Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Карамзин Н.М. - История государства российского 1-3 т.

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 155
Размер файла: 1041 Кб
Страницы: «« « 11   12   13   14   15   16   17   18   19  20   21   22   23   24   25   26   27   28   29  » »»

   ему жертвовали вступающие в союз брачный, с усердием воспевая имя его,
которое слышим и ныне в старинных припевах. Стриковский называет сего бога
Латышским: в Литве и Самогитии народ праздновал ему от 25 Маия до 25 Июня,
отцы и мужья в гостиницах, а жены и дочери на улицах и на лугах; взявшись
за руки, они плясали и пели: Ладо, Ладо, дидис Ладо, то есть великий Ладо.
Такое же обыкновение доныне существует в деревнях наших: молодые женщины
весной собираются играть и петь в хороводах: "Лада, диди Лада". Мы уже
заметили, что Славяне охотно умножали число идолов своих и принимали
чужеземных. Русские язычники, как пишет Адам Бременский, ездили в
Курляндию и в Самогитию для поклонения кумирам; следственно, имели одних
богов с Латышами, ежели не все, то хотя некоторые Славянские племена в
России - вероятно, Кривичи: ибо название их свидетельствует, кажется, что
они признавали Латышского Первосвященника Криве Главою Веры своей.
Впрочем, Ладо мог быть и древним Славянским божеством: жители Молдавии и
Валахии в некоторых суеверных обрядах доныне твердят имя Лада.
   Купалу, богу земных плодов, жертвовали пред собиранием хлеба, 23 Июня,
в день Св. Агриппины, которая для того прозвана в народе Купальницею.
Молодые люди украшались венками, раскладывали ввечеру огонь, плясали около
его и воспевали Купала. Память сего идолослужения сохранилась в некоторых
странах России, где ночные игры деревенских жителей и пляски вокруг огня с
невинным намерением совершаются в честь идолу языческому. В Архангельской
Губернии многие поселяне 23 Июня топят бани, настилают в них траву
купальницу (лютик, ranunculus acris) и после купаются в реке. Сербы
накануне или в самое Рождество Иоанна Предтечи, сплетая Ивановские венки,
вешают их на кровли домов и на хлевах, чтобы удалить злых духов от своего
жилища.
   24 Декабря язычники Русские славили Коляду, бога торжеств и мира. Еще и
в наше время, накануне Рождества Христова, дети земледельцев собираются
колядовать под окнами богатых крестьян, величают хозяина в песнях, твердят
имя Коляды и просят денег. Святошные игрища и гадание кажутся остатком
сего языческого праздника.
   В суеверных преданиях народа Русского открываем также некоторые следы
древнего Славянского богопочитания: доныне простые люди говорят у нас о
Леших, которые видом подобны Сатирам, живут будто бы в темноте лесов,
равняются с деревьями и с травой, ужасают странников, обходят их кругом и
сбивают с пути; о Русалках, или Нимфах дубрав (где они бегают с
распущенными волосами, особенно перед Троицыным днем), о благодетельных и
злых Домовых, о ночных Кикимрах и проч.
   Таким образом грубый ум людей непросвященных заблуждается во мраке
идолопоклонства и творит богов на всяком шагу, чтобы изъяснять действия
Природы и в неизвестностях рока успокаивать сердце надеждою на вышнюю
помощь! - Желая выразить могущество и грозность богов, Славяне
представляли их великанами, с ужасными лицами, со многими головами. Греки
хотели, кажется, любить своих идолов (изображая в них примеры человеческой
стройности), а Славяне только бояться; первые обожали красоту и
приятность, а вторые одну силу; и еще не довольствуясь собственным
противным видом истуканов, окружали их гнусными изображениями ядовитых
животных: змей, жаб, ящериц и проч. Кроме идолов, Немецкие Славяне,
подобно Дунайским, обожали еще реки, озера, источники, леса и приносили
жертвы невидимым их Гениям, которые, по мнению суеверных, иногда говорили,
и в важных случаях являлись людям. Так, Гений Ретрского озера, когда
великие опасности угрожали народу Славянскому, принимал на себя образ
кабана, выплывал на берег, ревел ужасным голосом и скрывался в волнах. Мы
знаем, что и Российские Славяне приписывали озерам и рекам некоторую
божественность и святость. В глазной болезни они умывались водою
мнимо-целебных источников и бросали в них серебряные монеты. Народное
обыкновение купать или обливать водою людей, проспавших Заутреню в день
Пасхи, будто бы для омовения их от греха, происходит, может быть, от
такого же языческого суеверия. - У многих народов Славянских были
заповедные рощи, где никогда стук секиры не раздавался и где самые злейшие
враги не дерзали вступить в бой между собою. Лес города Ретры считался
священным.
   Жители Штетинские поклонялись ореховому дереву, при коем находился
особенный жрец, и дубу, а Юлинские - богу, обитавшему в дереве обсеченном,
и весною плясали вокруг него с некоторыми торжественными обрядами. Славяне
в России также молились деревам, особенно же дупловатым, обвязывая их
ветви убрусами или платами. Константин Багрянородный пишет, что они,
путешествуя в Царьград, на острове Св. Григория приносили жертву большому
дубу, окружали его стрелами и гадали, заколоть ли обреченных ему живых
птиц или пустить на волю. Празднование Семика и народный обычай завивать в
сей день венки в рощах суть также остаток древнего суеверия, коего обряды
наблюдались в Богемии и по введении Христианства, так что Герцог Брячислав
в 1093 году решился предать огню все мнимо-святые дубравы своего народа.
   Славяне обожали еще знамена и думали, что в военное время они святее
всех идолов. Знамя Бальтийских Вендов было отменной величины и пестрое,
стояло обыкновенно в Святовидовом храме и считалось сильною богинею,
которая воинам, идущим с ней, давала право не только нарушать законы, но
даже оскорблять и самых идолов. Датский Король Вальдемар сжег его в
Арконе, взяв сей город. - В числе Ретрских любопытных памятников нашлось
также священное знамя: медный дракон, украшенный изображением женских
голов и вооруженных рук. В Дитмаровой летописи упоминается о двух
Славянских знаменах, которые считались богинями. Хитрость Полководцев
ввела, без сомнения, сию веру, чтобы воспламенять дух храбрости в воинах
или обуздывать их неповиновение святостию знамен своих.
   Древние Славяне в Германии еще не имели храмов, но приносили жертву
Богу небесному на камнях, окружая их в некотором расстоянии другими,
служившими вместо ограды священной. Чтобы изобразить величие Бога, жрецы
начали употреблять для сооружения олтарей камни в несколько саженей мерою.
Сии каменные здания равнялись с высокими скалами, невредимо стояли целые
века и могли казаться народу творением рук божественных. В самом деле
трудно понять, каким образом Славяне, не зная изобретенных механикою
способов, воздвигали такие громады.
   Жрецы в присутствии и в глазах народа совершали обряды Веры на сих
величественных олтарях; но в течение времен, желая еще сильней действовать
на воображение людей, вздумали, подобно Друидам, удалиться во тьму
заповедных лесов и соорудили там жертвенники. По введении идолопоклонства
надлежало укрыть обожаемые кумиры от дождя и снега: защитили их кровлею, и
сие простое здание было первым храмом. Мысль сделать его достойным жилищем
богов требовала величия, но Славяне не умели подражать Грекам и Римлянам в
гордой высоте зданий и старались заменить оную резьбою, пестротою,

Страницы: «« « 11   12   13   14   15   16   17   18   19  20   21   22   23   24   25   26   27   28   29  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Карамзин Н.М., История государства российского 1-3 т.