|
Главная - Наука - Биология
Домбровский Юрий - Хранитель древностей Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 91 Размер файла: 607 Кб Страницы: «« « 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 » »» - Вот это другое дело, - похвалил меня дед. - Это нормально! - Он
поднес стакан ко рту и вдруг закричал и замахал: - Что? Неразбавленный? Эх,
образованный человек, а такую глупость творишь! Об этом же упреждать нужно,
а то всю глотку сорвать можно. У нас тут один плотник глотнул, а потом три
дня сипел. А мог и совсем задохнуться. Ну, мне ты налил, а себе что?
- Я сейчас выпью, - ответил я и взял стакан.
- На-ка вот, разбавь! - И дед налил мне полную крышку от кувшина.
- Перевод времени, - ответил я.
И тут мы оба усмехнулись, переглянулись, сблизили стаканы, чокнулись и
выпили разом.
- Ладно, дед, - сказал я, - давай еще по одной.
Он несмело и нерешительно посмотрел на меня.
- А не повредит? - спросил он осторожно. - Завтра к тебе директор
собирается с утра. Ну, как он тебе?..
- Ничего, - ответил я. - Директор - человек.
- Человек-то человек, - согласился дед. - Вот видишь, приемник тебе
прислал, пусть, говорит, хранитель сидит слухает, может, и мне что
расскажет. Ну вот что ты сидишь слушаешь? - продолжал дед очень ласково. -
Француза ты этого все слушаешь, да? Ну что он такое говорит? К войне
что-нибудь относящееся?
Я кивнул головой. Шла французская лекция о Ницше. А когда француз,
прямо-таки захлебываясь от восторга, говорит в 1937 году о Ницше, - это,
конечно, что-то прямо относящееся к войне.
Повторяю, я слушал только потому, что говорил француз. Немца я бы
слушать не стал. Но вот то, что француз - любезнейший, обаятельнейший, с
отлично поставленной дикцией, с голосом гибким и певучим (как, например,
тонко звучали в нем веселый смех, и косая усмешечка, и печальное светлое
раздумье, и скорбное, чуть презрительное всепонимание), - так вот что этот
самый французский оратор, еще, чего доброго, член академии или
писатель-эссеист, не говорит, прямо-таки заливается, закатывая глаза, о
Ницше, что все это, повторяю опять и опять, происходит летом 1937 года, -
вот это было по-настоящему и любопытно, значительно и даже страшновато. Но
сколько я ни слушал, ничего особенного поймать не мог. Шла обыкновенная
болтовня, и до гитлеровских вывертов, выводов и обобщений было еще очень
далеко. И вдруг я уловил что-то очень мне знакомое - речь пошла о мече и
огне. Правда, все это - огонь и меч - было еще не посылка и не выводы, а
попросту художественный строй речи - эпитеты и сравнения. Но я уже понимал
что к чему. Дюрер, сказал француз, в одной из своих гравюр изобразил
Бога-Слово на троне. Из уст его исходит огненный меч - вот таким мечом и
было слово Ницше. Он шел по этому миру скверны и немощи, как меч и пламя. Он
был великим дезинфектором, ибо ненавидел все уродливое, страдающее,
болезненное и злое, ибо знал - уродство и есть зло. В этом и заключалась его
любовь к людям.
И тут сладкозвучный голос в приемничке вдруг поднялся до высшего
предела и зарыдал.
"Так послушайте же молитву Ницше, - крикнул француз. - Послушайте, и вы
поймете, до какой истеричной любви к людям может дойти человеческое сердце,
посвятившее себя исканию истины. Что может быть для философа дороже разума,
а вот о чем молит Ницше: "Пошлите мне, небеса, безумия! Пошлите мне бред и
судороги! Внезапный свет и внезапную тьму! Такой холод и такой жар, которые
не испытал никто! Пытайте меня страхом и призраками. Пусть я ползаю на
брюхе, как скотина, но дайте мне поверить в свои силы! Но докажите мне, что
вы приблизили меня к себе! Но нет, при чем тут вы? Одно безумие может
доказать мне это!?"
Голос, взлетевший вверх до крика, стал все понижаться и понижаться,
дошел до шепота и оборвался. Наступила тишина. Приемник гудел и молчал. Я
сидел затаив дыхание.
Дед вдруг поднял бурые веки и зевнул.
- Ну все, что ли? - спросил он.
"Слышите ли? - взвизгнул приемник. - Слышите ли вы, люди, эту мольбу?
Из-за вас мудрец отказывается от своего разума. Вы слышите, как бьется его
живое обнаженное сердце. Еще секунда - и оно разлетится на части...?"
Снова наступило молчание, и потом голос сказал печально и обыденно:
"И Бог услышал его просьбу - он сошел с ума".
- Ну, на сегодня хватит, - сказал я и выключил приемник.
Дед открыл глаза и спросил то, о чем он думал все это время:
- Ну вот, ты на нее обижаешься. Она, конечно, дрянь, я это сознаю, но,
так сказать, она что? Сама що себе, что ли?
Мне опять стало скучно, и я махнул рукой.
- Ты копай твои камни, и все, - сказал дед сурово. Он протянул руку,
взял спичечную коробку и открыл ее. - Это что же, того самого...
Ав-ре-ли-яна?
- Его самого, - ответил я.
Дед положил монету на стол и стал ее вертеть. Я вынул из стола складную
лупу и подал ему. Он взял лупу и долго смотрел через нее на монету, а потом
опросил:
- Кто же он был? Император? Вроде Пилата Понтийского?
- Здравствуйте, - засмеялся я. - А еще две зимы в приходское бегал.
Пилат-то разве император?
- А кто же он? - высокомерно усмехнулся дед. - Как в "Верую"-то
читается: "И распятого за ны при Пилате Понтийском". Как же не император? Ну
энтот, правда, более на Ирода Скрижоцкого смахивает. Вон у него какой колпак
с шишкой на голове. Так что, правда он сюда из Рима приходил нас покорять
или это еще не доподлинно?
- Не доподлинно, дед, - ответил я. - Скорее всего, что нет. Но, однако
же, монета попала к нам как-то в огороды. Это ведь тоже неспроста - значит,
верно, длинные руки у него были, если он и сюда дотянулся. Вот в этом я и
хочу разобраться.
- Ну, ну, разбирайся! - сказал дед и встал. - Разбирайся, разбирайся, а
я пойду вздремну. Что-то размаривает меня.
Он ушел, а я остановился около книжной полки (она висела у меня над
кроватью, струганая сосновая дощечка на веревочке), снял книжку и стал ее
листать. Все время, после того как из Эрмитажа пришло письмо о том, что
античная монета, выкопанная в огороде за Алма-Атинкой, - динарий Аврелиана,
я рылся во всех библиотеках и искал что-нибудь об этом императоре. Но
материала попадалось обидно мало. Уж слишком, наверное, хорошо в те времена
умели расправляться с историками и историями. В толстенном словаре
классической древности Любеккера я отыскал только несколько ссылок на
классиков. Но все они были недостоверными или недостаточными. Из источников
Страницы: «« « 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |