Главная - Наука - История
Иванов В.Д. - Русь Изначальная 1-3 Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 492 Размер файла: 3212 Кб Страницы: «« « 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 » »» Понавесился лес, позаставился, будто дремлет в дреме дремучей, будто заснул он, будто стоит он. Ан нет, сну лесному не верь, он обманывает. Глянь-ко! С горы он ползет. Переставляются вековые дубы с березами. Как сеятели, мечут они пригоршней по ветру семя бессчетное да под землей ножку-корень протягивают. Брода нет - через реку прыгает, брод есть - бродом идет, что ему! Эко же войско великое! Век ему вечный отпущен, идет, не торопится, в неоглядную даль, в необъездные поприща. Слава тебе, лес великий, слава! Рассказывают-передают за истину истинную, что в стародавнейшие лета степь - Дикое поле - заходила далеко на север и на запад. Лесисты были истоки реки Волги сверху до нынешней Твери, и граница лесов от Твери шла прямо на восток через Ростов Великий на Кострому, Унжу, Котельнич, а на юг степь лежала. На западе степь подходила к Смоленску, левый берег Десны был степным. - Слышал ты, княже, - говорил Владимиру боярин Порей, - и в сказке, и в песне, что поссорились лист со хвоей, и хвоя, переборовши колючкой, выжила черневое дерево на юг. В этом есть правда. Ссора не ссора, однако же сам увидишь, как сосна с елью идут вслед за черневым лесом и глушат его. В старину под Черниговом не было ели с сосной. Пришла, и чернь потеснилась. Старики куряне по месту указывают, где лес на их памяти высунул пальцы в степь. Все лесные опушки движутся, но жить долго нужно на одном месте, чтоб заметить. Только плуг с сохой останавливают лес, и нет ему иной преграды. Лошади идут по лесной дороге шагом, для беседы удобное время. Собрав поводья в левой руке, всадники дают коням волю, но не совсем. Легко-легко, но посылают, привычно прижимая голень к лошадиному боку. Носок также привычно приподнят и хоть и вложен в стремя, но пятка опущена и икра напряжена сама собой. Лошадь, чувствуя всадника, идет широко - пешему не угнаться. Начав в семь лет, Владимир к шестнадцатому году уже старый конник, в седле ему удобно, и он, как и бывалый боярин Порей, сидит не-думая: что ни случись, руки и ноги сделают нужное сами. Порей - богатырь телесной силой и боярин в дружине по праву ума - возрастом далеко не стар, немногим за сорок ему. Был в Новгороде, в Смоленске, в Киеве. Вместе с князем Ростиславом Владимиричем ушел в Тмуторокань. После отравления князя хотел поднять тмутороканцев на войну против греков и поднял было, но корсунцы опередили, побив убийц камнями. И Порей ушел с сурожского берега. Поссорился. Он, Ростислава любя, и с ним начал ссориться за нежеланье взять под себя Таврию. - Бог все дал Ростиславу, - говорил Порей, - не дал удачи ему, и дядья с ним не умно поступили. Боялись его, озирались на Тмуторокань. Зря. Он же хотел усилить Тмуторокань не для себя. С касогами начал дружить. Говорил - силой привязываем, лаской прикуем. Срок себе давал он лет шесть. Мечтал с юга на половцев так ударить, чтоб за Волгу их вышибить, чтоб Русь была сплошная по всему Дону, Донцу и Днепру. Старые греки говорили: кого боги любят, тот умирает молодым. Нет, несправедливо бог попустил умереть Ростиславу. Мать Анна наставляла сына: все в воле божьей, божьи пути для человека могут быть непонятны - смиряйся. Тому же учит святое писание, священники. Бог терпелив - и молчит. Боярин Порей осуждает бога попросту, не думая ни о грехе, ни о христианском смирении. Инок Антоний-пещерник говорил: "Бог среди нас". "Где?" - спрашивал Владимир. "Да здесь, здесь, - рукой показывал инок и объяснял: - Он же невещный и сразу пребывает везде, юн в твоем сердце-совести". - "А на небе?" В ответ инок рассказывал, как, будучи в Греции, он встречал людей, поднимавшихся на высочайшие горы, где воздух холоден и под лучами солнца снег не тает, но превращается в лед. И чем выше, тем холоднее, ничто не растет, никто не живет. Не то что звери, там нет даже мушки иль муравья. "Но почему же обиталище бога указывают на небесах, так и молитвы сложены?" "Такое нужно понимать не вещественно, но в духе, - отвечал инок. - Душа человеческая не внемлет слову, если слово не вложено в сравненья. Бог на небе? Понимать надлежит в смысле его величия только. Привязать же бога к одному месту есть язычество". "О-ох, отче, - шутя упрекал, шутя же и скрывал смех князь Всеволод, - в ересь клонишь и сына моего молодую душу колеблешь. Вольно тебе на Руси. Греки бы тебя в темницу всадили без света. По-латыни - ин паце, а по-гречески забыл". "И я, грешник, забыл, право, забыл, - не без лукавства смеялся Антоний, хоть, несомненно, и знал. - Однако ж греки под землю меня не ввергали. Ведь я-то подобное на Афоне-горе втолковывал самому святейшему игумену. И преподобный меня не оспорил. Простому люду невещественное непостижимо, от сложности пояснений появляются в вере ереси, лжетолкованья. Потому-де и надобно простолюдью бога объяснять просто же. Потому-де, иконы рисуя, изображают на них не только Христа, который ходил по земле в облике человека, но и бога-отца. Полностью истину могут постичь высокоученые духовные и боговдохновенные святые". "Стало быть, две веры? Одна ведома духовным, другая - для нас, темных мирян?" - не отставал князь Всеволод. "Так почти что и я возражал святейшему игумену, - не отрекался Антоний, - он же горячился много и заклинал, дабы я против обрядов не шел, лжеучений не проповедовал. Я разве проповедую? Ты спросишь, скажу, как понимаю. Чего не знаю - не знаю. Добро от зла, князь, отличай. Бог есть любовь". Лесная тропа то расширится, то сузится так, что два коня рядом едва проходят. Жилистые корни, крепкие, как костяные пальцы, сплетаются на виду, живые, хоть и обнаженные от земляной одежки. Кое-где можно заметить след колеса - кора сорвана, древесина гладка, будто отполирована, и на ней темный узел - сустав. На Кромы из Курска есть дорога пошире, поторней, но эта - короче. Где чуть влажнее - виден свежий отпечаток копыта, оставленный только что прошедшим передовым дозором. Но положен он не на гладкую землю, а сверху сотен и сотен звериных следов. Широкое копыто лося, острые оленьи, такие же острые, но помельче - косульи следы. И Страницы: «« « 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |