Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 167
Размер файла: 1001 Кб
Страницы: «« « 22   23   24   25   26   27   28   29   30  31   32   33   34   35   36   37   38   39   40  » »»

представлении  эллинов  образ  Аполлона  претерпел существенные
изменения. Казалось бы, Солнцебог во все времена был  носителем
прекрасного, воплощая его в собственном облике, поэзии, музыке.
Но   нет!   Достаточно   сопоставить  классическое  изображение
Аполлона  с  архаическим  (рис.21),  более   чем   далеким   от
совершенства    (с    привычно-традиционной    точки   зрения).
Приведенный рисунок борьбы  Геракла  и  Аполлона,  быть  может,
восходящий  к  их  гиперборейскому  прошлому, наверняка ближе к
первобытным петроглифам, чем к классическим образцам.  Обращает
на  себя  внимание  также  тотемная  атрибутика:  змея  и гриб,
имеющие в большинстве древних культур --  от  Сибири  до  Южной
Америки -- фаллический смысл.
     Лебедь  --  символ  Гипербореи. Морское божество Форкий --
сын Геи-Земли  и  прообраз  русского  Морского  царя  сочетался
браком  с  титанидой  Кето.  Их  шесть  дочерей,  родившихся  в
гиперборейских  пределах.   Изначально   они   почитались   как
прекрасные   Лебединые   девы   (лишь   значительно   позже  из
идеологических соображений они были  превращены  в  безобразных
чудовищ  --  грай и горгон). Дискредитация горгон шла по той же
схеме и, видимо, в силу  тех  же  причин,  что  и  приписывание
противоположных  знаков  и  отрицательных  смыслов  при распаде
общего  индоиранского  пантеона  на  обособленные   религиозные
системы, когда "деви" и "ахуры" (светлые божественные существа)
становятся   "дэвами"   и  "асурами"  --  злобными  демонами  и
кровожадными оборотнями.  Это  общемировая  традиция,  присущая
всем  без  исключения  временам, народам, религиям. Демонизация
политических противников еще совсем недавно выступала в  России
эффективным  средством  идеологической  борьбы.  Как  еще иначе
объяснить превращение Сталиным былых  соратников  по  партии  в
извергов  рода  человеческого,  что незамедлительно повлекло за
собой их  физическое  уничтожение?  Что  же  тогда  говорить  о
глубокой древности!
     Судя  по  всему,  еще  до  начала  миграции протоэллинских
племен на Юг у  части  их  произошла  переориентация  на  новые
идеалы  и ценности. Особенно наглядно это проявилось на примере
самой знаменитой из трех  горгон  --  Медусы  (Медузы).  Как  и
многие  другие хорошо знакомые имена мифологических персонажей,
Медуса    --    это    прозвище,    означающее     "владычица",
"повелительница".   Дочь  Морского  царя  Форкия,  возлюбленная
владыки морской стихии Посейдона  --  прекрасноликая  Лебединая
дева  Медуса  властвовала  над народами северных земель и морей
(как выразился Гесиод, "близ конечных  пределов  ночи").  Но  в
условиях  господствующих  матриархальных  отношений  Власть  не
ужилась с Мудростью:  соперницей  Медусы  стала  Афина.  Скупые
осколки  древних  преданий  позволяют  восстановить  лишь общую
канву  разыгравшейся  трагедии43.  Не   поделили   власти   над
Гипербореей две девы-воительницы. Борьба была жестокой -- не на
жизнь,  а  на смерть. Первым актом изничтожения соперницы стало
превращение   прекрасной    Лебединой    царевны    Медусы    в
отвратительное чудовище с кабаньими клыками, волосами из змей и
взглядом,   обращающим   все   живое   в   камень.  Данный  акт
символизирует, скорее всего, раскол протоэллинского этнического
и идеологического единства и  отпочкование  той  части  будущих
основателей   великой   древнегреческой  цивилизации,  которые,
возможно,  под  воздействием   природной   катастрофы   и   под
предводительством  или  покровительством девы Афины двинулись с
Севера на Юг и в пределах  жизни  отнюдь  не  одного  поколения
добрались  до  Балкан,  где,  воздвигнув  храм  в  честь Афины,
основали город, и поныне носящий ее имя.
     Но женская мстительность не знает границ. Афине было  мало
морально  уничтожить  Медусу  --  ей потребовалась еще и голова
соперницы. Вот почему, некоторое время спустя,  она  отправляет
назад,  в  Гиперборею,  своего  сводного  брата  Персея  и,  по
свидетельству многих, сама  сопровождает  его.  Обманным  путем
Персей  и  Афина  вместе  расправились с несчастной Медусой: по
наущению Паллады сын Зевса и Данаи отрубил  горгоне  голову,  а
Афина содрала с соперницы кожу и натянула на свой щит, в центре
которого  поместила изображение головы несчастной Морской девы.
С тех пор щит Афины носит название "горгонион" (рис.22).
Лик Медусы украшал также эгиду (доспех  или  же  плащ-накидку),
которую носили Зевс, Аполлон и все та же Афина (рис. 23).
     Безудержная  жестокость Олимпийских Богов была на редкость
изощренной, хотя, должно быть,  отражала  самые  обычные  нормы
поведения  той  далекой  эпохи.  После канонизации Олимпийцев в
памяти последующих  поколений  элементы  кровожадности  как  бы
стерлись.  Сладкозвучным  и опоэтизированным считается прозвище
Афины -- Паллада. И мало кто вспоминает, что получено оно  было
на  поле битвы, где беспощадная Дева-воительница живьем содрала
кожу с гиганта Палласа (Палланта),  за  что  и  была  присвоена
Афине кажущаяся столь поэтичной эпиклеса (прозвище) -- Паллада.
К   живодерным   упражнениям   прибегали  и  другие  Олимпийцы.
Общеизвестно  наказание,  которому  подверг  Аполлон   фригийца
Марсия, вздумавшего состязаться с Солнцебогом в игре на флейте:
с  соперника также была живьем содрана кожа. Символ поверженной
Медусы и  в  последующие  века  продолжал  играть  для  эллинов
магическую  роль.  Ее  изображения  очень  часто  помещались на
фронтонах и резных каменных плитах в храмах (рис. 24).
     С точки зрения археологии смысла  интерес  представляет  и
корневая  основа  имени  Медуса.  Слово "мед" в смысле сладкого
яства, вырабатываемого пчелами из нектара, одинаково звучит  во
многих  индоевропейских  языках. Более того, близкие в звуковом
отношении   слова,   означающие   "мед",    обнаруживаются    в
финно-угорских,   китайском   и   японском   языках.  Возможно,
допустимо говорить о тотемическом значении "меда"  или  "пчелы"
для  какой-либо  доиндоевропейской  этнической  общности.  (Что
касается названий  "металл",  "медь",  всего  спектра  понятий,
связанных   со   словами   "медицина",  "медиум",  "медитация",
"метеорология", "метод" и т.п.,  имен  Медея  и  Мидас,  народа
мидян и страны Мидии, а также Митании, то все они взаимосвязаны
с  общей  древней  корневой  основой  "мед".)  Таким образом, в

Страницы: «« « 22   23   24   25   26   27   28   29   30  31   32   33   34   35   36   37   38   39   40  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин Валерий, Тайны русского народа: в поисках истоков Руси