|
Главная - Наука - История
Иванов В.Д. - Русь Изначальная 1-3 Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 492 Размер файла: 3212 Кб Страницы: «« « 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 » »» острые, раздвоенные кабаньи копытца. Зверь любит дороги. Даже кабан,
которому чаща нипочем, бережет силу; пробивая свои тропы, охотно
пользуется чужими: как и люди. Трудно узнать, да и не к чему допытываться,
кто эту дороженьку первым пробивал, человек ли, зверь ли.
Крупного зверя сейчас не увидишь. Передний дозор шел - кого
потревожил с места, кого предупредил. Да и сами всадники идут без опаски.
И песня, и беседа. Не на охоту собрались, зверь же, не зная того,
опасается. Зато лесная куница глядит без страха. Умный зверь. Рыжую шкурку
прячет за стволом либо к развилку сучьев прильнет, как льняная прядь,
только и показывает, что носик черный да глазки - черничные ягодки. Пока
не шевельнется - век будешь прямо на нее глядеть, да не углядишь. Белка же
смела по-ребячески - не твердой душой, а детским неведеньем, хоть и учат
ее ласка, все ястреба - большая семья, - учит филин с совою, та же куница.
И - не научат. Стало быть, не в учении сила, не в учителях, не в науке.
Так в ком же? В ученике. И коли бы знать заранее, кого учить, а кого так
пустить, то и ученых стало бы в сем свете поболее, а учителей
потребовалось бы куда поменее. И были бы учителя те слабы числом, но
велики мудростью.
Так-то, молодой князь, учись. Мать Анна говорит: больше книг читай.
Отец Всеволод перечит ей: верь больше глазам, меньше ушам. Как же так? А
так, что чтение есть тот же разговор. Без чтения нельзя, однако же книга
так же лгать умеет, как живой человек, и многие книги для обмана написаны,
когда писатель с чужого слуха брал без проверки. А чем мерить? Знаньем да
опытом.
Прыгают белки, не таясь от людей. Беличье мясо вкусно, получше
оленины, а медвежатина и кабанина против беличьего, как падаль. Белкой
брезгают от сытости, да и на мышь она похожа ободранная. Так рассказывал
боярин Порей. Ему довелось всего пробовать.
- Пишут, что хозары брали со здешних дань по белке с дыма, - сказал
князь Владимир, - пока мой пращур Святослав хозаров не разогнал. Дешево
брали...
- Кто пишет? - отозвался Порей.
- Погодную запись я видал у отца.
- О белке и я слыхал. Да еще в других местах будто брали хозары по
шелегу с плуга. Это притча. Сам видишь, какая в лесу белке цена - шелег,
монетка медная, тертая.
Владимир слушал, не мешая. Боярин рассуждал:
- Белка. Горностай. Шелег. Все равно, что ржаной сноп либо горсть
льна. Ничто. Иносказательно нужно понять.
Четыре способа даны, думал Владимир: книга, ухо для чужих речей,
глаз, чтоб самому видеть, да разум, чтобы правду найти в каждом малом даже
деле. Молчание - золото для ума, чтоб самому себе не мешать. Свое слово
вылетит - его не поймаешь, и лучше ловить чужие слова, эти птички сами в
сетку летят.
А сердце? А совесть? Глазу легко отличать от белого черное, зеленое
от желтого... Бог знает. Бог-то бог, да сам не будь плох. Слабого не
обижай, бессильного защити, больному помоги, голодного накорми. Такого
целый мешок наберешь, а вдуматься, почему один слаб, другой же силен, один
сыт, другой голоден, и делаются слова бесчисленны, как опавшие листья или
как солома: лежит горой, а зерно снизу зарылось, не видно. Через мысли
трудней пробиться, чем через лесные чащи.
Род приходит, и род проходит, а Земля пребывает вовеки. Но лицо ее
меняется. На высоких горах находят скорлупу морских раковин, речные
рудо-желтые пески проступают на высоких местах близ Днепра, леса идут в
степи, и верно поется в песне о древесных полчищах, поистине уподобляет
певец корни ногам, сучья - рукам, а морщинистую кору - богатырским
доспехам. Мир хоть и пребывает вовеки, но изменчив он, нельзя войти дважды
в одну и ту же воду так же, как не поймаешь уходящее время. Владимир не
бывал на горах, не его мысль о текучей воде. Откуда ж взялось? Молодой
князь не помнил. Много слышано, немало прочитано и не улеглось в голове,
да к чему же знать имя сочинившего книгу. Запомнилось сказанное не для
того, чтоб щеголять ученостью, как делают книжники, а чтоб понять нечто в
себе и в других. Наука бесконечна, как жизнь, - так кажется юноше.
Впереди посветлело, будто бы лесу конец. Тропа вынесла коней на
поляну и разбежалась звериными тропочками, вблизи от опушки еще видными,
но исчезли и они. Зверь, как и люди, привыкнув в тесноте ступать в чужой
след, выйдя на волю, недолго держится стеснительной привычки.
Вместе с окрестным лесом широкая поляна изгибалась вниз, вниз, как
изогнутый щит, и падала, поглощенная лесистым яром. Пониже опушки шагов на
четыреста стояли сторожами несколько старых дубов в пожухлой от осени
листве. Близ них ждали и спешившиеся дозорные, а с ними еще какие-то люди.
Сблизившись, князь Владимир поздоровался первым с чужими, и те
ответили ему медленно, вразнобой, без стесненья приглядываясь, и старший,
с непокрытой головой в стриженных под горшок, битых сединой волосах,
спросил:
- Ты и будешь сын Всеволода-князя, Ярославова сына? - И, получив
подтвержденье, пригласил: - Гостюй в нашем лесу. Меня зови Приселко,
по-крещеному Алексей.
Объяснил он; что град его отсюда будет верстах не то в пяти, не то в
шести.
- Пути-то не мерены, да дорога-то нехороша, сам ты видал, да и в
сторону от твоего пути будет, и, коль к нам пойдешь ночевать, назавтра
тебе, княже, тем же путем сюда выходить надо будет, и, стало быть, ты
вроде да как бы и с места не сдвинешься, ведь по дорогам у нас не
поскачешь, мы вот пешком по лесу конного обгоняем, - и для наглядности
показал, как шагает пошире аршина длинной ногой, обутой по-вятицки в ладно
плетенный лапоть. - А над лаптем не смейся, в нем цепко ступать, и ногу
бережешь, и ноге легче будет, чем в твоем сапоге, однако есть у нас и
сапоги, лапоть же носим для удобства в лесу. Ты ж не взыщи, хочешь, к нам
провожу, отдохнете, коль устали, оно ведь за угощеньем-тем мы не встанем,
мы на достатки-те не жалуемся. Так-то, оно ведь косточки-те твои мягкие,
не привыкли на жестком-то.
Длинную свою речь вятич сплел, как лапоть плетут - будто из одного
лыка сплетен, концов не видать, - однако не запнулся ни разу, не спешил,
слов не мял, где нужно - передыхал. Кончил, и остальные вместе с ним
поклонились - приглашают, а ты как хочешь: примешь не примешь, была б
честь предложена.
Услыхав про мягкие косточки, Владимир решил - здесь ночевать и,
спрыгнув с коня, отстегнул подпруги, снял седло и отнес к ближнему дубу,
примолвив:
Страницы: «« « 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |