Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Ирвинг Вашингтон - История Нью-Йорка

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 136
Размер файла: 956 Кб
Страницы: «« « 106   107   108   109   110   111   112   113   114  115   116   117   118   119   120   121   122   123   124  » »»

отсутствии соперничающих колоний, которые препятствовали бы  их  развитию  и
держали бы в страхе, стали великими и могущественными. В конце концов,  став
для метрополии слишком сильными, они сумели  сбросить  с  себя  ее  оковы  и
превратились в  независимое  государство.  Но  цепь  следствий  на  этом  не
кончилась. Успешная революция в Америке повлекла за собой кровавую революцию
во Франции, которая повлекла за собой могущественного Бонапарта,  повлекшего
за собой французскую тиранию, которая ввергла в смятение весь мир!  Так  все
эти великие государства одно за другим были  наказаны  за  свои  злополучные
победы, так, - подытоживает Никербокер, - все нынешние волнения и  бедствия,
постигшие человечество, начались со взятия маленького Форт-Кашемира. Это  ли
не образец философии истории, отличавшей историков времен Ирвинга!
   Говоря  о  политической  жизни  в  Новом  Амстердаме  XVII  в.,  Ирвинг
постоянно находит повод намекнуть на современную ему Америку. Аллюзия - один
из ведущих художественных приемов "Истории".  Иногда  писатель  сам  как  бы
ловит Никербокера на анахронизмах, которые то  тут,  то  там  попадаются  на
страницах этой "в остальном вполне достоверной книги".  Однако  чаще  Ирвинг
пародирует общественно-политические нравы Соединенных Штатов. Такова история
разделения граждан Нового  Амстердама  на  партии,  для  того,  чтобы  люди,
которые иначе "никогда не знали бы своих собственных мнений, то есть что они
должны думать по тому или иному вопросу", не  подвергались  соблазну  думать
самостоятельно. Автор вспоминает, что ему часто случалось видеть героев 1776
г., находившихся в ужаснейшем затруднении, так  как  они  не  знали,  какого
мнения им  держаться  о  некоторых  людях  и  действиях  правительства.  Они
подвергались большому риску думать правильно,  пока  внезапно  не  разрешали
своих сомнений, прибегнув к испытанному пробному камню - примкнуть к той или
иной  партии.  Так  простодушный  Дидрих   Никербокер   вскрывает   сущность
официального  "патриотизма"  и  "единомыслия",  ставших  орудием   в   руках
американского правительства.
   С неподражаемым юмором описывает Ирвинг в сущности весьма горестные для
американского народа раздоры партий квадратноголовых (то есть  федералистов,
"лишенных округлости черепа, которая считается признаком истинного гения") и
плоскозадых (республиканцев, "не обладавших природным мужеством или  хорошим
задом, как это впоследствии технически именовалось").
   Сразу же после американской революции фермеры и ремесленники  попали  в
социальную  и  политическую  кабалу  к  тем  самым  плантаторам  и   крупной
буржуазии,  против  английских  собратьев  которых  они  сражались  в   годы
революции. "Когда державный народ запряжен  и  на  него  надлежащим  образом
надето  ярмо,  -  саркастически  резюмирует  беспристрастный  Никербокер,  -
приятно видеть, как размеренно и гармонично он движется  вперед,  шлепая  по
грязи и лужам, повинуясь приказаниям своих погонщиков и таща за собой жалкие
телеги с дерьмом" (IV, VI).
   В "Истории Нью-Йорка" нашли отражение раздумья  писателя  над  пороками
нового    общества,    провозглашенного     джефферсоновской     Декларацией
независимости. Однако его насмешки над Джефферсоном  и  "державным  народом"
носят  подчас  антидемократический  характер;   симпатии   Ирвинга   всецело
принадлежат доброй старой патриархальной Америке. Писатель как бы  угадывает
будущие черты американской двухпартийной системы.  В  условиях  политической
борьбы его времени, выступая против Джефферсона и  "державного  народа",  он
все же был скован предубеждениями федералистского толка.
   В переработанном издании 1812 г. Ирвинг ввел эпизод о великом Трубочном
заговоре. Губернатор  Вильям  Упрямый  издал  закон,  запрещающий  гражданам
Нового Амстердама курить. Это  повело  к  образованию  двух  партий.  Вместо
квадратноголовых и плоскозадых они, наподобие свифтовских "тупоконечников" и
"остроконечников",       называются       теперь       Длинные        трубки
(аристократы-федералисты) и Короткие трубки (антифедералисты-республиканцы).
Между ними по-прежнему подвизается некая ублюдочная партия по имени Жвачка.
   Ирвинг  сатирически  заостряет  разоблачение  двухпартийной  буржуазной
системы, приводя рассуждение Гесиода, который разделял все  человечество  на
тех, кто думает сам, тех, кто позволяет другим думать за себя, и тех, кто не
делает ни того, ни другого. "Большинство людей принадлежит ко второй группе,
-  рассуждает  Никербокер.  -  Поэтому  возникают   партии,   под   которыми
подразумеваются большие группы людей, немногие из которых размышляют, а  все
остальные  лишь  разговаривают.  Первые,  называемые  вождями,  муштруют   и
воспитывают последних, поучая их, что им следует одобрять и что освистывать,
что  говорить,  кого  поддерживать  и,  главным  образом,  кого  они  должны
ненавидеть, ибо никто не может быть  по-настоящему  партийным,  если  он  не
умеет решительно и бескомпромиссно ненавидеть" (Вариант 1812 года, IV, VI).
   В критике американской демократии Ирвинг на тридцать  лет  предвосхитил
Купера, хотя и не поднялся до широты его социальных обобщений. Он высмеивает
"великие гарантии"  существования  Соединенных  Штатов  -  свободу  слова  и
свободу совести, которые на деле означают лишь то, что каждый человек  может
придерживаться собственного мнения при условии, если это  мнение  правильно.
"И вот, - продолжает честный историк Никербокер, - так как они (большинство)
были совершенно убеждены, что только  они  думают  правильно,  то  из  этого
следовало, что те, кто думал иначе, чем они, думали неправильно; а кто думал
неправильно и упорно  противился  тому,  чтобы  его  убедили  и  обратили  в
истинную веру, был гнусным нарушителем неоценимой свободы совести, гниющим и
распространяющим заразу членом общества, заслуживающим, чтобы его отсекли  и
бросили в огонь" (III, VI).
   Как созвучны эти строки памфлету Купера "Американский демократ"  (1838)
с его острой критикой демагогической демократии  буржуазного  "большинства"!
Ирвинг высмеивает претензии старого, отживающего, которое цепко держится  за
свои привилегии и  не  дает  расти  новому,  молодому.  В  свойственном  ему
насмешливом  тоне  он  критикует  систему  американской  демократии   в   ее
бесчисленных антигуманистических проявлениях.  Правительство,  суд,  пресса,
американский   конгресс,   -   все   подвергается   беспощадному   осмеянию.
Правительство неуклонно руководствуется тем, что "правителю несомненно более
пристало  быть  настойчивым   и   последовательным   в   заблуждениях,   чем
колеблющимся и противоречивым в старании поступать  правильно".  Суд  своими
перекрестными допросами так запутывал простых  индейцев  и  старух,  что  те
начинали противоречить  самим  себе  и  давать  ложные  показания.  Зато  на
преступления богатых благоразумно смотрели  сквозь  пальцы  и  оставляли  их
безнаказанными.
   Американский конгресс на своих заседаниях занят погребением  неотложных
вопросов и пустословием. Никербокер  горестно  восклицает  по  поводу  всего
строя  американской  демократии:  "Что  представляют  собой   наши   крупные
политические организации, как не доподлинную политическую инквизицию? А наши
трактирные сходки разве не  являются  маленькими  трибуналами,  судящими  на
основании доносов, и наши газеты не служат позорным столбом, где  несчастных
людей, осужденных на наказание кнутом, забрасывают тухлыми яйцами?  А  разве

Страницы: «« « 106   107   108   109   110   111   112   113   114  115   116   117   118   119   120   121   122   123   124  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ирвинг Вашингтон, История Нью-Йорка