Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 167
Размер файла: 1001 Кб
Страницы: «« « 26   27   28   29   30   31   32   33   34  35   36   37   38   39   40   41   42   43   44  » »»

     Спокойны пучины вод с тех пор, как я крик услышал;
     С тех пор березы растут в стране этой без опаски,
     И тянутся вверх дубы в холмистом Гвархан-Мелдеро.
     У   русских   есть   свой  вариант  воспоминаний  о  войне
растительных тотемов. Но в отличие  от  кельтских  сказаний  он
носит  не  эпический, а сатирический оттенок. Это -- знаменитая
сказка "Война грибов", где грибы воюют не друг с  другом,  а  с
царем   Горохом.   Поговорка:   "При   царе   Горохе"  --  тоже
рудиментарная     память     (или     архетип     коллективного
бессознательного)  об архаичном прошлом и тотеме гороха. Другие
тотемные  символы  перечисляются,  к  примеру,  в   чрезвычайно
распространенной на Русском Севере сатирической былине "Птицы",
где  называются  десятки  пернатых,  многие  из  них калькируют
древние  русские  тотемы.  Былина  эта  записана  во  множестве
вариантов,  но  почему-то  выпала  из  поля  зрения современных
исследователей. В процессе становления  славянорусского  этноса
многие  из  былых  тотемов  стерлись  в  памяти.  Только  образ
сокола-рерика  плавно  перешел  из  родоплеменной  в  княжескую
символику  и  геральдику,  сохранив  свое  смысловое значение в
династии Рюриковичей вплоть до татаро-монгольского нашествия.
     Тотемический   образ    сокола    --    доиндоевропейского
происхождения.   К   тем   незапамятным   временам  восходит  и
представление о Солнце  как  Соколе.  У  русских  следы  такого
древнейшего  отождествления  обнаруживаются,  помимо прочего, в
архаичной  загадке-поговорке,  где   Солнце   именуется   Ясным
Соколом,   а   темная  ночь  --  волком  (еще  одно  доарийское
олицетворение, встречающееся у многих и разных народов  Земли):
"Пришел  волк  [темная  ночь]  --  весь  народ  умолк;  взлетел
ясен-сокол [Солнце] -- весь  народ  пошел!"  Сокологоловым  был
древнеегипетский Солнцебог Хор (Гор) (рис.29), этимологически и
функционально  родственный  русскому  Солнцебогу Хорсу (того же
корня  русские  слова  "хорошо",  "хор",  "хоровод",  "хоромы",
"храм"),  --  что  лишний  раз  доказывает  общее происхождение
древнейших культур  и  верований.  Между  прочим,  традиционный
круговой  обход  вокруг буддийской ступы также именуется
хора.    Соколоподобным     изображался     и     другой
древнеегипетский  Солнцебог  --  Ра  (рис.30).  Солнечный смысл
присутствует и в самом слове "сокол": второй слог  "кол",  быть
может,   восходит   к   имени  древнейшего  Солнцебога  Колы
(Коляды). Но соколоподобным был и древнеславянский Бог огня
и света Рарог (ср.: чешск. raroh; польск.  rarog)
-- "сокол";  из  этой  общеславянской  основы  выводится  и имя
старорусского  князя  --  Рюрик,   который   в   этом   случае,
естественно,  не  мог  быть  никаким варягом и, видимо, никогда
таковым  и  не  был,  а  также  фамилия  русского  художника  и
мыслителя -- Рерих.
     Данная   историко-этимологическая   концепция  восходит  к
замечательному    чешско-словацкому    просветителю,     поэту,
фольклористу,  одному  из  основоположников  панславизма Яну
Коллару (1793 -- 1852).  В  России  горячим  пропагандистом
этих  идей  был  историк-антинорманист,  литератор, театральный
деятель и  под  конец  жизни  --  директор  Эрмитажа  Степан
Александрович   Гедеонов  (1815  --  1878).  В  капитальном
двухтомном  труде  "Варяги  и  Русь"  (СПб,  1876)  он   развил
аргументы   Коллара.   Именно   отсюда   концепция  славянского
происхождения  Рюрика   и   Рюриковичей   была   позаимствована
Владимиром  Чивилихиным  в  его  романе-эссе  "Память", а также
Сергеем  Лесным  в  его  многочисленных  изданных  за   рубежом
работах, посвященных древней истории Руси.
     Впрочем,  имеется  еще  одна, более простая версия русской
родословной Рюрика и русского же происхождения его  имени.  Она
опирается  на северные предания, согласно которым подлинное имя
Рюрика было Юрик  и  явился  он  в  Новгород  из  Приднепровья.
Новгородцы  "залюбили"  его за ум-разум и согласились, чтобы он
стал  "хозяином"  в  Новограде.  (Р)Юрик  наложил  на   каждого
новгородца поначалу небольшую дань, но затем стал постепенно ее
увеличивать,  пока  не  сделал ее невыносимой (что впоследствии
усугублялось с  каждым  новым  правителем).  Первые  летописцы,
упоминавшие   имя   Рюрика,   вряд  ли  опирались  на  какие-то
письменные  источники,  а  скорее  всего,  использовали  устные
известия.  Постепенно  исконно  русское  имя  Юрик, помянутое в
северорусском предании, оваряжилось. (Продолжение  темы  см.  в
Приложении 2.)
     Еще  одним  подтверждением смысловой идентичности сокола с
русским именем  Рарог-Рерик-Рюрик  служит  княжеская  символика
рода  Рюриковичей  (рис.31).  Как  известно,  она  имеет  форму
трезубца   и   в   этом   смысле   стала   основой   украинской
государственной  геральдики.  Между  тем существует версия, что
знаменитый "трезубец"  на  самом  деле  является  стилизованным
изображением   сокола-рерика  (рис.32).  Впервые  эту  гипотезу
выдвинул С.А.Гедеонов,  впоследствии  она  получила  дальнейшее
обоснование45.  Версия выглядит романтичной и привлекательной и
обычно вызывает горячие читательские  симпатии.  Однако  символ
трезубца,   триглава,   треножника   как   выражение  священной
троичности чрезвычайно распространен в мировой культуре. Выходя
за пределы индоевропейской традиции,  его  можно  обнаружить  в
вариантах,  близких  к  символике  киевских князей, и в древних
онежских петроглифах (рис.33), и в этрусско-кельтской символике
(рис.34), и в китайской каллиграфии, и в гигантских (свыше  200
м)  древних рисунках-геоглифах на тихоокеанском побережье Южной
Америки (рис.35),  и  в  шаманских  жезлах  енисейских  остяков
(кетов)  (рис.36).  Так  что  какая  бы  то  ни было славянская
самостийность здесь ни при чем.
     Принадлежность конкретного тотема какому-либо роду-племени
или, что   одно   и    то    же,    принадлежность    какого-то
семейно-кланового  или  половозрастного образования конкретному
тотему  наглядно  демонстрирует  узнавательно-разграничительную
функцию  последнего,  что  помогает  узнавать себе подобных или
отличать  своих  от  чужих.  В  частности,  это  проявляется  в
особенностях  одежды,  головного  убора,  прически,  украшений,

Страницы: «« « 26   27   28   29   30   31   32   33   34  35   36   37   38   39   40   41   42   43   44  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин Валерий, Тайны русского народа: в поисках истоков Руси