|
Главная - Наука - История
Иванов В.Д. - Повести древних лет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 153 Размер файла: 918 Кб Страницы: «« « 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 » »» пожалел об упущенном случае принять участие в грабеже богатейшего
восточного города, - не больше.
Пользуясь опытом походов в низкие земли Запада, они обсуждали
дальнейшее. Встречалось и на Западе ожесточенное сопротивление. После
поражения наступал упадок, разбитые в сражении обвиняли и проклинали
вождей, разделялись, мечтали о переговорах с победителями и, наконец,
любой ценой соглашались спасти свое существование. Людям низких рас
безразлично кому платить дань.
- Не пойти ли на "Акулах" узнать, что есть выше на Вин-о? - спросил
Канут.
Все взглянули на своего ярла.
- Нет. Подождем покорности устья. Жареного тетерева глотают по
кускам.
Часть вторая. НА ВЕКИ ВЕКОВ
Глава первая
1
По левому берегу Двины, на половину дня пути водой от моря, залегло
священное угодье биармов. Тайное от всех людей стойбище кудесников, по
народному прозвищу хранителей Дома Йомалы, сокрыто в беспроходных лесных
дебрях.
С берега к нему, тайному месту, есть одна дорожка, а все остальные
заказаны. От нависшей над речной кручей опушки во мхах протоптана, как
выжжена, стежка в один след. Ступая по ней, гляди под ноги, чтобы не
запнуться о корни вековечного соснового бора.
Из бора придешь в еловый лес. Седые великие ели подперли небо и
затмили день. Стежка глубоко врезалась в хвою, которую насыпали ели, и
снизу, от земли, ничто не пробивается - ни деревцо, ни куст, ни гриб. Ели
взяли всю земную силу, не растят себе на смену ни одной молодой елочки. У
них нет роду-племени, чтобы их помянуть, когда повалит смерть.
Да и нужны ли им дети? Сколько помнит народ биармов, ели всегда были.
Не стоят ли вечные ели сами собой, без рождения и без умирания?..
Тропка тебя поводит под старыми, покружит, и ты потеряешься. Ты
забудешь, на какой руке приходится река Двина, где осталось море, и тебе
будет мниться, будто бы ты петляешь давным-давно и будто отсюда никуда и
нет выхода. Не бойся, ступай по следу.
Тропочка тебя приведет к высокому мшистому камню, на нем сидит голый
медвежий череп: серо-желтая кость, в пустых глазницах пучится бурый
лишайник с челюсти бородой обвис мох. У камня собери свои мысли: задумал
ли ты просить хранителей о деле и не лезешь ли к ним с глупым, пустым
словом?
Надумав, иди дальше, но с тропы не сбивайся ни на шаг, кругом тебя
запрет! В этом лесу, заповедном для всякой охоты, звери не боятся людей.
Белка подпустит, куница не прыгнет с низкой ветки, олень и лось от тебя не
побегут, и медведь тебя не тронет. Смело иди до Хиговой поляны, где
древний зверь выставил громадную голову с двумя гнутыми вверх
тяжелокаменными зубами. Черные мертвые кости Хига связаны ремнями, а не
жилами с мясом.
Прежде в приморских лесах, на двинских берегах, у болот жили могучие
и мудрые, но злые к человеку Хиги. Их погубила Йомала. А последнего
родовича поставила здесь для памяти биармов. Тут же лежит и недавний
касаточий череп, принесенный в знак союза биармов с железными людьми.
Перед Хигом тропочка сворачивает к навесу из корья, и след кончается.
Под навесом висит доска, в нее ударь четыре раза камнем или обухом топора,
четыре раза прокричи имя Йомалы и жди. Йомала слышала, и она не любит
нетерпения.
Жди молча, увидишь непуганых зверей, а под Хигом появится человек. У
него на голове острая шапка рыбьей кожи. Хранитель примет дары: рыбу,
мясо, дичину. Если же он не сразу ответит на твой вопрос и уйдет,
дожидайся, он вернется.
Сам же ты не забудь, что обязан принести хранителям дар правдивых
слов. Расскажи, кто родился, кто женился, из-за чего были ссоры, каковы
охоты, рыбные ловли, как олени и море, что делают железные люди. Йомале
нужно все знать.
Одни птицы и звери ведают, откуда на Хигову поляну выходят к гостям
хранители. В вытертом летнем меху, тощая, - вытянули соболята, - самочка
прыгает за хранителем и слушает его разговор: беличье цокотанье, тоненький
рябчиковый посвист. Отвечает:
- Глупого человека обманывай, не соболя. Делись-ка поскорее. Дай
сладкую птичью головку для моих маленьких!... - и, подпрыгнув, хватает из
рук доброго человека не подачку, а дар дружбы, дар союза людей с лесом.
2
На повернутых чьей-то великой силой каменных плитах лежат грузные,
как избы, валуны. В разломах торчат сизые мхи, на каменных лбах курчавятся
многоцветные лишаи. Здесь живет священная Сосна.
В борах найдется много деревьев выше нее, но старше нет нигде.
Одинокую не обнимешь и вшестером, в щелистой коре спрячется зверь, ветви
сами как деревья, а корни Великой раздвинули камни. Ей нипочем самые злые
ветроломы, потому что сама Йомала заветным малым семенем посадила Сосну.
Из ее корней течет чистая струйка, наливает глубокий бочаг и вновь уходит
под корни. Это Ручей Йомалы.
По приказу богини два морских гоголя, черный и белый, доставали со
дна моря камни и землю для сотворения угодий. А создавая первого биармина
с биарминкой, Йомала оживила их тела водой этого Ручья. Течет Ручей, стоит
Сосна - и живы биармы.
Святыню кольцом окружают островерхие чумы хранителей. Во многих
жилищах пусто, ни один молодой хранитель не вернулся, нурманны перебили
всех. И сюда придут злые убийцы, срубят Сосну, осквернят Ручей, кончатся
биармы, умрет народ.
Старший хранитель сидел на корне Сосны и смотрел в глубокое зеркало
Страницы: «« « 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |