Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Феоктистов Константи - Траектория жизни

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 97
Размер файла: 708 Кб
Страницы: «« « 7   8   9   10   11   12   13   14   15  16   17   18   19   20   21   22   23   24   25  » »»

зайцев! А для любого высокого начальства одним выстрелом убить двух зайцев -
самое милое дело, мечта, можно сказать!
   Одновременно это позволило подготовить и в  сентябре  согласовать  с  ВПК
(Комиссией   Совмина   СССР   по   военно-промышленным   вопросам)    проект
постановления   правительства   о   работах    по    кораблю    под    видом
спутника-разведчика. Главные конструкторы, директора заводов приглашались  в
ВПК, я им объяснял, о чем идет речь, договаривался о  требованиях  и  сроках
изготовления, и они, как правило (если были согласны взяться за работу), тут
же визировали  проект  постановления.  Иногда,  правда,  брали  тайм-аут  на
один-два  дня.  В  комнате,  где  проходили  переговоры,  обычно   находился
кто-нибудь из работников ВПК, что приводило время от времени к неприятным  и
в тоже время смешным ситуациям. Меня то и дело, что  называется,  ловили  за
руку: что за спутник такой, зачем здесь  аппаратура  радиотелефонной  связи,
что,  там  фотоаппараты  будут   разговаривать?   Катапультируемое   кресло,
скафандр?! "Да вы что, с ума сошли? Забываете, где находитесь?!" Но практика
включения в  очередное  срочное  постановление  пунктов,  забытых  в  других
постановлениях,   или   необходимости   новых   работ   по   уже    вышедшим
постановлениям, по-видимому, была обычной, и  чаще  всего  удавалось  как-то
навести тень  на  плетень.  Но  тенденция  все  же  просматривалась  -  даже
непосвященные  угадывали  присутствие  на  борту  корабля  если  не   самого
человека, то его ушей.
   Несколько раз приходилось прерывать переговоры и возвращаться в  Подлипки
не солоно хлебавши. Я рассказывал все Бушуеву или  С.П.  (в  зависимости  от
размера скандала), а они действовали через начальство (скорее  всего,  через
Г.Н. Пашкова). По-видимому, была нелегальная договоренность  с  руководством
ВПК, и когда я  приезжал  на  следующий  день  в  ВПК,  там  уже  оказывался
очередной   возможный   смежник,   и   согласование   продолжалось.   Список
"кандидатов" в смежники мы  передали  в  ВПК  заранее  и  время  от  времени
пополняли его, а аппарат ВПК уже приглашал их в Кремль.
   В начале ноябрьского совета главных конструкторов Королев занимал  внешне
нейтральную позицию (так сказать, сидел в засаде), но после обмена  мнениями
высказал свою точку  зрения:  первым  надо  создавать  пилотируемый  спутник
Земли. И совет главных принял решение о начале работ по  этому  направлению.
Конечно, что бы там ни говорили, совет главных носил  и  при  Королеве,  как
правило, церемониальный характер, но официальное решение состоялось,  и  оно
было в нашу пользу. С этого момента Королев следил за нашей работой,  твердо
и энергично отстаивал ее. Это стало его делом.  Подключались  другие  отделы
КБ,  привлекались  сторонние  специалисты  и  другие  организации.   А   мы,
проектанты,  начали  разработку  уже  официальной  проектной   документации,
которая содержит исходные данные для конструкторов,  разработчиков  бортовых
систем и приборов, испытателей.
   Деление на проектантов  и  конструкторов  сложилось  в  нашем  КБ  давно.
Проектанты занимаются машиной в целом: формулируют задачу, уточняют  условия
работы  машины  и  накладываемые  этими  условиями  ограничения  (по  массе,
габаритам, времени работы и прочему), ищут принципиальные  решения  наиболее
сложных частных задач, выбирают оптимальные параметры машины,  прорабатывают
различные варианты компоновочной схемы  и  делают  из  них  выбор,  проводят
основные расчеты  (как  правило,  в  первом  приближении),  намечают  состав
оборудования, формулируют требования к нему, по возможности подбирают его из
уже существующего. Если такового нет в природе, то формулируют требования  к
нему для заказа в других отделах КБ или в других организациях. Разрабатывают
программы и логику функционирования машины в целом и ее основных  систем.  В
итоге всех этих работ проект "завязывается", то есть  начинает  представлять
собой логично  выстроенную  систему.  После  чего  разрабатываются  исходные
данные для последующих работ других отделов конструкторского бюро и завода.
   Дальнейшая работа проектантов  состоит  в  постоянном  контроле  развития
машины и в доработках ее проекта,  направленных  на  то,  чтобы  проект  "не
развязался",  что  может  произойти  при  различных  вынужденных  изменениях
характеристик  или  состава  оборудования,  при  конструкторской  разработке
узлов, разработке технологии изготовления  машины  и  в  самом  процессе  ее
изготовления,  в  ходе  ее  экспериментальной  отработки.  Проектант  должен
следить,  чтобы  в  любом  случае  сохранялись  (не  ухудшались!)   основные
характеристики машины,  не  нарушались  ее  габариты  и  балансы  по  массе,
энерготратам, расходу топлива и по временным расписаниям бортовых  операций.
Чаще всего по ходу  работ  приходится  вносить  немало  изменений  в  детали
первоначального замысла.
   Конструкторы же в соответствии с проектом  ведут  разработку  конструкции
машины:  силового  корпуса,  агрегатов,  механизмов.  Они  же  разрабатывают
чертежную и текстовую документацию, по которой на заводе идет изготовление и
сборка  машины.  Разработка  конструкторской   документации   для   будущего
"Востока" велась  в  конструкторском  отделе  Г.Г.  Болдырева,  заместителем
которого с лета 1958 года стал Белоусов. По профессии он был  конструктором,
а не проектантом, и когда летом того года стало ясно, что мы берем  курс  на
"Восток", Бушуев перевел его в  этот  конструкторский  отдел.  Болдырев  был
организатором,  администратором,  что  определялось  и  его  характером,   и
подготовкой (артиллерийский инженер), и знаниями.  А  тут  нужен  был  лидер
конструкторских разработок, способный  ежедневно  предлагать  или  принимать
предложенные другими  решения  по  конкретным  узлам,  деталям,  механизмам.
Белоусов мог стать таким лидером, и он им и стал. Тут  нам  просто  повезло.
Хотя  в  повседневном  общении  с  ним  было  многовато  шума  и   некоторый
переизбыток юмора. "Зачем это вы опять прислали нам эту макулатуру?" Это  он
о  наших   очередных   исходных   данных   на   разработку   конструкторской
документации!  О  наших  "гениальных"  решениях,  которые  нужно  немедленно
перевести на язык чертежей! Или например: "И  откуда  вы  взяли,  что  можно
уложиться в этот вес? Да так ни в жизнь не получится, мы эти исходные данные
не возьмем!" Но все он принимал, и все у него и  его  товарищей  получалось.
Белоусов был  человеком  порядочным.  Не  знаю,  был  ли  он  членом  партии
(непохоже - не мог он изменить самому себе), но, может быть,  и  был  -  мог
вступить на фронте. Но ни разу я не слышал от него ни о партийных собраниях,
ни о парткомах, политучебе или о чем-либо подобном.
   В  создании  машины  принимают  участие  и  другие  группы  специалистов:
проектанты  и  конструкторы  систем  управления,  двигательных  установок  и
другого бортового оборудования, испытатели, заводские технологи.
   Когда проект и техническая документация готовы, в  дело  вступает  завод.
Впрочем, это только так говорится - завод начинает готовиться к своей работе
раньше, еще на стадии разработки  проекта.  Заводские  службы  тоже  сначала
разрабатывают свою документацию на технологическую оснастку, необходимую для
изготовления и сборки деталей, узлов и машины в целом, на технологию  работ,
а затем изготовляют и собирают машину, проводят ее завод-ские испытания.
   По мере готовности систем в дело вступают  испытатели.  В  их  руках  вся

Страницы: «« « 7   8   9   10   11   12   13   14   15  16   17   18   19   20   21   22   23   24   25  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Феоктистов Константи, Траектория жизни