|
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 167 Размер файла: 1001 Кб Страницы: «« « 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 » »» представлении эллинов образ Аполлона претерпел существенные
изменения. Казалось бы, Солнцебог во все времена был носителем
прекрасного, воплощая его в собственном облике, поэзии, музыке.
Но нет! Достаточно сопоставить классическое изображение
Аполлона с архаическим (рис.21), более чем далеким от
совершенства (с привычно-традиционной точки зрения).
Приведенный рисунок борьбы Геракла и Аполлона, быть может,
восходящий к их гиперборейскому прошлому, наверняка ближе к
первобытным петроглифам, чем к классическим образцам. Обращает
на себя внимание также тотемная атрибутика: змея и гриб,
имеющие в большинстве древних культур -- от Сибири до Южной
Америки -- фаллический смысл.
Лебедь -- символ Гипербореи. Морское божество Форкий --
сын Геи-Земли и прообраз русского Морского царя сочетался
браком с титанидой Кето. Их шесть дочерей, родившихся в
гиперборейских пределах. Изначально они почитались как
прекрасные Лебединые девы (лишь значительно позже из
идеологических соображений они были превращены в безобразных
чудовищ -- грай и горгон). Дискредитация горгон шла по той же
схеме и, видимо, в силу тех же причин, что и приписывание
противоположных знаков и отрицательных смыслов при распаде
общего индоиранского пантеона на обособленные религиозные
системы, когда "деви" и "ахуры" (светлые божественные существа)
становятся "дэвами" и "асурами" -- злобными демонами и
кровожадными оборотнями. Это общемировая традиция, присущая
всем без исключения временам, народам, религиям. Демонизация
политических противников еще совсем недавно выступала в России
эффективным средством идеологической борьбы. Как еще иначе
объяснить превращение Сталиным былых соратников по партии в
извергов рода человеческого, что незамедлительно повлекло за
собой их физическое уничтожение? Что же тогда говорить о
глубокой древности!
Судя по всему, еще до начала миграции протоэллинских
племен на Юг у части их произошла переориентация на новые
идеалы и ценности. Особенно наглядно это проявилось на примере
самой знаменитой из трех горгон -- Медусы (Медузы). Как и
многие другие хорошо знакомые имена мифологических персонажей,
Медуса -- это прозвище, означающее "владычица",
"повелительница". Дочь Морского царя Форкия, возлюбленная
владыки морской стихии Посейдона -- прекрасноликая Лебединая
дева Медуса властвовала над народами северных земель и морей
(как выразился Гесиод, "близ конечных пределов ночи"). Но в
условиях господствующих матриархальных отношений Власть не
ужилась с Мудростью: соперницей Медусы стала Афина. Скупые
осколки древних преданий позволяют восстановить лишь общую
канву разыгравшейся трагедии43. Не поделили власти над
Гипербореей две девы-воительницы. Борьба была жестокой -- не на
жизнь, а на смерть. Первым актом изничтожения соперницы стало
превращение прекрасной Лебединой царевны Медусы в
отвратительное чудовище с кабаньими клыками, волосами из змей и
взглядом, обращающим все живое в камень. Данный акт
символизирует, скорее всего, раскол протоэллинского этнического
и идеологического единства и отпочкование той части будущих
основателей великой древнегреческой цивилизации, которые,
возможно, под воздействием природной катастрофы и под
предводительством или покровительством девы Афины двинулись с
Севера на Юг и в пределах жизни отнюдь не одного поколения
добрались до Балкан, где, воздвигнув храм в честь Афины,
основали город, и поныне носящий ее имя.
Но женская мстительность не знает границ. Афине было мало
морально уничтожить Медусу -- ей потребовалась еще и голова
соперницы. Вот почему, некоторое время спустя, она отправляет
назад, в Гиперборею, своего сводного брата Персея и, по
свидетельству многих, сама сопровождает его. Обманным путем
Персей и Афина вместе расправились с несчастной Медусой: по
наущению Паллады сын Зевса и Данаи отрубил горгоне голову, а
Афина содрала с соперницы кожу и натянула на свой щит, в центре
которого поместила изображение головы несчастной Морской девы.
С тех пор щит Афины носит название "горгонион" (рис.22).
Лик Медусы украшал также эгиду (доспех или же плащ-накидку),
которую носили Зевс, Аполлон и все та же Афина (рис. 23).
Безудержная жестокость Олимпийских Богов была на редкость
изощренной, хотя, должно быть, отражала самые обычные нормы
поведения той далекой эпохи. После канонизации Олимпийцев в
памяти последующих поколений элементы кровожадности как бы
стерлись. Сладкозвучным и опоэтизированным считается прозвище
Афины -- Паллада. И мало кто вспоминает, что получено оно было
на поле битвы, где беспощадная Дева-воительница живьем содрала
кожу с гиганта Палласа (Палланта), за что и была присвоена
Афине кажущаяся столь поэтичной эпиклеса (прозвище) -- Паллада.
К живодерным упражнениям прибегали и другие Олимпийцы.
Общеизвестно наказание, которому подверг Аполлон фригийца
Марсия, вздумавшего состязаться с Солнцебогом в игре на флейте:
с соперника также была живьем содрана кожа. Символ поверженной
Медусы и в последующие века продолжал играть для эллинов
магическую роль. Ее изображения очень часто помещались на
фронтонах и резных каменных плитах в храмах (рис. 24).
С точки зрения археологии смысла интерес представляет и
корневая основа имени Медуса. Слово "мед" в смысле сладкого
яства, вырабатываемого пчелами из нектара, одинаково звучит во
многих индоевропейских языках. Более того, близкие в звуковом
отношении слова, означающие "мед", обнаруживаются в
финно-угорских, китайском и японском языках. Возможно,
допустимо говорить о тотемическом значении "меда" или "пчелы"
для какой-либо доиндоевропейской этнической общности. (Что
касается названий "металл", "медь", всего спектра понятий,
связанных со словами "медицина", "медиум", "медитация",
"метеорология", "метод" и т.п., имен Медея и Мидас, народа
мидян и страны Мидии, а также Митании, то все они взаимосвязаны
с общей древней корневой основой "мед".) Таким образом, в
Страницы: «« « 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |