|
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 167 Размер файла: 1001 Кб Страницы: «« « 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 » »» косметики, татуировок, которые, как показывают данные
археологии, в древности были распространены повсеместно.
Например, русский женский головной убор кика по форме
напоминает птицу, а его название происходит от названия
лебединого крика -- кика (кикать-"кликать, кричать"). Отсюда
древнегреческое наименование лебедя -- "Кикн" (так звали и сына
Аполлона, превращенного после смерти в созвездие Лебедя).
Интересно, что мужской головной убор алеутов, когда они были
открыты русскими мореплавателями, по форме также представлял
лебединую голову.
Тотемические образы гуся, лебедя, селезня (утки), пожалуй,
наиболее архаичные в древнем мировоззрении, они связаны с
доиндоевропейскими мифами о первородном яйце и птице, творящей
мир. В индоевропейской культурной традиции эти представления
получили наибольшее развитие в космологии орфиков, впоследствии
воспринятой митраизмом в образе Митры-Фанеса, рожденного из
космического мирового яйца (напомним, что от имени Митры
произошло русское слово "мир" в смысле "согласия"). Аристофан,
великий древнегреческий комедиограф, иронически относился к
философии орфиков, тем не менее в комедии "Птицы" он дал
позитивное изложение идей, уходящих в самые глубины
космического постижения действительности: "птицы древнее
Олимпийцев блаженных", породил их златокрылый Бог любви Эрот,
сочетавшись с Хаосом. Сам же Эрот, олицетворяющий космическое
сексуальное начало, -- сын первозданной Ночи и Ветра. Они-то и
сотворили Яйцо-первородок, и из него спустя годы "появился Эрот
сладострастный" -- "в сверкании крыл златых, легконогому ветру
подобный". В русском фольклоре смутные воспоминания о золотом
космическом яйце закодированы в популярной сказке про Курочку
Рябу и снесенное ею волшебное золотое яичко.
По русскому космогоническому мифу творцом Вселенной был
селезень (гоголь-нырок). Он долго плавал по безбрежному океану,
потом нырнул, достал со дна песок и сотворил из него весь Мир.
Сказание это тесно примыкает к общемировой мифологической
традиции, записано в нескольких вариантах, вошло в
славяно-русские апокрифы, -- но почему-то мало известно
современному читателю и практически не публиковалось с начала
века. Стойкость архаичных сюжетов, связанных с птицами (в
особенности с гусями, лебедями и утками-селезнями), просто
поражает. Так, популярная русская сказка "Гуси-лебеди" с
выслеживанием и преследованием мальчика ведьмой и
кульминационным перегрызанием ею дуба -- самым неожиданным для
современного читателя образом повторяет свою сюжетную линию в
сказках и мифах южноамериканских индейцев, обитающих в джунглях
Амазонки. Разница лишь в том, что южноамериканская ведьма
занимается сексуальными домогательствами, а дерево, где
спасается герой, пытается перегрызть с помощью зубастых
гениталий. По мнению исследователей, в южноамериканском мифе
закодированы некоторые характерные особенности, присущие
матриархальным отношениям, и точно такой же смысл был
первоначально заложен в русской сказке46 (что лишний раз
подтверждает общность культурных, мифологических и языковых
корней всех народов мира).
Отпечаток тех далеких времен, когда люди величались по
тотемам, сохранился в былине о сыне Ильи Муромца. Звали его
Сокольником (Сокольничком). Данный образ исследован мало, хотя
и открывает глубинный пласт русского былинного эпоса. Матерью
Сокольника является загадочная Златогорка (Латыгорка) --
невенчанная жена Святогора. Великан-богатырь возил ее в
хрустальном ларце (рис.37). Супруга Святогора соблазнила Илью
Муромца, плодом этой мимолетной связи и стал Сокольничек,
встреченный и неузнанный отцом спустя много-много лет. Чудесное
рождение Сокольника произошло в краю таинственного
Алатырь-камня, близ Студеного моря, то есть на побережье
Ледовитого океана. Сын Ильи Муромца сам так говорит о своей
отчине и родословной:
От моря я от Студеного,
От камени я от Латыря,
От той от бабы от Латыгорки...47
Он мог бы еще добавить: "От рода-тотема соколиного", как
говаривал о себе один из героев сербского эпоса: "Что ж
стрелять мне серого сокола, если сам сокольего я рода?.."
Поединок отца с сыном (а главное содержание былин о Сокольнике
-- его битва с Ильей Муромцем) -- смутное воспоминание о
противоборстве распавшихся родов-тотемов и месте их расселения
-- Сибирской украине (древнерусское название Крайнего Севера).
В архангельской былине Илья прямо спрашивает неузнанного сына:
которой тот земли, которой Сибирской украины? Сказанное
косвенно подтверждает и полное былинное имя матери Сокольника
-- Баба Златогорка. Судя по всему, она и есть прообраз
легендарной сибирской Золотой Бабы, выгравированной на
некоторых средневековых картах (рис.37-а) в низовьях Оби. На
карте Г.Меркатора Злата Баба (так поименована она в
Новгородской летописи) изображена в контексте с очертаниями
Гипербореи. Возможно, что корень "гор" в именах Златогорки и ее
супруга Святогора идет от Уральских гор. В конечном же счете
Латыгорка -- русифицированный и сильно изменившийся в течение
тысячелетий образ Латоны-Лето (корневая основа у всех трех имен
общая) -- матери близнецов Аполлона и Артемиды, всеми корнями
своими связанных, как уже говорилось, с северной Гипербореей.
Тотемное прошлое живет и во множестве русских фамилий,
восходящих к древним обозначениям тотемной принадлежности
людей. Сами фамилии сравнительно недавнего происхождения. У
простого люда они появились после отмены в России крепостного
права. Речь, конечно, не идет о христианских именах, имеющих, в
свою очередь, греческое, римское или библейское происхождение.
Если открыть ономастиконы (сборники, составленные
филологами на основе анализа разного рода документов прошлого),
Страницы: «« « 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |