Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1839   1840   1841   1842   1843   1844   1845   1846   1847  1848   1849   1850   1851   1852   1853   1854   1855   1856   1857  » »»

Moilenzeitung", в Лондоне - "Minister's Gazelle of fashion", "Tailor and
Cutler" и др. Русские М. журналы "Модный магазин",  "Модистка",  "Вестн.
Моды"  и  др.  В  настоящее  время,  кроме  ряда   журналов   специально
посвященных М.,  многие  еженедельные  издания  дают  модные  приложения
(женские и детские костюмы). См.:  U.  Schliltze,  "Die  Modenarrlienen"
(Б., lb68); Kleinwachler, "Zur Philosophie der Mode" (1880); М. Fischer,
"Modelhorheilen" (Aycбург, 1891).
   Модель - подобие какого-либо предмета, сделанное из  дерева,  пробки,
картона, воску, глины, металла  или  другого  вещества,  воспроизводящее
этот предмет с точностью,  но  в  уменьшенном  виде.  Таким  образом,  в
архитектуре и строительном искусстве, для того, чтобы  давать  наглядное
понятие о  проектированном  или  уже  существующем  сооружении,  нередко
изготовляется его М.; в машинном производстве и кораблестроении делаются
для той же цели модели различных механизмов  и  судов,  в  скульптуре  -
небольшие эскизы или копии статуй и групп, и т.д. Кроме того,  на  языке
живописцев и скульпторов, слово М. иногда употребляется для  обозначения
живой натуры, позирующей перед художником - натурщика или  натурщицы,  с
которых он рисует, пишет или лепит свое произведение.
   А. С - в.
   Модуль - в архитектуре классической древности  и  эпохи  Возрождения,
радиус поперечного разреза колонны при ее основании, служащий  единицей,
которой измеряются и определяются размеры как самой колонны, так и  всех
обломов  того  ордена,   к   которому   она   относится,   -   единицей,
подразделяющейся  на  30  равных  частей  или  "минут".   В   готическом
зодчестве, М. называется половина стороны квадрата, образуемого в  плане
пересечением продольного нефа храма с трансептом,
   - величина, с которой соразмеряются все прочие части сооружения.
   А. С - в.
   Модуляция (лат. modulatio) - перемена ладов. Модулируют, т. е. меняют
лад на новый, с помощью одного из аккордов, ясно  указывающих  на  новый
лад. К разряду таких аккордов принадлежат аккорды  доминантовой  группы.
После одного из них следует тоническое трезвучие лада,  в  который  была
намечена М. Модулировать можно основными и  обращенными  аккордами,  при
чем следует соблюдать плавность голосоведения и по возможности связь, т.
е.  общие  тоны  между  последним  аккордом  первого  лада  и   аккордом
доминантовой группы нового лада. Если такой  связи  не  оказывается,  то
между последним аккордом первого лада и  модулирующим  аккордом  второго
ставится  такое  трезвучие,  которое  имело  бы  общие  тоны  со  своими
соседними. Это трезвучие называется посредствующим и берется из  первого
лада или одного из средних с ним дадов. К аккордам  доминантовой  группы
принадлежат:  доминантовое   трезвучие,   доминант-аккорд,   нон-аккорд,
септ-аккорд на седьмой ступени гаммы и уменьшенное трезвучие на  той  же
ступени. М. делится на постепенную и внезапную. Постепенная  состоит  из
целого ряда сродных трезвучий, лежащих на пути (по квинтовому кругу)  от
первого лада к тому, в который следует модулировать. Если  между  первым
ладом и отдаленным ладом,  в  который  следует  модулировать,  находится
целая цепь М., постепенно подводящая к тому отдаленному ладу,  то  такой
прием называется посредствующей  М.  Внезапная  М.  состоит  из  аккорда
первого лада, аккорда доминантовой  группы  нового  лада  и  тонического
трезвучия последнего. Для большего закрепления в последнем ладу  полезно
ставить  перед  аккордом  доминантовой  группы,  в   особенности   перед
доминант-аккордом, аккорд второй ступени или четвертой  нового  лада,  а
потом  уже  доминант-аккорд,  или   же   перед   доминант-аккордом   еще
кварт-секст-аккорд тонического трезвучия последнего лада.
   При  внезапной  М.  пользуются  энгармонизмом  аккордов,  т.е.  берут
диссонирующий аккорд доминатовой группы первого лада или соседнего с ним
лада, энгармонически меняют его на  диссонирующий  аккорд  нового  лада,
разрешают его и таким образом делают М. При переходе  трезвучия  первого
лада в диссонирующий аккорд нового лада, следует  обращать  внимание  на
то, чтобы ступень в первом  аккорде  и  ее  хроматическое  изменение  во
втором находились бы в том же голосе и той же октаве. В противном случае
образуется  переченье,  т.  е.  слишком  грубое  и  очевидное  нарушение
плавности голосоведения.  Если  ступень  в  первом  аккорде,  подлежащая
хроматическому изменению, удвоена, то из двух нот изменяют  хроматически
ту, которая наиболее  заметна,  другая  же  не  подлежит  хроматическому
изменению и идет свободно. Заметны те ноты, которые находятся в  крайних
голосах. Из крайних голосов более заметен верхний.  Ритмическое  условие
М. заключается в том, что  диссонирующий  аккорд  должен  находиться  на
слабом времени такта, а его разрешение на сильном.
   И. С.
   Модус (modus) - видоизмение  или  единичное  состояние  субстанции  в
обоих ее  атрибутах,  мышлении  и  протяжении.  Все  М.  в  совокупности
составляют природу произведенную (natura naturata).
   Modus (музык.) - название церковных ладов: Modus  Aeolicus  и  пр.  В
настоящее время М. обозначает наклонение лада, т. е.  мажорное  (dur)  в
гамме с большой терцией над тоникой, минорное (moll) - с  малой  терцией
над тоникой. В мензуральной системе термин М. major  обозначал  деление,
при котором longa заключала в себе три  равные  ноты,  М.  minor  -  две
равные ноты.
   Modus - технико-юридическое понятие, обнимающее некоторые  добавочные
оговорки при совершении безмездных юридических сделок, особенно  дарений
и завещаний. Под М. разумеются  обязанности,  налагаемые  дарителем  или
завещателем на лицо, к которому переходит имущество в целом или части  -
обязанности, подлежащие исполнению под страхом  ответственности  в  виде
штрафа уплаты убытков или отобрания имущества, но не имеющие характера и
последствий условия,  как  составной  части  юридической  сделки,  и  не
составляющие  вознаграждения  за  переход  имущества.  В   качестве   М.
допускаются  всякого  рода   определения,   не   противные   законам   и
нравственности и не ставящие лицо, получающее имущество, в двусмысленное
или смешное  положение:  совершение  тех  или  иных  действий  в  пользу
указанных  лиц,  уплата  алиментов,  постановка  памятника,  специальные
заботы о той или другой части имущества и т. д. Неисполнение М.  никогда
не ведет к уничтожению сделки, признаваемой действительной с момента  ее
заключения; за некоторыми исключениями, оно имеет  обязательственное,  а
не вещное действие. Согласно с таким  характером  М.,  его  конструируют
юридически как добавочное  обязательственное  отношение  при  заключении
сделки, не связанное с нею по существу (в  противоположность  тому,  что
имеет место при включении  условия)  и  потому  имеющее  самостоятельное
значение. Попытка Виндшейда создать из понятия  М.  и  некоторых  других
юридических явлений, с ним схожих, особую категорию  побочных  составных

Страницы: «« « 1839   1840   1841   1842   1843   1844   1845   1846   1847  1848   1849   1850   1851   1852   1853   1854   1855   1856   1857  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь