|
Главная - Наука - История
Иванов В.Д. - Русь Изначальная 1-3 Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 492 Размер файла: 3212 Кб Страницы: «« « 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 » »» проявлялось разнообразие людское, собранное на речном мысу за невысокими
валами города. Суровый вятич в черной бороде до самых глаз, в длинном
кафтане бурого сукна, с тяжелой гривной червонного золота на шее, которой
он украсился для праздника. Южанин, с низовьев ли Десны иль из
Переяславльского княжества, в белом плаще с вышивкой, с длинными усами, но
с голым подбородком или с подстриженной бородой. Рядом с ним скуластое,
узкоглазое лицо в редкой бороде, через которую просвечивает желтоватая
кожа, - этот из мерьян или из муромы. Он в черном, в руке колпак черного
сукна. Встретившись глазами с сухим, остроносым мужчиной в кругло
подстриженной смоляной бороде, князь Владимир подумал было - знакомый, но
потом сообразил: да он не то из торков, не то из печенегов...
После обедни иерей отслужил молебен о здравии благоверных князей
Всеволода, Святослава, Изяслава и всех близких и, помянув первым младшего
из Ярославичей как своего князя, о всех странствующих, путешествующих,
болящих и пленных. Закончил, помянув боярина Бакоту и молящихся в храме.
Затем вышел из алтаря, и все, как стояли, потянулись неспешной чередой
прикладываться к кресту. А после, за трапезой у боярина Бакоты, иерей без
жалоб, но жестким голосом рассказал проезжим, ни к кому особенно не
обращаясь, что здесь едва ли не половина жителей, особенно в округе, суть
двоеверны: не отвергая Церковь, исполняют древлеязыческие обряды в рощах,
а также у рек, а также и у курганов. Уклоняются от похорон, предпочитая
сожигать тела, а пепел собирают в сосуды из обожженной глины и прячут в
старых курганах.
- А впрочем, - заключил пастырь духовный, - Христос терпел в нам
велел. Я и отец Иван - он ныне в разъезде - пашем ниву и сеем посильно. -
И, ободрившись, добавил: - Училище содержим. Бакота с иными нам помогает.
Каждую зиму учим, уча - проповедуем. Сорок три мальчика и отрока в
наступающем году обучаются и девочек одиннадцать. Чтение и письмо. Правила
счета. Святое писание. И греческий язык по желанию. Есть родители, которые
сверх того просят наставлять и латинской речи. Ибо для заморской торговли
такая речь полезна.
- Как, отец, ученики, хорошо успевают ли в науках? - спросил князь
Владимир по-гречески.
- Не все одинаково, сиятельный, - по-гречески же ответил священник. -
Просвещаем сердца по мере желания их, по мере способностей.
- Трудно вам вдвоем справляться со многими учениками, - перешел на
латынь князь Владимир.
- Имеем помощников, господин, - возразил священник на латинском
языке. - За двадцать лет служения в Коломене многие обучены, доброхотно
содействуют просвещению. Помимо них наши с отцом Иваном силы давно бы
иссякли.
Коломенскую трапезу Владимир вспомнил в седле со стыдом, на который
способна только молодость: и ученостью своей выставился, и священника
испытал, и, в довершенье, кичился познаньями перед теми, кто, кроме
русской, никакой речью не владел.
Подобные обиды, которые человек сам себе причиняет, гордыми людьми
помнятся долго: такие себя учат, если хватает ума. Еще одно увез из
Коломеня князь-ученик: историю города. Был он основан выходцами из
Новгорода, людьми опытными и дошлыми до всяких доходов. Стык Оки с
Москвой-рекой выгоден для торговли, через Москву есть путь переволоком в
Истру либо Рузу, из Рузы Ламским волоком - в Ламу и Шошу. К новгородцам
подсели вятицкие, подселялись мерьяне. Но кроме них шли переселенцы с
Днепра, Ворскалы, Сейма, Дона, Донца. Этих влекли не богатые земли, не
щедрые леса, эти шли не за бобром и соболем. Беглецы, они уходили,
наскучив постоянной угрозой из Степи. Степь близка к Коломеню, в нем
оседали немногие пришельцы с юга. Тянули они вверх по Москве-реке, уходили
дальше по Оке, за Муром, садились в Ростове Великом, на залесских полянах.
Были и такие, кто уходил Костромой-рекой на Сухону, Шексной до Белоозера:
все равно, дескать, коль снялись с места, так поищем поглубже.
С первых разумных, хоть и детских лет Владимир Мономах слышал о
Степи. Дядька, подведя мальчика к коню, читал над ним старинное
заклинание, призывал Даждьбога, Стрибога, навьих на помощь против Степи. И
приказал матери не говорить - ты ныне воин. В сказках и сказах Степь
присутствовала изначальным злом, как первородный грех Ветхого завета.
Битвы, стычки, походы, победы и поражения. Пленники, угнанные в Степь, и
чьи-то слова: в печенежьих жилах немало-то русской крови течет.
В Коломене Владимиру явилось нечто до сих от него скрытое и поистине
страшное. Степь не только убивала, угоняла в плен, грабила. Степь давила,
Степь выгоняла русских на север. Как зверь, загнанный борзыми собаками,
бросается в логово, тем спасая себе жизнь, так русский уступал место
другим, заслоняясь лесами. Не все же бежали! Уходили слабые, робкие? Были
и такие, но отступали и сильные, храбрые. Они не могли примириться со
случайностью существования. Хотели строить надолго, хотели обладать
возделанным полем, домом, думали о будущем детей. Сколько беспечных,
сколько ленивых прикрывались смелыми словами, а на самом деле у них не
хватало храбрости оторваться от насиженных мест!
Впоследствии Владимир Мономах рассказывал, что в Коломене-то и
обещался он перед своей совестью бороться со Степью. Так ему вспомнилось,
так он верил, хотя подобное вряд ли является внезапным озарением. Что с
того! Мы невольно переставляем внутренние события, произвольно связывая их
с внешними вехами. Бывшее остается, и рука, производящая поиск, ошибается
бескорыстно.
Дорога от Коломеня на север, к Залесску и Ростову Великому, легла
западной межой края, обитаемого мещерой, или мещорой, оседлыми, мирными
людьми. Там не покочуешь. Мещеряк живет по гривкам, сея хлеб и кормясь из
лесу. Числом их мало, все леса и болота. От одного мещерского поселка в
другой на лошади проедешь весь день, пробираясь между болот. Пешком - три
версты, по кладям, переброшенным через мшистые хляби.
Ехали будто бы стороной, однако ж такого дикого леса Владимир не
видывал. Еловая роща. Ели стоят - вверх посмотришь - шапка с головы сама
падает. Хвоя на аршин лежит и под ногой пружинит, как тетива. Под каждой
елью круговое углубленье, сидит ель, как в лунке, потому что сама под себя
хвою не роняет, не доходит хвоя через сучья. Пусто внизу, солнце не
дотянется, ничего не растет, кое-где гриб увидишь или кустик костяники.
Тихо. Ветер поверху шуршит, а вниз тоже не может пробраться, и шуршанье
его по вершинам вниз падает не в голос, а шепотом. Не видно и живого,
кроме белок. Урожай, видно, был на шишки, и белке праздник на всю осень и
зиму. И еще - рябчики срываются: "фррр, пррр", и - тишина. Эта птица в
Страницы: «« « 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |