Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Карамзин Н.М. - История государства российского 1-3 т.

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 155
Размер файла: 1041 Кб
Страницы: «« « 16   17   18   19   20   21   22   23   24  25   26   27   28   29   30   31   32   33   34  » »»

Аскольд и Дир завладели им; присоединили к себе многих Варягов из
Новагорода, начали под именем Россиян властвовать как Государи в Киеве и
помышлять о важнейшем предприятии, достойном Норманской смелости. Прежде
шли они в Константинополь, вероятно, для того, чтобы служить Императору:
тогда ободренные своим успехом и многочисленностию войска, дерзнули
объявить себя врагами Греции. Судоходный Днепр благоприятствовал их
намерению: вооружив 200 судов, сии витязи Севера, издревле опытные в
кораблеплавании, открыли себе путь в Черное море и в самый Воспор
Фракийский, опустошили огнем и мечем берега его и скоро осадили
Константинополь с моря.
   Столица Восточной Империи в первый раз увидела сих грозных неприятелей;
в первый раз с ужасом произнесла имя Россиян, Ρως. Молва
народная возвестила их Скифами, жителями баснословной горы Тавра, уже
победителями многих народов окрестных.
   Михаил III, Нерон своего времени, царствовал тогда в Константинополе,
но был в отсутствии, воюя на берегах Черной реки с Агарянами. Узнав от
Эпарха, или Наместника Цареградского о новом неприятеле, он спешил в
столицу, с великою опасностию пробрался сквозь суда Российские и, не смея
отразить их силою, ожидал спасение от чуда. Оно совершилось, по сказанию
Византийских Летописцев. В славной церкви Влахернской, построенной
Императором Маркианом на берегу залива, между нынешнею Перою и
Царемградом, хранилась так называемая риза Богоматери, к которой прибегал
народ в случае бедствий. Патриарх Фотий с торжественными обрядами вынес ее
на берег и погрузил в море, тихое и спокойное. Вдруг сделалась буря;
рассеяла, истребила флот неприятельский, и только слабые остатки его
возвратились в Киев.
   Нестор согласно с Византийскими Историками описывает сей случай, но
некоторые из них прибавляют, что язычники Российские, устрашенные Небесным
гневом, немедленно отправили Послов в Константинополь и требовали святого
крещения. Окружная грамота Патриарха Фотия, писанная в исходе 866 года к
Восточным Епископам, служит достоверным подтверждением сего любопытного
для нас известия. "Россы, говорит он, славные жестокостию, победители
народов соседственных и в гордости своей дерзнувшие воевать с Империею
Римскою, уже оставили суеверие, исповедуют Христа и суть друзья наши, быв
еще недавно злейшими врагами. Они уже приняли от нас Епископа и
Священника, имея живое усердие к богослужению Христианскому".
   Константин Багрянородный и другие Греческие Историки пишут, что Россы
крестились во время царя Василия Македонского и Патриарха Игнатия, то есть
не ранее 867 года. "Император (говорят они), не имея возможности победить
Россов, склонил их к миру богатыми дарами, состоявшими в золоте, серебре и
шелковых одеждах. Он прислал к ним Епископа, посвященного Игнатием,
который обратил их в Христианство". - Сии два известия не противоречат
одно другому. Фотий в 866 году мог отправить церковных учителей в Киев:
Игнатий также; они насадили там первые семена Веры истинной: ибо Несторова
летопись свидетельствует, что в Игорево время было уже много Христиан в
Киеве. Вероятно, что проповедники, для лучшего успеха в деле своем, тогда
же ввели в употребление между Киевскими Христианами и новые письмена
Славянские, изобретенные Кириллом в Моравии за несколько лет до того
времени. Обстоятельства благоприятствовали сему успеху: Славяне
исповедовали одну Веру, а Варяги другую; впоследствии увидим, что древние
Государи Киевские наблюдали священные обряды первой, следуя внушению
весьма естественного благоразумия; но усердие их к чужеземным идолам, коих
обожали они единственно в угождение главному своему народу, не могло быть
искренним, и самая государственная польза заставляла Князей не
препятствовать успехам новой Веры, соединявшей их подданных, Славян, и
надежных товарищей, Варягов, узами духовного братства. Но еще не наступило
время совершенного торжества ее.
   Таким образом, Варяги основали две Самодержавные области в России:
Рюрик на Севере, Аскольд и Дир на Юге. Невероятно, чтобы Козары, бравшие
дань с Киева, добровольно уступили его Варягам, хотя Летописец молчит о
воинских делах Аскольда и Дира в странах Днепровских: оружие без сомнения
решило, кому начальствовать над миролюбивыми Полянами; и ежели Варяги
действительно, претерпев урон на Черном море, возвратились от
Константинополя с неудачею, то им надлежало быть счастливее на сухом пути,
ибо они удержали за собою Киев.
   Нестор молчит также о дальнейших предприятиях Рюрика в Новегороде, за
недостатком современных известий, а не для того, чтобы сей Князь отважный,
пожертвовав отечеством властолюбию, провел остаток жизни в бездействии:
   действовать же значило тогда воевать, и Государи Скандинавские,
единоземцы Рюриковы, принимая власть от народа, обыкновенно клялися именем
Одиновым быть завоевателями. Спокойствие Государства, мудрое
законодательство и правосудие составляют ныне славу Царей; но Князья
Русские в IX и Х веке еще не довольствовались сею благотворною славою.
Окруженный к Западу, Северу и Востоку народами Финскими, Рюрик мог ли
оставить в покое своих ближних соседей, когда и самые отдаленные берега
Оки долженствовали ему покориться? Вероятно, что окрестности Чудского и
Ладожского озера были также свидетелями мужественных дел его, неописанных
и забвенных. - Он княжил единовластно, по смерти Синеуса и Трувора, 15 лет
в Новегороде и скончался в 879 году, вручив правление и малолетнего сына,
Игоря, родственнику своему Олегу.
   Память Рюрика, как первого Самодержца Российского, осталась бессмертною
в нашей Истории и главным действием его княжения было твердое
присоединение некоторых Финских племен к народу Славянскому в России, так
что Весь, Меря, Мурома наконец обратились в Славян, приняв их обычаи, язык
и Веру.



                                  Глава V

                        ОЛЕГ ПРАВИТЕЛЬ. Г. 879-912


   Завоевания Олеговы. Нашествие Угров. Супружество Игоря. Россияне служат
в Греции. Олег идет на Царьград. Мир с Греками. Договор с Империею.
Кончина Олега.


   Рюрик, по словам летописи, вручил Олегу правление за малолетством сына.
Сей опекун Игорев скоро прославился великою своею отважностию, победами,

Страницы: «« « 16   17   18   19   20   21   22   23   24  25   26   27   28   29   30   31   32   33   34  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Карамзин Н.М., История государства российского 1-3 т.