Главная - Наука - История
Фоменко А.Т. - Новая хронология Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 1042 Размер файла: 5316 Кб Страницы: «« « 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 » »» И далее: ``Внемли, благочестивый царю, яко ВСЯ ХРИСТИАНСКАЯ ЦАРСТВА СНИДОШАСЬ В ТВОЕ ЕДИНО, ЯКО ДВА РИМА ПАДОША, А ТРЕТИЙ СТОИТ, А ЧЕТВЕРТОМУ НЕ БЫТИ'' [101], с. 440. Здесь Филофей вполне четко говорит об ОБЪЕДИНЕНИИ ``ВСЕХ ХРИСТИАНСКИХ ЦАРСТВ'' ПОД ВЛАСТЬЮ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВАСИЛИЯ. То есть -- просто ЦАРЯ, так как ``василий'' -- это василевс или ЦАРЬ. Слово ``василий'' превратилось в обычное имя уже ПОЗЖЕ. Причем, Филофей говорит об этом как о чем-то СВЕРШИВШЕМСЯ и САМО СОБОЙ РАЗУМЕЮЩЕМСЯ -- об объединении ВСЕХ ХРИСТИАНСКИХ ЦАРСТВ под властью Москвы. Согласно нашей реконструкции здесь ВСЕ ПОНЯТНО. Речь идет о действительном ГЛАВЕНСТВЕ ОРДЫ, -- с ее новой в то время столицей, в МОСКВЕ, -- во ВСЕМ ХРИСТИАНСКОМ МИРЕ. Уже после ``раздела мира'' с исламской Турцией в XV веке. Турция контролировала мусульманские страны, а Русь-Орда --- христианские. Современным комментаторам, конечно, не нравится такой тон послания Филофея. Подумав, они подыскали ``подходящий'' повод для этого утверждения Филофея. Как же, -- сказали они, -- лет за десять до того к Московскому княжеству был присоединен город Псков [101], с. 732. Вот, значит, и ``сошлись все христианские царства под властью великого князя Василия''. И все было бы хорошо. Но оказывается, о том, что ``Москва - Третий Рим'' говорили в то время ОЧЕНЬ МНОГИЕ. Причем, как мы видим по Посланию Филофея, говорили не как о некоей ``нашумевшей теории'', -- по выражению современных комментаторов [101], с. 732, - а как о реально свершившемся факте. Да неужели все были настолько потрясены успешным присоединением Пскова к Московскому княжеству, что заговорили о Москве как о Третьем Риме? Мол, раз Псков -- наш, то Москва, конечно -- Третий Рим. И не просто Третий Рим, а ВЕЧНЫЙ РИМ, НАВСЕГДА СМЕНИВШИЙ ДВА ВЕЛИКИХ ПРЕЖНИХ РИМА. 9. 2. МОСКВА -- НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ Мы много говорили о том, что евангельский Иерусалим -- это, скорее всего, Новый Рим = Константинополь. Здесь в XI веке был, вероятно, распят Иисус Христос. Таким образом, названия Рим и Иерусалим сильно связаны. Иногда означали (по нашей реконструкции) одно и то же. Об этом хорошо помнили в средние века. Действительно, как пишет Г. В. Попов, ``осмысление Константинополя в качестве ``Второго Рима'' -- ``НОВОГО ИЕРУСАЛИМА'' приобретает популярность... в XV веке'' [133], с. 86. С Константинополем = Иерусалимом неразрывно связывались также такие христианские святыни, как Софийский Собор, существующий и сегодня в Константинополе, и ГРОБ ГОСПОДЕНЬ. В считающейся сегодня апокрифической, то есть якобы ``неправильной'', русской ``Иерусалимской беседе'' сказано следующее. ``Град Иерусалим -- всем городам мать; всем церквам церковь -- СОФИЯ ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ, В НЕЙ СТОИТ ГРОБ ГОСПОДЕНЬ'' [133], с. 12. Но поскольку храм Святой Софии и до сих пор стоит в Константинополе, то отсюда ясно видно, что автор текста недвусмысленно отождествляет Иерусалим с Константинополем. Поэтому Москва, которая в XV-XVI веках действительно стала ТРЕТЬИМ РИМОМ, естественно должна была унаследовать необходимый ОБЛИК города ИЕРУСАЛИМА. Эта идея четко выражена в той же ``Иерусалимской беседе'': ``Будет на Руси град Иерусалим начальный, и в том граде будет соборная и апостольская церковь Софии Премудрости Божия о семидесяти верхах, сиречь Святая Святых'' [133], с. 12. В царствование царя-хана Бориса ``Годунова'' превращение Москвы в Новый Иерусалим пошло полным ходом. К тому времени, согласно МОСКОВСКОЙ ОФИЦИАЛЬНОЙ ТОЧКЕ ЗРЕНИЯ, МОСКВА УЖЕ БЫЛА ТРЕТЬИМ РИМОМ. А. Л. Баталов пишет: ``Московский царь уподобляется византийскому императору... Параллель с императором Константином -- не только историческая аналогия. Она соответствует... представлениям о ВСЕЛЕНСКОМ ЗНАЧЕНИИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРЯ. Он не только... московский царь, но и ЦАРЬ ВСЕХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН... В... патриаршем послании царь прямо называется ЕДИНСТВЕННЫМ ПРАВОСЛАВНЫМ ГОСУДАРЕМ... Московский самодержец... подобен императору Константину... ЭТО СООТВЕТСТВОВАЛО САМОСОЗНАНИЮ ОФИЦИАЛЬНОЙ МОСКВЫ. Идея замены московским царем византийского императора, обновления в русском царстве ВСЕЛЕНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ИМПЕРИИ звучит... уже не в литературных сочинениях,.. а в ОФИЦИАЛЬНОМ ДОКУМЕНТЕ - учрежденной грамоте о патриаршестве... Образ вселенского монарха достигает своей канонической завершенности в сентябре 1598 года. Модель, сконструированная в учрежденной грамоте, реализуется в царствование Бориса Годунова... Сразу же после венчания на царство программа, прозвучавшая в коронационном чине, была продолжена царем Борисом в замысле сооружения в Кремле храма ``Святая Святых''... Понятие ``Святая Святых'' связывалось одновременно... со святилищем... Страницы: «« « 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |