оружие, украшение, посуда,  кости  животных  и  т.  д.  -
знакомят нас, до известной степени, с бытом народа, его промышленностью,
искусством, торговыми и иными сношениями, отчасти верованиями  и  т.  д.
Благодаря лишь раскопкам и изучению содержания М. удалось получить более
полное понятие о быте и отчасти  истории  древних  египтян,  о  культуре
древних перуанцев, отчасти также классических народов,  скифов,  древних
германцев и славян, многих  финских  и  тюркских  народов.  Изучение  М.
затрудняется, с одной стороны, уничтожением многих М.  (от  времени,  от
распахивания и расхищения их человеком; М., в которых находились  ценные
вещи, напр.  золотые,  очень  часто  оказываются  расхищенными,  иногда,
по-видимому, еще в древние времена), с другой  -  трудностью  определить
эпоху погребения и принадлежность их тому или другому народу.  Для  эпох
более  поздних  и  для  стран,  находившихся  в  торговых  сношениях   с
культурными,  определению  времени  значительно   способствуют   монеты,
находимые иногда в М.; но для  более  ранних  эпох  мы  не  имеем  таких
показателей  и  должны  руководствоваться  только  характером  и  стилем
полагавшихся с умершими изделий, что часто  не  дает  возможности  точно
определить эпоху. В некоторых М. - напр.  Египта,  Малой  Азии,  Греции,
Крыма,  Новороссии  -  были  найдены  весьма  ценные  предметы  древнего
искусства, во многих других - интересные  образцы  древнего  вооружения,
украшений, керамики, разные религиозные  символы  и  амулеты,  фрагменты
тканей и т. п. В Зап. Европе древнейшие М.  были  найдены  в  пещерах  и
дольменах; они относятся к неолитической эпохе и началу бронзового века.
Затем идут  М.  в  земле,  без  насыпи  и  под  насыпью,  относящиеся  к
бронзовому и железному векам. М. под  насыпью  известны  на  Западе  под
названием tumuli (ед. ч. tumulus), в Англии barrows, в Соед.  Шт.  Амер.
mounds, в Германии - Hugelgraber. Изучение их в Европе дало много ценных
данных для познания  быта  и  культуры  начала  средних  веков,  древних
германцев, бриттов и т.  д.  В  России,  кроме  немногих  дольменов  (на
Кавказе и в Крыму), погребальных пещер (там  же),  катакомб  (в  Крыму),
древние М. можно отнести к двум главным типам -  могильники  и  курганы.
Могильники - это кладбища, в  которых  отдельные  М.  слабо  обозначены,
насыпи их часто слились в одну сплошную возвышенность,  а  иногда  и  не
обозначены вовсе явственными наружными признаками, так что М. этого рода
открываются лишь случайно (при пахании, напр.,  земли).  Вообще  говоря,
могильники древнее курганов, хотя это и нельзя  утверждать  относительно
всех последних.  В  средней,  восточной  и  западной  Poccии  могильники
характеризуют эпоху примерно VI - Х  вв.  и  заключают  в  себе  остатки
различных финских, литовских и славянских народностей, большей частью со
следами погребения, но иногда  и  трупосожжения  (могильники  люцинский,
ашераденский  в  зап.  России,  лядинский,  курманский  -   в   средней,
ананьинский, котловский - в восточной России, М. Польши с урнами и др.).
Курганы средней и зап. России представляют собой насыпи, более или менее
высокие (но редко значительные), под которыми  полагался  умерший.  Чаще
всего встречается одиночное  погребение,  но  иногда  находят  несколько
костяков под одной насыпью  и  на  одном  уровне.  В  разных  местностях
курганы называются различно: курганы, могилы, сопки, мары, панки и т. д.
Народ приписывает их обыкновенно литовцам, шведам, французам  и  т.  д.,
но, несомненно, что это М. гораздо более древние,  и  заключают  в  себе
остатки славян, финских и тюркских народностей  IX  -  XIII  вв.,  а  на
Востоке - и более поздних эпох  (вообще  обычай  насыпать  курганы  стал

Страницы: «« « 1837   1838   1839   1840   1841   1842   1843   1844   1845  1846   1847   1848   1849   1850   1851   1852   1853   1854   1855  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь