|
Главная - Наука - История
Иванов В.Д. - Русь Изначальная 1-3 Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 492 Размер файла: 3212 Кб Страницы: «« « 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 » »» прости. Лучшего сделать я не сумел. Спрятался, говоришь? Я не спорю с
тобой...
- Отче, отче, - обнял Всеслав монаха за плечи, - бродим мы, ищем мы.
И ты меня прости за упреки никчемные. Лежали они у меня на душе, а я тебя
люблю. Но не слаб ты. Здесь вы - богатыри. Правду же о каждом из нас
узнаем мы, как видно, лишь на Страшном Суде. Давай о другом поговорим.
- Куда ж нам от себя деваться? - возразил Антоний. - От себя не
убежишь. Мучаешься, княже?
- Да. Не выгонял я Изяслава, вече его изгнало. Вече меня князем
поставило - я не просил. С запада Изяслав придет с поляками. Из-за Днепра
пойдут Святослав со Всеволодом.
- Мы за тебя молимся, ты русской крови не лей, - попросил Антоний.
- Уходить мне из Киева не хочется, - сказал Всеслав. - Оставаться? В
народе у меня нет врагов. И друзей нет. Мне тут - что нынче нам с тобой
под осенним солнышком: светит, да не греет. Комары с мошкой не гнетут,
зато нет уже ни гриба в лесу, ни ягоды. Силой держаться? Силы моей
недостанет против троих Ярославичей.
- Нехорошо силой-то, - заметил Антоний.
- Нет, хорошо, - возразил Всеслав. - Ты, отреченец мира, один силен
твоей силой. Я думаю не о насилии, не о понуждении. О согласии думаю.
- Князь, князь! Не отличить нам силу от насилия. Не дано человеку
такого знанья. Потому и цепляются все за дело, смысл же его ищут потом.
Взял - прав. Не взял - не прав, зато будешь прав, когда возьмешь. Суета
это. Каждый себя убеждает - я прав. Без правоты никто жить не может.
- Все ищут, как умеют, а решает меч, - убежденно сказал князь
Всеслав. - Погляди на наш мир! Греческая империя не первый век насмерть
бьется с турками и арабами. Бьется с болгарами. С италийцами. Там - вот
так! - Переплетя пальцы, Всеслав показал, как одна рука ломает другую. - И
остановиться им нельзя - тут же свалят на землю и разорвут. На западе, у
края, где Океан, франки-нормандцы с папским знаменем завоевали Британию -
остров громадный - и жителей между собой делят, как скотину, считая по
головам. Франки бросаются один на другого и упавшего душат сразу. В
Испании четвертая сотня лет идет, как испанцы режутся с арабами - маврами.
В Германии великие владетели дерутся между собой, дерутся с собственным
императором Генрихом, четвертым этого имени. У наших братьев по крови,
ляхов и чехов, резня постоянная. И Литва давит на них, давит на Полоцк
мой. У свеев, у норманнов, у датчан нет покоя. И воюют они зло, их порода
пощады не дает и не просит.
Антоний кивал головой в низенькой, засаленной камилавке и руку
поднял, когда князь Всеслав перевел дух, но тот продолжал:
- Нам теперь, после стольких бед от Степи, с половцами придется
обживаться. Чем? Мечом да копьем. А сзади, за половцами, что? Знаешь? Не
знаешь, не говори, я скажу. Там дней сотни на три пути - степь, пустыня,
горы. И везде один идет на другого. Истощатся, передохнут, подкопят народу
- и вновь, и вновь война, война, война. Половцы не зря пришли. Их сзади
другие подтолкнули. Половцам на старом месте, за Нижним Итилем, Волгой
по-нашему, стало несладко. Такой наш мир. Не ты, так тебя. Знаешь ли ты,
что на западе, где земля обрезается берегом Океана, тоже не пусто? Я лета
четыре тому назад слыхал от варяга повесть. Их люди через Океан переплыли
и нашли никому не ведомую землю Винланд. Там люди с темной кожей. Мирную
жизнь нашли? Нет. Тут же на варягов тамошние жители напали с луками, с
копьями. Насадки у стрел, у копий кремневые, а убивают, как железные.
Волком оборачиваться? Что наши русские - лесные волки! Тут, отче, драконом
быть надо, да с огненным зевом.
- Не согласен я, княже, не согласен, - возразил Антоний. - Ты все
вместе собрал сразу. Будто весь мир пылает и каждый каждому режет горло.
Сила же будто бы только в оружии. Нет. Вон там они, - и Антоний указал на
заднепровские леса. - Сидят на пашнях. За скотом ходят. Смолу гонят. Из
дерева утварь режут. Ремесла там разные. Кто кузнец, кто кожевник. Ткут.
Княже, в них русская сила живет. От них тебе и хлеб, и ратный. Им князь
нужен по беде. Не будь беды... И мы, богослужители, нужны им по смятению
сердец Душе ихней, совести ихней мы больше нужны, чем княжие дружины. Они
- множество, они суть истинная сила, они суть у бога.
- Прав, отче, прав ты, - согласился Всеслав. - Они подобны лесу, мы,
князья, не более чем ветер. В наших ссорах пролетим поверху, вершины
качнутся, и - лес стоит, а князя ищи-свищи. Ты, мудрый, верно судишь. Так
зачем же ты им мешаешь?
- Им-то? - удивился Антоний. - В чем же я помеха для них?
- В твоей святой жизни, - сказал Всеслав. - Их жизнь, по сравненью с
твоей, будто бы нечиста. Будто бы с женой быть нечисто. Церковь брак
допускает, но безбрачие ставится выше. Церковь не возбраняет заниматься
мирскими делами, однако ж отреченье от дел свято. И живешь ты в пещерке
своей живым упреком тем, кого считаешь у бога живущими. Женщине сюда
нельзя. Что ж она? Нечиста, что ли?
- Спешишь, брате, быстрым умом, - упрекнул князя Антоний.
- Где ж я спешу, укажи?
- Не укажу, а скажу. Ты, сердцеведец, знаешь лучше меня, как
стремленьем пылких сердец устроилось монашество от первых христианских
годов. Ты, ученый, больше меня знаешь, что святые бегством в пустыни
примером своим победили скверну старого Рима. Спасение и грех рядом живут.
Монах - человек. И ты в нем не ищи совершенства.
- Быть по сему, - согласился Всеслав, - но бог заповедал: плодитесь и
размножайтесь. Где ж твои дети, где внуки, ты, отреченец от мира мирского?
Антоний приложил палец к губам, прося друга не вторгаться словами в
тайное тайных. Но князь не унялся.
- Да! - настаивал он. - Христос под разрушенным храмом разумел не
душу, а земное тело. Воскреснув, он людям явился телесным, и апостол Фома
вложил пальцы в его телесные раны! Христос велел: будут двое плоть едина.
Монахи презирают плоть, которую Христос освятил. Кто же грешит, и плоть
отрывая от духа, и жену отторгая от мужа?
Колокол звал к вечерне. Несколько монахов в рясках из пестряди,
босые, прошли в церковь, кланяясь Антонию и князю.
- Пойдем, княже, и мы, - угасшим голосом пригласил Антоний, -
уврачуем смиреньем молитвы смятенье души и горечь ума.
Минула короткая, но оттого еще более скучная киевская зима, встретили
киевляне масленым блином весеннее солнцестояние, и Весну встречали, и
хороводы гуляли, и березки завивали, и игры водили, и девушки гадали,
бросая в воду венки из первых желтых цветиков весенних, и все было новое,
да по-старому, ничего не забыли. Не забыл своего и князь Изяслав, явившись
в русских пределах с польской подмогою, которую вел король Болеслав, того
Страницы: «« « 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |