|
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 145 Размер файла: 1048 Кб Страницы: «« « 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 » »» собственным наклонностям. Однако они не полностью секуляризировали свое
право, как это сделала Турция, и в этих странах в отношении их граждан,
исповедующих мусульманскую религию, широко действует мусульманское право.
Особый случай представляет Израиль; в тот период, когда Палестина являлась
английской подмандатной территорией, влияние общего права в значительной
степени вытеснило здесь влияние ранее действовавшего франко-оттоманского
права. Аналогичное положение было в Ираке и Иордании, но отмена британского
мандата повлекла за собой восстановление романо-германской концепции права.
Аравийский полуостров ранее вовсе не испытывал романо-германского
влияния. Формы его будущей модернизации пока неясны: трудно сказать, будет
ли здесь преобладающим английское и американское экономическое влияние,
столь сильное в Саудовской Аравии и различных эмиратах Персидского залива,
или же более тесные связи с арабским миром ориентируют право этих стран на
присоединение, хотя бы частичное, к романо-германской правовой семье. Не
исключена также возможность присоединения права этих стран к
социалистическим образцам (например, Народно-Демократическая Республика
Йемен).
Иран, создавший кодификацию по французскому образцу, находился в таком
же положении, что и Египет, Сирия или Ирак. Здесь до "исламской революции"
существовало смешанное право, наполовину романо-германское, наполовину
основанное на исламе.
На другом конце Азии романо-германская семья имела лишь временный успех
в Китае до установления нового строя. Таково же положение во Вьетнаме и в
Северной Корее. Тесные связи с романо-германской правовой семьей характерны
для Японии, Тайваня, Южной Кореи.
Испанская колонизация привела к включению Филиппин в романо-германскую
правовую семью. Однако пятьдесят лет американской оккупации привнесли новые
элементы в филиппинское право и сделали его смешанным.
Право Цейлона -- Шри-Ланки -- также можно рассматривать как смешанное.
Индонезия, колонизированная голландцами, принадлежала в известной
степени к романо-германской правовой семье. Однако концепции
романо-германской правовой семьи сочетаются здесь с мусульманским правом и с
обычным правом (адатом); поэтому и эту систему права можно считать
смешанной.
Раздел второй СТРУКТУРА ПРАВА
59. План. Правовые системы романо-германской семьи по содержанию
существенно отличаются друг от друга, и особенно их публичное право, что
связано с различиями в политической ориентации и степени централизации.
Некоторые отрасли частного права также отражают разные подходы или уровни
развития. При всех этих расхождениях материально-правовых норм правовые
системы, которые мы рассматриваем, благодаря их структуре могут быть
сближены и объединены в одну семью.
Чтобы убедиться в правильности этого утверждения, следует, во-первых,
обратиться к категориям, в соответствии с которыми систематизированы нормы
права, и, во-вторых, изучить первичный элемент этих систем, то есть норму
права, которая повсюду понимается одинаково.
Глава 1. СТРУКТУРА И ПОНЯТИЯ
60. Публичное право и частное право! Во всех странах романо-германской
правовой семьи юридическая наука объединяет правовые нормы в одни и те же
крупные группы. Повсюду мы встречаемся с одним и тем же фундаментальным
делением права на публичное и частное, которое основано на идее, очевидной
для всех юристов этой семьи, а именно: отношения между правящими и
управляемыми выдвигают свои, свойственные им проблемы и требуют иной
регламентации, чем отношения между частными лицами. Общий интерес и частные
интересы не могут быть взвешены на одних и тех же весах.
Добавим к этому, что уважение к праву куда легче внушить частным лицам
(государство может играть здесь роль арбитра), чем государству--носителю
власти.
В течение долгого времени деление "публичное право -- частное право"
рассматривали в рамках учения, считавшего право "естественным порядком",
независимым от государства и высшим по отношению к нему. Фактически при этом
все внимание юристов было сконцентрировано на частном праве; занятие
публичным правом казалось бесплодным и одновременно опасным. В Риме не было
ни конституционного, ни административного права, и уголовное право обязано
своим развитием тому, что регламентировало по большей части отношения между
частными лицами (преступник и жертва или его семья) и, следовательно, не
лежало полностью в сфере "публичного права".
Некоторые авторы, работающие на стыке права, политической науки и науки
управления, давно уже делали попытки изучения норм публичного права. Однако
поскольку речь шла о материях, тесно связанных с различными политическими
режимами и национальными управленческими структурами, эти попытки не имели
серьезного практического значения. Не составляло большого труда описать и
даже подвергнуть критике действующие институты и дать правителям
соответствующие рекомендации. Но такого рода работа уже по самой логике
вещей существенно отличалась от того, что совершили университеты в области
частного права.
Новые перспективы для развития публичного права открылись тогда, когда
во многих странах восторжествовала доктрина, утверждавшая примат разума и
существование естественных прав человека, что повлекло создание в этих
странах демократического режима. Тогда выявилась необходимость реализовать
на практике то, что доселе было лишь идеалом: государство, не управляемое
более монархом, помазанником божьим, должно было получить разумную
организацию и при этом особенно важно было действенным образом оградить
естественные права граждан от злоупотреблений власти. Еще более насущной
стала эта потребность в XX веке, когда "полицейское государство" прошлого
уступило место "государству благоденствия", стремящемуся создать новое
общество и оказавшемуся перед лицом все возрастающего числа задач.
Остро встала проблема, каким образом удержать в рамках и
проконтролировать эту многогранную деятельность, которая по логике вещей
требует неограниченной власти. Органы управления руководят социальным и
экономическим развитием страны, устанавливают ограничения права
собственности, регламентируют профессиональную деятельность, выдают
разрешения и лицензии, жалуют льготы. Как согласовать все это с принципами
свободы и равенства, гарантии которых не менее важны? И как, не тормозя
деятельность этих органов, обязать их учитывать частные интересы, защищаемые
конституцией?
Как мы видим, возникают новые проблемы, и мы спрашиваем себя, а не
относятся ли они не столько к праву, сколько к недавно возникшей науке
управления. Эти новые проблемы наслаиваются на старые, которые в свою
очередь приобретают новое звучание. Как сделать так, чтобы суды, учреждаемые
Страницы: «« « 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |