Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 145
Размер файла: 1048 Кб
Страницы: «« « 19   20   21   22   23   24   25   26   27  28   29   30   31   32   33   34   35   36   37  » »»

действие конституции.  Сказанное относится  ко многим  государствам Африки и
Америки,  но и  в ФРГ  в  Основной закон за  период  1949-- 1970 годов  было
внесено   27   изменений.  Следует  учитывать  также  психологию  судей,  ту
сдержанность,  с  которой  они  пользуются   своим  правом  конституционного
контроля. Хотя  теоретически нет разницы между организацией этого контроля в
Японии и США,  однако его практические масштабы  в  этих странах существенно
отличны. В  Швеции, Дании, Норвегии  теоретически  возможен  отказ  суда  от
применения закона по мотиву его неконституционности.  Но  практика  не  дает
примеров признания закона неконституционным.
     Некоторые страны отказались от судебного контроля за конституционностью
законов,  например Нидерланды,  Франция,  где этому  способствовали  причины
исторического порядка.  Во Франции некоторое  изменение позиции наметилось в
результате  деятельности  Конституционного  совета, созданного в 1958  году.
Право  обратиться  в совет имеют лишь несколько  высокопоставленных  лиц или
группа депутатов, насчитывающая не  менее  60 человек, и лишь до  того,  как
закон  промульгирован. Таким  образом, совет  не  может рассматриваться  как
аналог конституционных судов в других  странах, в частности ФРГ  и Италии. В
Швейцарии  контроль, осуществляемый Федеральным судом, ограничен вопросом  о
соответствии кантональных законов федеральному праву; он не распространяется
на федеральные законы.
     82.  Международные  договоры.   Со  значением  конституционных  законов
сравнима роль международных конвенций.
     В  некоторых  конституциях (например,  Франции,  Нидерландов) закреплен
принцип, согласно  которому международные  договоры  имеют силу, превышающую
силу  внутренних  законов. Следует ли отсюда, что в этих странах не подлежит
применению закон, изданный позднее  того, как  вступил в  силу международный
договор, и противоречащий этому договору?  Конституционный совет  во Франции
заявил, что он не вправе  помешать промульгации такого  закона. Одновременно
Государственный  совет отказался от рассмотрения этого вопроса. Кассационный
суд  также  не занял  определенной  позиции;  он ограничился  использованием
своего права  толкования,  придя таким  путем  к  выводу,  что  новый закон,
являвшийся  объектом  его  рассмотрения,  не  представляется  противоречащим
договору (в данном случае Европейской  конвенции о правах  человека). Такова
же позиция  судебных инстанций  ФРГ, где  международные договоры как таковые
приравнены  к обыкновенным  законам, но  конституция  говорит  и  о том, что
"общие принципы международного права" имеют преимущество перед законами.
     Толкование международных  договоров может быть  отнесено к  компетенции
наднациональных  юрисдикции: в этих  случаях при серьезных сомнениях  в том,
как должен толковаться такой договор, национальным судам  следует отказаться
от  его  интерпретации. Таково, в  частности,  положение  дел  с  Римским  и
Парижским  договорами,  которыми в  1951  и 1957 годах  были  созданы разные
европейские сообщества.
     83. Кодексы.  Некоторые  законы именуются кодексами'. Первоначально это
слово  обозначало  сборник,  в  котором объединены  самые различные  законы:
Кодекс Феодосия или  Кодекс  Юстиниана был  именно  таков.  В  XIX  веке это
название было сохранено лишь за теми компиляциями, которые излагали принципы
общего права,  действовавшие в  данном  государстве, но имевшие  тенденцию к
универсальному применению (в отличие  от норм, носивших сугубо национальный,
приспособленный лишь  к  данным  условиям характер).  Впрочем,  терминология
изменчива, и  сегодня слово  "кодекс" широко используется  для  наименования
компиляций,  группирующих и  излагающих в систематизированном  виде правила,
относящиеся к одной определенной области.
     В XIX и  XX  веках кодификация получила широкое распространение во всех
странах романо-германской семьи.  Близость  права  этих  стран выразилась не
только в  общей приверженности к кодификации,  но также и  в  структуре ряда
кодексов.   Образцом    послужила    Франция,    ее    пять   наполеоновских
кодексов2  В  разных странах  романо-германской семьи мы  находим
такие же пять основных кодексов.
     Единственное исключение в Европе --  Скандинавские страны. В  каждой из
них  был издан только один кодекс: в Дании --  в 1683  году, в Норвегии -- в
1687  году, в  Швеции  и Финляндии  -- в  1734  году.  Эти кодексы, принятые
значительно  раньше, чем  наполеоновские, охватывают  в целом все право, как
это  было сделано  позднее в Пруссии в Земельном  уложении (1794  год)  и  в
России  -- в  Своде  законов (1832  год). С  тех пор северные  страны  пошли
разными путями развития. Кодексы практически перестали существовать в Дании,
Норвегии и Исландии; в этих странах отдельные части кодексов были отменены и
заменены большими законами, не включенными в старые кодексы.
     Напротив,  в  Швеции и Финляндии  продолжают  ссылаться  на Кодекс 1734
года, состоящий из 9 частей (они несколько странно называются "балками"), но
все  эти части были в разное  время полностью обновлены.  В  различные эпохи
рассматривались проекты  кодексов, в частности гражданского и торгового, для
отдельных северных стран или для всех этих стран в целом; но безотносительно
к  тому,  исходила  ли  инициатива  создания  таких  кодексов от официальных
органов  или  частных  лиц,  это  не  привело  пока  к принятию  кодексов  и
маловероятно, что оно  последует в  будущем.  Сотрудничество, установившееся
между  северными  странами, легче  осуществить  путем  выработки специальных
законов, чем широких кодексов.
     В наше время  уже не стремятся формулировать принципы  общего  права, и
это повлекло за собой  очевидную диверсификацию в романо-германской правовой
семье. Французские "административные кодексы", издававшиеся после 1945 года,
носят  сугубо национальный  отпечаток, что связано  с  чисто  регламентарным
характером вопросов, которые  они регулируют.  Впрочем, можно задуматься, не
станут  ли   некоторые  проведенные  систематизации  моделями,  за  которыми
последуют  другие  страны. В  этой  связи  можно  назвать итальянский Кодекс
морской навигации  или  бельгийский Судебный  кодекс.  Быть  может,  однажды
проявится  решимость  преодолеть  в   рамках   Европейского   экономического
сообщества или  в еще более широких  рамках нынешний провинциализм  и издать
некоторые общеевропейские кодексы.
     84.   Кодексы   и   простые   законы.   Наличие  кодексов   в   странах
романо-германской правовой  семьи  вызывает  один  вопрос.  Не  следует  ли,
учитывая круг  и значение  регулируемых кодексом  отношений, длительный срок
действия   кодексов  и  особенно  стремление  к  их   всеобщему  применению,
рассматривать эти кодексы иначе, чем  простые законы, существующие наряду  с
ними в данной стране? Не следует ли признать за кодексами особый авторитет и
установить  для  них иные  принципы  толкования,  отличающиеся  от принципов
толкования  не  включенных в них  законов?  Ведь  можно нередко видеть,  как
авторы некоторых новых законов, желая сузить  их  значение, квалифицируют их
как законы, вызванные особыми обстоятельствами, или как исключительные.
     Такая  позиция  и  такие  различия могут найти  известное  историческое
обоснование, если вспомнить, о чем мы уже говорили, что кодексами  именовали

Страницы: «« « 19   20   21   22   23   24   25   26   27  28   29   30   31   32   33   34   35   36   37  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Давид Рене, Основные правовые системы современности