|
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 145 Размер файла: 1048 Кб Страницы: «« « 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 » »» зависимости от философских тенденций, господствующих в данный момент.
76. Теория и реальность. Закон в широком смысле слова -- это,
по-видимому, в наши дни первостепенный, почти единственный источник права в
странах романо-германской правовой семьи. Все эти страны-- страны "писаного
права". Юристы здесь прежде всего обращаются к законодательным и
регламентирующим актам, принятым парламентом или правительственными и
административными органами. Задачу юристов видят главным образом в том,
чтобы при помощи различных способов толкования найти решение, которое в
каждом конкретном случае соответствует воле законодателя. Юридическое
заключение, не имеющее основы в законе, несостоятельно, говорили когда-то.
Другие источники права в свете этого анализа занимают подчиненное и меньшее
место по сравнению с предпочитаемым классическим источником права --
законом.
Однако этот подход, как бы много о нем ни говорили, фактически очень
далек от реальности. Он мог быть идеалом правовых школ, господствующих во
Франции в XIX веке, но никогда не был полностью принят практикой, а в
настоящее время и в теории все более и более открыто признают, что
абсолютный суверенитет закона в странах романо-германской правовой семьи
является фикцией и что наряду с законом существуют и иные, значительные
источники права.
Смешивать право и закон и видеть в законе исключительный источник права
-- значит противоречить всей романо-германской традиции. Университеты, в
которых выковывались юридические концепции, опирались на римские законы и
использовали их. С другой стороны, до XIX века они не интересовались
национальными законами. Школа естественного права начиная с XVII века
требовала, чтобы законодатель санкционировал своим авторитетом справедливые
нормы, созданные доктриной, основывавшейся на природе и разуме. Но,
предлагая новую технику, технику кодификации, эта школа никогда не смешивала
право и закон и не утверждала, что одно изучение закона позволяет узнать,
что такое право. По этому вопросу имеется известная путаница; достаточно
перечитать замечательную "Вступительную речь к Гражданскому кодексу"
Порталиса, чтобы ее рассеять.
77. Устойчивость традиции. Для того чтобы отбросить традиционный
взгляд, утверждавший, что право и закон -- это не одно и то же, понадобилась
революционная смена позиции, в итоге которой изменилось само определение
природы права; в нем стали видеть выражение не справедливости, а воли
государства. Эта революционная смена произошла, однако, не во всех, а лишь в
социалистических странах.
Позитивистская теория, считающая, что закон является исключительным
источником права, казалось бы, бесспорно победила в разных странах
романо-германской правовой семьи сразу же после кодификации. Эта доктрина и
сегодня часто преподается студентам как общепринятая в этих странах. За
границей, особенно в странах общего права, считают, что она соответствует и
практике. На самом деле произошло значительное смягчение позиций юристов.
Доктрина естественного права в наши дни возродилась. Сами сторонники
позитивизма отказались от понимания закона таким, каким он представлялся в
XIX веке; сейчас они признают творческую роль судей. Никто не считает более
закон единственным источником права и не полагает, что чисто логическое
толкование закона может во всех случаях привести к нахождению искомого
правового решения3.
В странах романо-германской правовой семьи имеются конституции, кодексы
и многочисленные законы, тогда как прежде правовые нормы и решения следовало
искать в менее систематизированных документах, которые часто не были даже
санкционированы суверенной властью. Подобные изменения юридической техники,
несомненно, очень важны; они позволили приспособить право к нуждам
современного общества, уничтожив бесполезный разнобой и опасную
неуверенность, которые слишком часто подрывали авторитет права. В эпоху,
когда концепция справедливости находилась в полном расцвете, вследствие
глубоких изменений в экономике и технике увеличилась и роль законодателя в
изложении права. Однако от этого еще весьма далеко до догмы об абсолютном
суверенитете государства в отношении права.
Французские юристы XIX века могли считать, что их кодексы воплотили
"совершенный разум" и что отныне наиболее надежным средством установления
справедливого решения или познания права является простое толкование
кодексов. Юристы других стран, вероятно, думали так же, когда в этих странах
в свою очередь появились кодексы. Это предполагаемое совпадение между правом
как выражением справедливости и законом, выражающим волю законодателя, могло
в свое время ввести в заблуждение. Сравнительное право помогает нам
освободиться от этой ошибки. Оно показало нам, как советские юристы,
соединяющие право со всемогуществом государства, обвиняют наших юристов в
том, что они лицемерно говорят о применении закона там, где реально
происходит его деформация в политических интересах класса буржуазии. С
другой стороны, сравнительное право показало, с каким удивлением английские
и американские юристы узнали, что нормы наших законов -- это не каприз
суверена, подлежащий буквальному исполнению и что наши кодексы, столь
близкие доктринальным трудам -- это скорее рамки, в которых открыт простор
для творческой деятельности и поиска справедливых решений.
78. Техника и политика судебной практики. Верно, что суды и юристы
стран романо-германской правовой семьи в настоящее время чувствуют себя
увереннее лишь тогда, когда они могут сослаться на один или несколько
законов для обоснования предлагаемого ими решения. Иногда при обращении в
суд или принесении жалобы в ту или иную судебную инстанцию возникает
необходимость указать, какой закон нарушен. Все это создает впечатление,
будто в романо-германской семье право и законы -- одно и то же.
Но для того, чтобы понять действительное положение вещей, необходимо
узнать, как толкуются законы, как на них ссылаются, а иногда нейтрализуют их
действие.
Даже в первое время после наполеоновской кодификации судебная практика
не ограничивалась одним лишь применением текста закона, но в течение всего
XIX века ее вклад в эволюцию права оставался в тени. Однако на рубеже нашего
века роль судебной практики стало трудно скрывать, ибо новые условия
потребовали от нее и новых, более активных инициатив. Празднование
столетнего юбилея Гражданского кодекса дало возможность председателю
Кассационного суда Балло-Бопре сказать, что судебная практика, не дожидаясь,
пока доктрина изменит свои взгляды на ее роль, постоянно двигалась вперед "с
помощью кодекса, но дальше кодекса", подобно тому, как в давние времена
прогресс шел "с помощью римского права, но дальше римского права". Другой
очевидный пример творческой роли французской судебной практики -- создание
административного права Государственным советом.
Не отступая от концепции, которой придерживались в европейских
Страницы: «« « 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |