|
Главная - Наука - История
Иванов В.Д. - Русь Изначальная 1-3 Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 492 Размер файла: 3212 Кб Страницы: «« « 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 » »» нерусскими лицами, но не больше, чем из уваженья к чужому обычаю. Здесь-то
и поскользнулся ростовский преподобный Леонтий так, что упал бы, не
подхвати его сзади сильной рукой боярин Порей.
И все же в соборном храме не хватило места для всех. Снаружи остались
сотни четыре, слушая оттуда благодарственный молебен, которым епископ
встретил дорогой дар.
Угощая князя с дружиной и знатных горожан скромной трапезой - день
был постный - на епископском подворье, преподобный Леонтий с шутливой
досадой вспомнил о своей неловкости:
- Завтра в Пужболе, в Шурсколе, в Кумирне будут говорить - главный
поп поскользнулся не к добру для себя. И пойдет бессмыслица расширяться,
как круги от камня, брошенного в воду. Дойдет до Мурома, влезет зверем в
леса, и бог весть что наскажут.
- Пустое, владыка, темные люди, однако ж просвещаются, - заметил
ростовский боярин Шляк.
- Я говорю к тому, - возразил Леонтий, - чтоб молодой князь знал.
Здесь язычников едва ль не большая половина. Ты, князь, не видел, когда
подъезжал, за озером против города нечто блестело?
- Видел, - отозвался Владимир.
- Это и есть Кумирня. Видишь, в виду Ростова Великого стоит идол!
Будто слон непомерный вскинулся на задние ноги. Сложен из дерева. Голова
громадная, в ней человек помещается. Вызолочена - она-то и блестит. Снизу
есть дверца, внутри идола лестница. По ней главный ихний вещун, именем
Кича, поднимается в голову и оттуда кричит, через идольский рот.
В Ростовской земле русских было меньше, чем иных народов. Даже из
русских есть люди старой веры, что ж говорить об иных, - рассказывал
Леонтий. Свою паству он ласкал по-святительски, пугал по слабости
человеческой. И не нужно бы, а сорвется. - Терпение есть высшая
добродетель, князь милый. Прадед-то Владимир мудр был, мудр. Князь Борису
дал он Ростов, князь Глебу - Муром. Почему? Добрые были они сердцем.
Крестить - не мечом рубить. Но епископов он послал из греков, не было
наших-то. Греки же не выдержали. Оба преподобных - и Феодор, и Иларион -
удалились, не постыдившись сказать, что бегут от ярости язычников, избегая
неверия и досаждения от людей. Такими словами записано в Ростовской
летописи, и осуждения епископам-беглецам не высказано, ибо они те же люди
и так же смерти боятся, особенно в чужой земле, где они подобны немым.
Ростов Великий был заложен новгородцами в древнейшие годы старых
князей, когда и Киев еще едва начинался, как рассказывал князю Владимиру
Шляк, ростовский боярин. Лет не меньше четырехсот тому назад новгородские
первоселы от Белоозера пошли Шексной в Волгу, Волгой - в Которосль,
Которослью вышли на Неро-озеро и восхитились месту. Раньше этой легкой
дорожкой ходили малые ватажки торговать с мерью да и самим поохотиться.
Переселиться же вздумали по ссоре. Праотцы наши не поладили из-за девушки,
именем Сбислава. Сама шла замуж, отец с матерью не отдавали, выкрали ее. С
того времени пошла вражда, и двадцать три, двадцать четыре ли семьи вышли
из Белоозера на Неро. Сели они вначале в сарском колене, где нынче
крепостца Деболы. Стали расти. От тесноты вышли сюда, землю купив у мерьян
за две золотые гривны.
Шляк был поместный ростовский боярин, не княжеский, но родовой.
Владел изрядной землей, стадами, в своем большом хозяйстве управлялся
силами закупов, наймитов и холопов. В холопах у Шляка были купленные им
пленники из торков, из печенегов, были и русские, взятые за неоплаченный
долг. Таких, как Шляк, в Ростове насчитывалось более ста человек,
именовавших себя старым боярством. Ниже их стояли меньшие богатством
землевладельцы. Занимались и ремеслом, однако же каждая семья владела
пашнями и держала скотину. На ростовском торгу бывали четыре раза в год
большие съезды. Приезжали иногородние купцы даже из Новгорода, из более
близкого Мурома, из молодого Ярославля, из Гороховца и
Стародуба-на-Клязьме, с нижней Оки из Коломеня, Борисо-Глебова, Ожска,
Козаря, Рязани, Кононова. Приплывали и приезжали булгары из волжского
Булгара. Булгары продавали восточные товары, шелка, ароматы и женские
притиранья, сушеные плоды, сахар, перец, яркие ткани тонкой выработки,
шкурки мелкозавитой овчинки, серой и черной, называвшейся каракуль. Вместе
с булгарами такие же товары привозили арабы. Иноземцы покупали воск, мед,
неоправленные клинки оружия русской ковки, кожи крупного скота и пушные
меха: соболя, бобра, лесной куницы, норки, выхухоли, горностая, белки, и
грубые - медвежьи, волчьи, рысьи. Приезжие не могли купить за свои товары
все, что хотели, и всегда оставляли много золотых монет разной чеканки,
разного веса. Таково уж золото, ходит и ходит по всему белому свету, пока
не изотрется в руках и в сумках так, что перестает быть монетой, и берут
его только на вес.
Ростов Великий принимал княжеского посадника, но управлялся тысяцким
по выбору веча. На вече голос давал каждый свободный человек, как и в
Новгороде. Будто бы в древности Новгород и пробовал сохранить за собой
Ростов, как пригород, присылая от себя посадника. Коль такое и было, то
память о том твердо не сохранилась. Ушло от Новгорода и Белоозеро.
Теперешние ростовцы считали своим Белоозерье почти до Онежского озера,
коренного владенья Великого Новгорода. Тянула к Ростову и вся Клязьма, и
волжские верховья с Тверью, Ржевом, Зубцовом и Волоком Ламским. За то
Ростов и звался Великим, подобно Новгороду, родине, но удаленной во
времени так, что о родстве помнят, в делах же родством не считаются.
Спокойно в Ростове Великом. Нет и не ждет никто засылок от Всеслава.
Нужны ли ростовцам смуты и перемены, нужно ли им примерять себя к князьям,
князей - к себе? Не к чему. Пользы в этом для ростовцев не было. Однажды в
год на общем вече ростовцы подтверждали раскладку дани, платимой на князя.
Раскладку составлял ростовский тысяцкий по богатству домохозяев.
Через несколько дней молодой князь пустился в новую дорогу, в
Суздаль. Путь короткий, всего-то сто верст с небольшим. По высокому мосту
на крепких устоях через Которосль проехали в большое село Угожи. Там князя
встретили с теплой дружбой, заставили сойти с коня и повели в красивую
церковь, посвященную святым Кирику и Улите. Старый, но заботливо
подновляемый храм размерами был не менее ростовского соборного.
Отслужили молебен, угожане не выпустили князя - понравился им он
молодостью, обхождением. Может быть, и тем, что одет был просто, не
выделяясь в десятке своих спутников. Год хорошо урожайный, и жители Угожей
рады были случаю лишний раз попировать. Гостей завели в лучший дом, кому
под крышей места не хватило, для тех столы на улице поставили, благо день
был с сухим, легким морозцем. Здесь, пробуя разных грибов тридцати
Страницы: «« « 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |