|
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 167 Размер файла: 1001 Кб Страницы: «« « 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 » »» растение, в которое обращается мифологический или сказочный
персонаж, в конечном счете и может представлять тотем
какого-либо конкретного племени, клана, семьи, округи, города
или святилища.
Греческая мифология особенно богата превращениями Богов и
героев в животных, растения и некоторые неодушевленные объекты
(камни, скалы, звезды). В мифах и их поэтических переложениях
(Овидий написал на эту тему 15 книг, объединенных в знаменитые
"Метаморфозы") зафиксированы оборотничества: Зевса -- в быка;
Гелиоса -- во льва, вепря, пантеру; Афины -- в оленя, спутников
Одиссея -- в свиней и т.д. Тотемическое происхождение имеют и
атрибуты-символы Олимпийских Богов: орел Зевса, сова Афины,
лебедь, сокол, дельфин Аполлона, голубь Афродиты, конь
Посейдона. Зафиксировано также почитание Геры в виде коровы, а
Артемиды -- с лошадиной головой (в Фигалии). Тотемическая
история эллинов нашла опоэтизированное отображение во многих
мифологических сюжетах. Без учета тотемного прошлого трудно, к
примеру, понять, почему в Древней Греции был столь популярен
миф о Калидонской охоте (в ней приняли участие многие из
знаменитых героев Эллады). С точки зрения современного читателя
охота на кабана -- пусть даже очень большого -- достаточно
заурядное событие. Но если взглянуть на него сквозь
тотемическую призму, все предстает в ином обличии: Калидонская
охота символизирует победу над тотемом вепря (кабана) в период
разложения протоэтносов. Хорошо известно, что в древней Европе
тотем вепря в наибольшей степени был распространен среди
кельтов. Потому-то и в мифе об охоте на вепря за позднейшими
наслоениями и дополнениями недвусмысленно просматривается былое
противоборство между эллинскими и кельтскими племенами и
поражение кельтов (тотема вепря) в этой, должно быть, весьма
долгой и нелегкой борьбе.
Русская и славянская культура знает тотемизм в основном в
форме пережитков, рудиментов, запретов. Данный вопрос был
глубоко исследован в ряде фундаментальных работ замечательного
русского этнографа и фольклориста Дмитрия Константиновича
Зеленина (1878 -- 1954): "Тотемический культ деревьев у
русских и белорусов" (1933 г.), "Идеологическое перенесение на
диких животных социально-родовой организации людей" (1935 г.),
"Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов"
(1937 г.) и др. У русских отголоски тотемизма сохранились
главным образом в обрядовом фольклоре, связанном с почитанием и
величанием деревьев, птиц, зверей, в сказках -- особенно о
животных. Многие традиционные русские образы-символы зверей и
птиц несут на себе следы тотемов. Об этом явственно
свидетельствуют положительные человеческие черты, которыми
народ наделил сказочных животных, а также оберегательные
функции, которые они выполняют (первейшее предназначение тотема
-- оказывать помощь всем, кто находится с ним в
социально-родственных отношениях). Среди наиболее популярных
персонажей русских сказок -- звери (лиса, заяц, волк, медведь,
козел, баран, корова, бык и др.), птицы (гусь, утка, петух,
курица, ворон, сокол, лебедь и др.).
Древнее тотемическое мышление обнаруживается во множестве
популярных русских сказок: "Теремок", "Лиса и заяц", "Кот,
петух и лиса", "Котофей Иванович", "Звери в яме" и т.д. и т.п.
Содержащиеся в них тотемические реминисценции поддаются
восстановлению и истолкованию, хотя и приблизительному, но все
же достаточно близкому к первоначальному смыслу. Так, сказка
"Зимовье зверей" запечатлела закодированную в образах животных
информацию об объединении миролюбивых оседлых тотемов-кланов
ради выживания в условиях наступившей зимы (а, возможно, и
неожиданного катаклитического похолодания) и отражения
нападения со стороны враждебно-грабительского тотема волков.
Перечень зверей в разных вариантах сказки колеблется. Так, в
сборнике Афанасьева (No64) зимующим тотемам быка, барана,
свиньи, гуся и петуха противостоят нападающие на них тотемы
лисы, волка и медведя. В бесхитростной сказке "Колобок"
закодирована информация о соперничестве тотемов зайца, волка,
медведя и лисицы-победительницы за право быть хранителем
традиций культа Солнца-Коло, олицетворяемого Колобком,
тождественным дневному светилу и по имени и по обрядовым
функциям (его съедают, как на Масленицу поедают блины,
символизирующие Солнце). Народное творчество -- бездонное
хранилище неизбывной памяти о русских тотемах -- не только в
устном (фольклорном), но и в овеществленном виде. Коньки на
крышах, петушки на маковках, утицы-солонки, олешки на
полотенцах и рубашках -- все это отголоски тотемного прошлого,
запечатленного в орнаменте, узорах, вышивках, резьбе, росписи.
В волшебных сказках всех времен и народов также
аккумулированы остатки древнейшего мировоззрения. Например, уже
упомянутый и широко распространенный мотив оборотничества
(превращения человека в животное и обратно), -- кроме
тотемического оттенка, содержит также отголосок народных
верований в переселение душ, получивших в дальнейшем развитие в
религиозно-идеологических и философских системах --
древнеиндийской, древнеегипетской, древнегреческой,
древнекельтской и др.
Помимо тотемов-животных, в памяти поколений сохранились
образы и тотемов-растений. Наиболее типичными для славянских и
других индоевропейских культур являются деревья -- дуб и
береза. Известна обширная древнекельтская (уэльсская) эпическая
поэма "Битва деревьев", воссоздающая столкновение
кланов-тотемов, где фигурируют свыше 20 древесных символов:
...От поступи мощного дуба дрожали земля и небо,
Он втаптывал в землю врагов, разя их без счета,
А рядом с ним царственный тис отражал атаки
Врагов, что шли на него, как волны на берег моря;
И груша сражалась там же, обильно кровь проливая;
Каштан состязался с елью в свершенье подвигов ратных.
Бел снег, и чернила черны, и зелены деревья,
Страницы: «« « 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |