Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 167
Размер файла: 1001 Кб
Страницы: «« « 24   25   26   27   28   29   30   31   32  33   34   35   36   37   38   39   40   41   42  » »»

суть.  В  "Задонщине" -- Слове Софония-рязанца соколы, кречеты,
ястребы совокупно  олицетворяют  ратников  Дмитрия  Донского  и
перечисляются  через  запятую:  "Ужо  бо  те  соколе и кречеты,
белозерскыя ястребы борзо  за  Дон  перелетели  и  ударилися  о
многие  стада  гусиные  и  лебединые" (а чуть раньше были еще и
орлы). Потом это повторит Александр Блок: "Над вражьим  станом,
как бывало, // И плеск и трубы лебедей". Лебедь также во многом
собирательный  символ.  В  русском  фольклоре  вообще считается
нормой нерасчлененный образ "гуси-лебеди".  В  "Задонщине"  они
оказались  наложенными  на  Мамаеву орду (рис. 28). Исторически
это   вполне   объяснимо:   сходная   птицезвериная   символика
распространена у разных народов.
     Откуда  же  она  взялась?  Как  и  другие "вечные образы",
русский лебедь и  русский  сокол  --  наследие  тех  древнейших
верований   и  обычаев  человеческой  предыстории,  когда  само
человечество, его праязык и пракультура  были  нерасчленены,  а
вместо современной палитры народов царил мир тотемов, тотемного
мышления  и  тотемных привязанностей. В те далекие времена люди
не отделяли себя от природы, видели в животных и растениях себе
подобных -- защитников и союзников.
     Тотем -- слово экзотического происхождения, взято из языка
североамериканских индейцев, в научный оборот введено в прошлом
веке. А родилось оно в той самой поэтической стране  оджибуэев,
с   упоминания  которой  (среди  прочих)  начинается  "Песнь  о
Гайавате" Генри Лонгфелло. Переводится "тотем" как "его род"  и
означает  родовую  принадлежность, но не по семейным узам, а по
объединению себя и своего рода-племени с  каким-либо  животным,
растением,  стихией  (например,  водой,  ветром,  молнией)  или
предметом (например, камнем). Несмотря на кажущуюся нерусскость
понятия "тотем", оно созвучно самым  что  ни  на  есть  русским
словам   "отец",   "отчество",  "отчим"  и  т.п.  В  собственно
индейской вокализации слово  "ототем"  ("тотем")  произносилось
как   "оте-отем",   где  "оте"  означает  "род",  а  "отем"  --
местоимение "его" (по совокупности  получается  "его  род"),  а
индейский   корень   "оте"   полностью   совпадает   с  русским
наименованием отцовской принадлежности.  Аналогичные  параллели
нетрудно    отыскать    и    в    других    индоевропейских   и
неиндоевропейских  (например,  тюркских)  языках,  ввиду  былой
общности языков, верований, обычаев и, соответственно, тотемов.
     Для  чего  нужны  тотемы  и  почему они появились? Каждому
человеку необходимо отличать себя от  других.  На  персональном
или  семейном  уровне  никаких  проблем  не  возникает.  Но как
подчеркнуть свою уникальность и неповторимость на уровне  рода,
племени,   этноса?   Вот   здесь-то   и  выработалась  традиция
различаться по тотемам, связав себя неразрывными узами с  миром
живой  и  неживой  природы.  В  прошлом  и по существу тотемизм
предполагал  полную   идентификацию   с   конкретным   животным
(растением, предметом), включение их в систему "человек-тотем",
где   они   полностью   растворялись   друг  в  друге.  В  этой
взаимосвязанной системе  тотему  отводилась  роль  оберега:  он
охранял,  защищал  человека,  помогал  ему  в трудных ситуациях
(отсюда все сказочные животные -- помощники). В  свою  очередь,
все  тотемические  животные  и  растения  табуированы:  то, что
считалось тотемом, нельзя было убивать, обижать, употреблять  в
пищу.   Тотему   поклонялись,   ему   приносились   жертвы,  он
прославлялся и изображался всеми доступными способами.
     Тотемы бывают родоплеменными, половозрастными, семейными и
индивидуальными.  Наиболее   устойчивыми,   сохраняющими   свои
регулятивные   функции   на  протяжении  веков  и  тысячелетий,
оказываются клановые и племенные  тотемы,  их  охранительная  и
объединительная семантика передается от поколения к поколению и
на    определенных   стадиях   общественного   развития   может
закрепляться в форме геральдической  символики:  именно  таково
происхождение  многочисленных  львов,  орлов и иных животных на
государственных  и  дворянских  гербах.  До  нынешних   времен,
однако,   --  если  брать  историю  индоевропейской  культурной
традиции -- сохранилась лишь малая часть тотемической символики
прошлого, да и то преимущественно в виде культурных  памятников
или  исторических,  беллетристических  и  фольклорных  текстов.
Только  в  памяти,  материализованной  в  рисунках,   рельефах,
скульптурах или зафиксированных преданиях, сохранились данные о
тотемических верованиях древних народов.
     Множество пережитков тотемизма отмечено в религии Древнего
Египта:  десятки  зверей, птиц, пресмыкающихся, рыб, насекомых,
среди которых быки и коровы, козлы и бараны,  кошки  и  собаки,
обезьяны  и  свиньи, львы и гиппопотамы, соколы и ибисы, змеи и
крокодилы,  скарабеи  и  скорпионы  и  т.д.  и  т.п.  На  Крите
почитался   бык  и  обоюдосторонний  топор-секира.  Фетишизация
топора как боевого оружия и многофункционального  орудия  труда
была   повсеместно   распространена  среди  древнего  населения
Старого и Нового Света, уходя своими корнями в эпоху Каменного,
Бронзового  и   Железного   веков.   Славяно-русская   культура
изобилует   не  только  разнообразными  натуральными  топорами,
возведенными, к примеру, у карпатских славян в особый культ, но
также  разного  рода  имитациями  в  виде   украшений-подвесок,
амулетов-оберегов  (в  том  числе  и  солярными знаками) и даже
детскими игрушками -- все это  было  широко  распространено  на
Руси вплоть до татаро-монгольского нашествия.
     В  Древнем Риме наиболее экзотическим тотемом был дятел, а
наиболее известным -- волк (Капитолийская волчица,  выкормившая
Ромула  и  Рема).  У  галлов название племен давалось по именам
тотемов -- быки, кабаны, вороны. Такой же обычай существовал  и
у  других  нецивилизованных  народов.  Многообразные  рудименты
тотемизма  обнаруживаются  в  традициях  и  верованиях  Древней
Греции.  Общим  для  всех эллинов считалось их происхождение от
рыб. Особые тотемы имели отдельные племена и народы: считалось,
что мирмодоняне произошли от муравьев, фракийцы и аркадцы -- от
медведей, ликийцы -- от собаки, фивяне -- от ласки. Несомненные
отпечатки  тотемизма  носят  и  предания   об   оборотничестве,
распространенные   во  всех  древних  культурах.  Животное  или

Страницы: «« « 24   25   26   27   28   29   30   31   32  33   34   35   36   37   38   39   40   41   42  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин Валерий, Тайны русского народа: в поисках истоков Руси