Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Феоктистов Константи - Траектория жизни

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 97
Размер файла: 708 Кб
Страницы: «« « 6   7   8   9   10   11   12   13   14  15   16   17   18   19   20   21   22   23   24  » »»

последовательность  анализа.  Однако  Бушуев,  просмотрев  отчет,  предложил
несколько изменить порядок расположения глав. Вообще-то он придирой не  был,
но должен же начальник внести свой заметный вклад! Иначе не  будут  уважать!
Какие-то перестановки пришлось  сделать  -  с  начальством  надо  считаться!
Спорить по мелочам не хотелось, хоть и  раздражало.  Все  мы,  как  правило,
начальство не жалуем, за редким исключением. Для меня таким исключением  был
мой первый начальник в КБ Белоусов, но может быть,  потому,  что  мы  с  ним
недолго вместе работали и он демонстративно не вмешивался в  мою  работу.  С
начала лета 1958 года Бушуев перевел его заместителем  начальника  в  другой
отдел  -  Пятнадцатый,  который   должен   был   выпускать   конструкторскую
документацию. После его  ухода  я  получил  и  формальную  независимость.  С
Белоусовым мы сохранили откровенные и дружеские отношения до конца его жизни
и хорошо понимали друг друга.
   Теперь в том отчете просматриваются и  рудименты:  в  перечень  возможных
экспериментальных  работ  (впоследствии  его  сократили)  были  включены   и
суборбитальные беспилотные полеты корабля с целью отработки тепловой  защиты
и оборудования. Тогда этот этап казался естественным. Впоследствии мы все же
отказались от этого этапа и  от  двух  других  (пуски  ракеты  по  наклонной
траектории с моделями), чтобы сократить сроки. Сказалась быстро  нараставшая
прагматичность и проявился некоторый избыток самоуверенности. В тексте можно
увидеть и некоторый переизбыток  идей.  Например,  предлагалось  в  качестве
управляющих  органов  системы  ориентации,  помимо  реактивных   двигателей,
использовать и электромоторы-маховики, явно  ненужные  на  кораблях.  Первые
электромоторы-маховики как силовое средство для  стабилизации  появились  на
космических аппаратах значительно позже - на спутнике  связи  "Молния-1".  К
недостаткам отчета можно  отнести  и  несколько  поверхностное  рассмотрение
вопросов аварийного спасения.
   Отчет был подписан четырьмя инженерами: Королевым, Бушуевым, Тихонравовым
и мной. Но в его подготовке принимала участие  довольно  большая  группа,  в
основном молодых, инженеров: К.С. Шустин, В.Е. Любин-ский, Б.Г. Супрун, П.В.
Флеров и много других. При подготовке отчета был использован опыт, имевшийся
в нашем конструкторском бюро по расчетам, по проектированию, по  измерениям,
а также опыт и данные других  организаций,  работавших  в  области  ракетной
техники и авиации.
   Не все в КБ соглашались с выводами  отчета.  Одни  считали,  что  нам  не
удастся уложиться в массу, которую может  выводить  ракета-носитель,  другие
считали,  что  неправильно  выбрана  форма  спускаемого   аппарата,   третьи
сомневались в  возможности  обеспечить  надежную  тепловую  защиту.  Весовая
проблема обсуждалась особенно  остро.  Двухступенчатая  ракета-носитель  Р7,
которая выводила на орбиту первые спутники, могла  обеспечить  выведение  на
орбиту аппарата с массой  около  1,3  тонны.  В  этот  лимит  мы,  с  нашими
техническими решениями по кораблю, никак уложиться не могли. И уже тогда,  в
1958 году, начались работы над третьей ступенью  для  этой  ракеты.  В  этой
разработке принимали участие и работники нашего отдела (не из моей  группы).
Часть этих исследований была помещена в нашем первом отчете по кораблю.
   Оценки показали, что ракета-носитель с третьей ступенью, с  установленным
на ней сравнительно небольшим двигателем, сможет  вывести  на  орбиту  массу
около 4,5  тонн.  Эта  же  трехступенчатая  ракета  смогла  бы  выводить  на
траекторию полета к Луне  аппарат  с  массой  около  300  килограммов.  Было
принято  решение  о  начале  работ  по   третьей   ступени,   а   мы   стали
ориентироваться на массу 4,5 тонны для нашего корабля.
   Четыре с половиной тонны не так уж и мало, но и не  много,  если  учесть,
что предстояло разработать принципиально новую машину.  Никаких  аналогов  у
нас не было. К тому же мы не могли ждать новых разработок  для  значительной
части  оборудования  корабля  и  вынуждены  были,  как  правило,  брать   то
подходящее, что  было  в  наличии,  исходя  из  его  функций,  параметров  и
надежности. Практически это означало, что мы вынуждены  были  брать  по  два
комплекта каждого прибора, потом  это  стало  уже  традицией,  если  хотите,
правилом, и надо сказать неплохим. Другого выхода  не  было:  иначе  процесс
создания корабля существенно усложнился бы и, главное, затянулся. Вот почему
проблема веса была тогда такой острой. Ради  справедливости  надо  признать,
что весовая проблема оставалась острой на  всех  наших  машинах.  Проектанты
ракеты это понимали, относились к нам в этом вопросе  весьма  скептически  и
потому при проведении работ по ракете создавали (втайне  от  нас)  небольшие
резервы, которые нам и отдавались в критический момент.
   Трудности  возникали  на  каждом  шагу.  Специалисты  по  аэродинамике  и
тепловому  нагреву  подвергли  наш  "шарик"  резкой  критике.   Раньше   они
доказывали, что это не самая оптимальная форма, и  предлагали  взять  конус.
Теперь стали доказывать Королеву  и  Бушуеву  (и  не  без  успеха),  что  мы
ошиблись в расчете толщины теплозащитного покрытия. По нашим, как мы считали
завышенным, расчетам (и мы оказались  правы  -  это  подтвердили  первые  же
полеты кораблей)  толщина  тепловой  защиты  в  лобовой  части  должна  была
составлять 50 мм. Они же доказывали, что ее  нужно  увеличить  вчетверо!  На
двойное (для запаса: все-таки у нас не было никаких натурных  экспериментов)
увеличение расчетной толщины мы были готовы и сами.  Но  не  увеличивать  же
вчетверо! Но Королев и Бушуев встали на  сторону  наших  оппонентов,  и  нам
пришлось ввести в проект увеличение  толщины  тепловой  защиты  (временно!).
Потом мы все равно 100 мм "срезали". И не один раз бывало, что, если Королев
в споре переходил на сторону наших противников,  мы  тут  же  оказывались  в
одиночестве. И дело было не в авторитете С.П. Может, в человеческой  природе
или в неуверенности в себе коллег?
   После многократных обсуждений в ноябре 1958 года проект  был  представлен
на совет главных конструкторов. Совет должен был принять  решение  о  выборе
основного направления работ в космической технике на  ближайшие  годы.  Были
представлены три доклада: Рязанова  об  автоматическом  спутнике-разведчике,
Белоусова об аппарате для полета человека по баллистической траектории и мой
- о пилотируемом спутнике Земли.
   Надо сказать, лозунг "Для Родины  важнее  спутник-разведчик!"  на  многих
действовал безотказно. И не потому, что он был для всех так уж убедителен, а
потому, что с ним опасно было  бороться.  Здесь  и  для  нас  крылась  явная
опасность. Надо было как-то нейтрализовать конкурентов. И еще в августе 1958
года мне пришлось пойти на тактический маневр: "Хотя работы над  разведчиком
и начались раньше, но мы-то продвинулись  гораздо  дальше.  Давайте  сначала
сделаем пилотируемый спутник, а потом, на базе его  конструкции  и  бортовых
систем,   Рязанов   с   его   сектором    пусть    сделает    автоматический
спутник-разведчик, но не с маленькой капсулой для возвращения фотопленки,  а
с большим спускаемым  аппаратом,  где  будут  размещаться  и  фотопленки,  и
фотоаппараты". Такая постановка  вопроса  перед  начальством  позволила  нам
отбиться от "защитников государственных интересов", а Королеву твердо встать
на нашу сторону: создавая корабль для полета человека, мы сразу убиваем двух

Страницы: «« « 6   7   8   9   10   11   12   13   14  15   16   17   18   19   20   21   22   23   24  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Феоктистов Константи, Траектория жизни