|
Главная - Наука - История
Фоменко А.Т. - Новая хронология Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 1042 Размер файла: 5316 Кб Страницы: «« « 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 » »»
И далее: ``Внемли, благочестивый царю, яко ВСЯ ХРИСТИАНСКАЯ
ЦАРСТВА СНИДОШАСЬ В ТВОЕ ЕДИНО, ЯКО ДВА РИМА ПАДОША, А ТРЕТИЙ
СТОИТ, А ЧЕТВЕРТОМУ НЕ БЫТИ'' [101], с. 440.
Здесь Филофей вполне четко говорит об ОБЪЕДИНЕНИИ ``ВСЕХ
ХРИСТИАНСКИХ ЦАРСТВ'' ПОД ВЛАСТЬЮ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВАСИЛИЯ. То есть --
просто ЦАРЯ, так как ``василий'' -- это василевс или ЦАРЬ. Слово
``василий'' превратилось в обычное имя уже ПОЗЖЕ.
Причем, Филофей говорит об этом как о чем-то СВЕРШИВШЕМСЯ и
САМО СОБОЙ РАЗУМЕЮЩЕМСЯ -- об объединении ВСЕХ ХРИСТИАНСКИХ ЦАРСТВ
под властью Москвы.
Согласно нашей реконструкции здесь ВСЕ ПОНЯТНО. Речь идет о
действительном ГЛАВЕНСТВЕ ОРДЫ, -- с ее новой в то время столицей, в
МОСКВЕ, -- во ВСЕМ ХРИСТИАНСКОМ МИРЕ. Уже после ``раздела мира'' с
исламской Турцией в XV веке.
Турция контролировала мусульманские страны, а Русь-Орда
--- христианские.
Современным комментаторам, конечно, не нравится такой тон
послания Филофея.
Подумав, они подыскали ``подходящий'' повод для этого
утверждения Филофея. Как же, -- сказали они, -- лет за десять до
того к Московскому княжеству был присоединен город Псков
[101], с. 732. Вот, значит, и ``сошлись все христианские царства под
властью великого князя Василия''.
И все было бы хорошо. Но оказывается, о том, что ``Москва -
Третий Рим'' говорили в то время ОЧЕНЬ МНОГИЕ. Причем, как мы
видим по Посланию Филофея, говорили не как о некоей ``нашумевшей
теории'', -- по выражению современных комментаторов [101], с. 732, -
а как о реально свершившемся факте.
Да неужели все были настолько потрясены успешным
присоединением Пскова к Московскому княжеству, что заговорили о
Москве как о Третьем Риме? Мол, раз Псков -- наш, то Москва,
конечно -- Третий Рим. И не просто Третий Рим, а ВЕЧНЫЙ РИМ,
НАВСЕГДА СМЕНИВШИЙ ДВА ВЕЛИКИХ ПРЕЖНИХ РИМА.
9. 2. МОСКВА -- НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ
Мы много говорили о том, что евангельский Иерусалим -- это,
скорее всего, Новый Рим = Константинополь. Здесь в XI веке был,
вероятно, распят Иисус Христос. Таким образом, названия Рим и
Иерусалим сильно связаны. Иногда означали (по нашей реконструкции)
одно и то же. Об этом хорошо помнили в средние века. Действительно,
как пишет Г. В. Попов, ``осмысление Константинополя в качестве
``Второго Рима'' -- ``НОВОГО ИЕРУСАЛИМА'' приобретает популярность...
в XV веке'' [133], с. 86.
С Константинополем = Иерусалимом неразрывно связывались
также такие христианские святыни, как Софийский Собор,
существующий и сегодня в Константинополе, и ГРОБ ГОСПОДЕНЬ.
В считающейся сегодня апокрифической, то есть якобы
``неправильной'', русской ``Иерусалимской беседе'' сказано следующее.
``Град Иерусалим -- всем городам мать; всем церквам церковь -- СОФИЯ
ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ, В НЕЙ СТОИТ ГРОБ ГОСПОДЕНЬ'' [133], с. 12. Но
поскольку храм Святой Софии и до сих пор стоит в Константинополе, то
отсюда ясно видно, что автор текста недвусмысленно отождествляет
Иерусалим с Константинополем.
Поэтому Москва, которая в XV-XVI веках действительно стала
ТРЕТЬИМ РИМОМ, естественно должна была унаследовать необходимый
ОБЛИК города ИЕРУСАЛИМА. Эта идея четко выражена в той же
``Иерусалимской беседе'': ``Будет на Руси град Иерусалим начальный,
и в том граде будет соборная и апостольская церковь Софии
Премудрости Божия о семидесяти верхах, сиречь Святая Святых''
[133], с. 12.
В царствование царя-хана Бориса ``Годунова'' превращение
Москвы в Новый Иерусалим пошло полным ходом. К тому времени,
согласно МОСКОВСКОЙ ОФИЦИАЛЬНОЙ ТОЧКЕ ЗРЕНИЯ, МОСКВА УЖЕ БЫЛА
ТРЕТЬИМ РИМОМ.
А. Л. Баталов пишет: ``Московский царь уподобляется
византийскому императору... Параллель с императором Константином
-- не только историческая аналогия. Она соответствует...
представлениям о ВСЕЛЕНСКОМ ЗНАЧЕНИИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРЯ. Он не
только... московский царь, но и ЦАРЬ ВСЕХ ПРАВОСЛАВНЫХ
ХРИСТИАН... В... патриаршем послании царь прямо называется
ЕДИНСТВЕННЫМ ПРАВОСЛАВНЫМ ГОСУДАРЕМ... Московский самодержец...
подобен императору Константину...
ЭТО СООТВЕТСТВОВАЛО САМОСОЗНАНИЮ ОФИЦИАЛЬНОЙ МОСКВЫ. Идея
замены московским царем византийского императора, обновления в
русском царстве ВСЕЛЕНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ИМПЕРИИ звучит... уже не
в литературных сочинениях,.. а в ОФИЦИАЛЬНОМ ДОКУМЕНТЕ -
учрежденной грамоте о патриаршестве... Образ вселенского монарха
достигает своей канонической завершенности в сентябре 1598 года.
Модель, сконструированная в учрежденной грамоте, реализуется в
царствование Бориса Годунова...
Сразу же после венчания на царство программа, прозвучавшая в
коронационном чине, была продолжена царем Борисом в замысле
сооружения в Кремле храма ``Святая Святых''... Понятие ``Святая
Святых'' связывалось одновременно... со святилищем...
Страницы: «« « 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |