Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 145
Размер файла: 1048 Кб
Страницы: «« « 4   5   6   7   8   9   10   11   12  13   14   15   16   17   18   19   20   21   22  » »»

Вселенского  собора  в Латране в  1215 году запретило церковникам  принимать
участие  в судебных  процессах, где  применялись ордалии, или так называемый
божий суд. Это запрещение наметило решительный поворот. Гражданское общество
не могло  управляться правом  до  тех  пор,  пока  исход судебного  процесса
зависел  от обращения  к сверхъестественным силам. Само  изучение права было
лишено   всякого   практического   интереса,  пока  при   разрешении   спора
использовалась инквизиционная система доказательств. В  результате принятого
IV  собором  в Латране решения,  отвергшего  эту  систему  доказательств,  в
континентальной Европе был  введен новый, рациональный  процесс  по  образцу
канонического права. Это открыло путь к господству права.
     Возрождение идеи  права -- один из аспектов эпохи Возрождения XII--XIII
веков. Решение Латранского  собора  четко выражает новые идеи  и требования.
Однако оно  не  показывает, как обрести  вновь идею права и на каких основах
будет создано новое право.
     36.  Возможности,  открывшиеся  для  эволюции  права.  Университеты,  в
которых возрождалось изучение римского права, предлагали одно решение: вновь
ввести в действие римское право. Однако возможно было и другое решение:
     создать  новое  право  на  основе   существующих  обычаев   или  --  за
отсутствием  таковых  -- на  основе  судебной  практики.  Можно  было  взять
полностью  готовое  право  и принять  его; но  можно было и создать по  мере
необходимости что-то совсем новое. Второе решение, как мы знаем, возобладало
в Англии, где  была создана  новая  система права --  система общего  права.
Особые  условия Англии помешали судам рассматривать право  в том плане,  как
это предлагали университеты. Система права, проповедуемая университетами, не
была  принята,  в частности,  потому,  что  английский процесс  не  позволял
всесторонне  рассматривать право под углом зрения морали и политики. Римское
право было,  может быть, само по  себе наилучшим правом, которое и следовало
бы применять, но для Англии это оказалось невозможным.
     Следует также отметить попытку  школы права, которая в Павии предложила
в качестве образца не римское право, а ломбардское.  Эта попытка, однако, не
удалась.  Ломбардское  право  сохранило  свою  силу и  в  известной  степени
распространилось  в  Италии,  но  не перешло  границ  этой страны, и никакой
университет, кроме Павийского, не принял его в качестве основы преподавания.
     В  странах  континентальной  Европы  в  отличие от Англии было  принято
решение,   предлагавшееся  университетам.  Отсюда  и   ведет   свое   начало
романо-германская правовая  семья:  в  эту семью  входят страны,  в  которых
способы создания позитивного права и его содержание испытали сильное влияние
университетского права.
     37. Судебная организация и  процесс. В отличие от того, что произошло в
Англии,  процессуальные  факторы  не  только  не  помешали,   но,  наоборот,
способствовали  романизации права  в Западной  Европе.  После IV Латранского
собора  и  заимствований  из канонического  права  в  странах этого  региона
утвердилась новая  форма  процесса, более  рациональная,  но  одновременно и
более сложная,  не  устная, а письменная.  Ее появление  повлекло  серьезные
реформы  в судебной  организации.  Постепенно  ушла  в  прошлое каролингская
система,  когда судья  выступал лишь как руководитель процесса, а  то, какой
обычай должен применяться,  определяли эшевены, и они  же выносили  решение.
Отправление   правосудия   в  XIII--XVI  веках   становится  делом  юристов,
получивших университетское образование на основе римского права.
     Складывавшееся таким  путем право имело значительное влияние, что легко
объяснимо условиями той  эпохи.  Право  в  средние века не  имело  полноты и
стабильности,  какие оно приобрело в  наше время.  Власть  не брала  на себя
руководство его развитием. Право понималось как выражение справедливости (id
quod justum est) и не отождествлялось с приказами суверена.  Поэтому  весьма
важная  роль в выработке и формулировании правовых норм ложилась на судебную
практику, руководимую доктриной. В этих условиях модель права, которой учили
в университетах, отнюдь не была идеальным мыслительным творением, оторванным
от практики и не влиявшим на нее.
     38. Возрождение  изучения  римского права  и его рецепция.  Каковы были
размеры этого влияния и как оно осуществлялось?
     Возрождение  изучения  римского  права  отнюдь  не   обязательно  имело
следствием повсеместное восприятие на практике предлагавшихся университетами
решений. Следствием этого возрождения было прежде всего возвращение Европы к
"чувству  права",  к  уважению права, пониманию его значения для обеспечения
порядка и прогресса  общества.  Это "чувство  права" было потеряно  в Европе
после  падения Римской  империи, и здесь, как и  на Дальнем  Востоке  или  в
примитивных обществах, большее значение, чем право, приобрели согласительные
процедуры  и поиски компромисса. Университеты показали  ценность  права и ту
незаменимую роль, которую оно призвано играть  в  обществе. В  этом  состоит
значение возрождения изучения римского права  независимо от  рецепции самого
права. Была  возрождена  концепция,  видевшая в  праве  основу  гражданского
порядка.
     Кроме  того, возрождение  изучения  римского права означало,  что стали
применять термины  римского права,  использовать принятые  в нем структуру и
понятия. Деление  права на публичное и частное, классификация прав на вещные
и личные, понятия пользования, сервитута, давности, представительства, найма
были восприняты юристами, воспитанными на базе римского права.
     Возрождение  изучения  римского права  --  вот  главное,  что  отмечает
возникновение романо-германской  правовой  семьи.  Страны,  входящие  в  эту
семью,--  это  исторически те страны, в  которых юристы и практики  получали
правовое образование в университетах, восприняли правовые концепции, взгляды
и образ мыслей школы римского права.
     Неважно, что основной практический материал -- действующие нормы -- они
получали  из  местных, а не римских источников.  Рецепция римских решений --
это совершенно иной вопрос, и он имеет второстепенное значение. Университеты
никогда не стремились навязать то или иное  римское  решение, они никогда не
были  наднациональными   учреждениями,  уполномоченными   применять   право.
Университеты просто учили,  как  нужно  понимать  право, и,  исходя  из норм
римского  права,  стремились  показать, какое,  по  их  мнению;  право  было
наилучшим  и  как  можно его познать.  Они  стремились лишь убеждать,  а  не
внедрять властно единообразные нормы.
     39. Необходимая эволюция обычаев. Если верно,  что возрождение изучения
римского права следует отличать от самой его рецепции, то также верно  и то,
что в силу влияния университетов повсюду усилился и авторитет римского права
как  такового, а также непосредственно входящих в него и производных от него
правовых норм.
     Право, применявшееся на практике, в принципе не изменилось, но отныне к
нему подходили  более критично. Право не  могло  играть свою роль регулятора
общественных  отношений,   не   став  действительно  правом,   не  приобретя
определенности,  всеобщности   применения  на   всей  территории  страны   и

Страницы: «« « 4   5   6   7   8   9   10   11   12  13   14   15   16   17   18   19   20   21   22  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Давид Рене, Основные правовые системы современности