Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 145
Размер файла: 1048 Кб
Страницы: «« « 20   21   22   23   24   25   26   27   28  29   30   31   32   33   34   35   36   37   38  » »»

законы, которые, выходя за рамки национального партикуляризма,  претендовали
на изложение общего  права Европы. Никогда, однако, национальные законы  или
обычаи не рассматривались при этом как низшие по отношению к кодексам в том,
что касалось их значения и методов толкования. Эту традицию стоит сохранить.
За исключением тех случаев, когда  законодатель специально оговаривает иное,
кодексы не  имеют  никакого  приоритета по  сравнению  с  не включенными них
законами. Кодексы и  отдельные законы,  в  том  что касается  их толкования,
равнозначны  для   юристов.   Это  еще  более  верно,  если  вспомнить,  что
наименование кодекса получили  многие законы, ни в коей мере не претендующие
на выражение всеобщих принципов.
     Возможно,  однако,  если  речь идет  о наиболее  старых  и высокочтимых
кодексах, что их практическое значение выше, чем значение других законов:  у
юристов  существует вполне  понятная  тенденция  придавать большую  ценность
принципам, установленным этими кодексами, так как они их специально изучали.
     85. Регламенты и декреты. Помимо  законов в  собственном  смысле слова,
"писаное право" стран романо-германской правовой семьи включает в наше время
множество  норм   и  предписаний,   изданных   не   парламентом,  а  другими
государственными органами.  Эти нормы и предписания можно  разделить на  две
основные группы.
     Первую группу  составляют  нормы, принятые  во  исполнение законов.  Их
существование  и  даже  их многочисленность не  порождают  никакой  проблемы
политического порядка.  Совершенно очевидно, что  в  современном государстве
регламентация со стороны законодателя не может охватывать детали, а состоит,
по меньшей  мере в некоторых областях, лишь в изложении принципов, более или
менее  общих  норм.  В случае  необходимости  более подробную  регламентацию
осуществляют административные  власти, которым законодатель предоставляет  в
этой связи соответствующие полномочия.
     Главным  вопросом,  давно уже  возникшим при этом,  является  вопрос  о
контроле  за  административными властями,  осуществляемом, в частности,  для
того, чтобы обеспечить приоритет закона и соответствие  управленческих актов
закону.  Должен  ли этот контроль  осуществляться  всеми  судами  (ФРГ)  или
специальными   административными   судами   (Франции)?  Как   далеко   может
простираться этот контроль?
     В  настоящее  время во  многих  странах  проявляется  тенденция строить
отношения между законами и регламентами на основе совершенно новой концепции
принципа  разделения  властей.   Зреет   представление,  что   этот  принцип
применялся  неправильно  и  предполагаемое  им  равновесие властей  не  было
реализовано. Законодательная власть, по видимости, стала всемогущей, но  при
этом  она  оказалась перегруженной и  плохо справлялась  с  законодательными
задачами.  Исполнительная  власть  пользовалась  весьма  широкой автономией;
нередко  с  помощью  декретов-законов  она  предпринимала  и,  по  существу,
бесконтрольные меры.
     Французская Конституция 1958 года реализовала идею о том, что парламент
должен  иметь  по праву  лишь те полномочия, которые  он  имеет  возможность
осуществлять  фактически.  Сфера  закона была,  таким  образом,  ограничена;
законодатель  был  призван  лишь  устанавливать  некоторые  основополагающие
принципы. Наряду с  осуществляемой парламентом законодательной властью новая
французская  Конституция   признала   наличие   регламентарной   власти,  не
подчиненной власти законодательной, а автономной по самой своей природе.
     Новый  принцип,  выдвинутый  французской  Конституцией,  породил  много
проблем,  решать которые,  разграничивая сферы закона и регламента,  призван
Конституционный совет. Достоинство этого принципа в том, что он поставил под
контроль  высокой  юрисдикции -- Государственного совета  -- большую  группу
норм,  которые  ранее, поскольку  формально они принимались  парламентом, не
подлежали этому контролю.
     Другие страны не последовали  французскому  примеру. Основной закон ФРГ
не  признает  за исполнительной властью  право  на автономную регламентарную
власть и запрещает практику декретов-законов. Регламенты в этой стране могут
быть изданы только  в рамках исполнения  законов. Однако Конституционный суд
ФРГ санкционирует во все более широких масштабах законоположения, наделяющие
органы управления большими полномочиями.
     86.  Административные  циркуляры. В  странах романо-германской правовой
семьи  в  принципе  установлено четкое  различие между  актами нормативными,
которые   формулируют   юридические  нормы,  и  простыми   административными
циркулярами,  указывающими, как администрация понимает  правовую норму и как
она намерена ее применять. Это различие, по правде говоря, во многих случаях
имеет  больше  теоретическое,  чем  практическое, значение. Административные
чиновники  зачастую знают право лишь по  служебным инструкциям,  которые они
получают  в  форме  циркуляров;  они  чаще всего предпочитают ограничиваться
этими  инструкциями,  чтобы  не  иметь  неприятностей со  своим  вышестоящим
начальством.
     Граждане  часто  не имеют никакой  возможности  заставить администрацию
уважать  закон,  особенно когда  не  основанная  на  законе административная
практика поощряет недолжным образом одну категорию граждан, никого при  этом
не ущемляя. Кроме  того,  граждане вообще  неохотно  подвергают себя риску и
различным неудобствам, которые связаны с действиями против администрации.
     Недостаточно  провозгласить принцип  подчинения  администрации  закону,
чтобы  знать,  в какой мере в различных странах  администрация действительно
эффективно  руководствуется  законом.  Необходимо  наличие  особых  органов,
процедуры   и  политических   условий,  которые   позволили  бы   предписать
администрации  поведение, соответствующее  праву,  и пресечь  совершаемые ею
незаконные действия. Точно  так же в  области частного права  одного наличия
хороших  норм и утверждения,  что  их  следует исполнять,  недостаточно; эти
принципы  ценны лишь  в том  случае, если  существуют  легкодоступные  суды,
неподкупные судьи и администрация, желающая исполнять судебные решения.
     Все  эти  вопросы  наверняка  по-разному решаются  в отдельных  странах
романо-германской правовой  семьи. Но  для данной правовой семьи характерно,
что юристы  не придают большого значения этим  обстоятельствам; они считают,
что  все указанные вопросы относятся скорее к  науке управления, чем к науке
права. Социологические исследования в области права, развертывающиеся сейчас
во Франции, призваны  сыграть большую роль.  Их  не  следует понимать лишь в
общекультурном   и   философском   аспектах;  показывая   нам,   что  же   в
действительности происходит в жизни, они могут  помочь юристам спуститься  с
небесна   землю   и   преодолеть  влечение  к  спекулятивному   мышлению   и
теоретизированию.
     87.   Стиль  законов.  Что   касается  стиля  законов,  то  в   странах
романо-германской правовой семьи сложились  две  противоположные  тенденции:
первая заключается в стремлении сделать  законы как можно доступнее, вторая,
напротив,-- в применении при выработке  нормы права по  возможности наиболее
точного технического языка, даже если  это может сделать право понятным лишь

Страницы: «« « 20   21   22   23   24   25   26   27   28  29   30   31   32   33   34   35   36   37   38  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Давид Рене, Основные правовые системы современности