Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Карамзин Н.М. - История государства российского 1-3 т.

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 155
Размер файла: 1041 Кб
Страницы: «« « 2   3   4   5   6   7   8   9   10  11   12   13   14   15   16   17   18   19   20  » »»

Семигалии), Корсь (в Курляндии) и Литву, которые не принадлежат к Финнам,
но вместе с древними Пруссами составляют народ Латышский. В языке его
находится множество Славянских, довольно Готфских и Финских слов: из чего
основательно заключают Историки, что Латыши происходят от сих народов. С
великою вероятностию можно определить даже и начало бытия их. Когда Готфы
удалились к пределам Империи, тогда Венеды и Финны заняли юго-восточные
берега моря Балтийского; смешались там с остатками первобытных жителей, т.
е. с Готфами; начали истреблять леса для хлебопашества и прозвались
Латышами, или обитателями земель расчищенных, ибо лата знаменует на языке
Литовском расчищение. Их, кажется, называет Иорнанд Видивариями, которые в
половине шестого века жили около Данцига и состояли из разных народов: с
чем согласно и древнее предание Латышей, уверяющих, что их первый
Государь, именем Видвут, Царствовал на берегах Вислы и там образовал народ
свой, который населил Литву, Пруссию, Курляндию и Летландню, где он и
доныне находится и где, до самого введения Христианской Веры, управлял им
северный Далай-Лама, главный судия и Священник Криве, живший в Прусском
местечке Ромове.
   Многие из сих Финских и Латышских народов, по словам Нестора, были
данниками Россиян: должно разуметь, что Летописец говорит уже о своем
времени, то есть о XI веке, когда предки наши овладели почти всею нынешнею
Россиею Европейскою. До времен Рюрика и Олега они не могли быть великими
завоевателями, ибо жили особенно, по коленам; не думали соединять народных
сил в общем правлении и даже изнуряли их войнами междоусобными. Так,
Нестор упоминает о нападении Древлян, лесных обитателей, и прочих
окрестных Славян на тихих Полян Киевских, которые более их наслаждались
выгодами состояния гражданского и могли быть предметом зависти. Люди
грубые, полудикие не знают духа народного и хотят лучше вдруг отнять,
нежели медленно присвоить себе такие выгоды мирным трудолюбием. Сие
междоусобие предавало Славян Российских в жертву внешним неприятелям. Обры
или Авары в VI и VII веке господствуя в Дакии, повелевали и Дулебами,
обитавшими на Буге; нагло оскорбляли целомудрие жен Славянских и впрягали
их, вместо волов и коней, в свои колесницы; но сии варвары, великие телом
и гордые умом (пишет Нестор), исчезли в нашем отечестве от моровой язвы, и
гибель их долго была пословицею в земле Русской. - Скоро явились другие
завоеватели: на юге - Козары, Варяги на Севере.
   Козары или Хазары, единоплеменные с Турками, издревле обитали на
западной стороне Каспийского моря, называемого Хазарским в Географиях
Восточных. Еще с третьего столетия они известны по Арменским летописям:
Европа же узнала их в IV веке вместе с Гуннами, между Каспийским и Черным
морем, на степях Астраханских.
   Аттила властвовал над ними: Болгары также, в исходе V века; но Козары,
все еще сильные, опустошали между тем южную Азию, и Хозрой, Царь
Персидский, должен был заградить от них свои области огромною стеною,
славною в летописях под именем Кавказской и доныне еще удивительною в
своих развалинах. В VII веке они являются в Истории Византийской с великим
блеском и могуществом, дают многочисленное войско в помощь Императору
(который из благодарности надел диадему Царскую на их Кагана или Хакана,
именуя его сыном своим); два раза входят с ним в Персию, нападают на
Угров, Болгаров, ослабленных разделом сыновей Кувратовых, и покоряют всю
землю от устья Волги до морей Азовского и Черного, Фанагорию, Воспор и
большую часть Тавриды, называемой потом несколько веков Козариею. Слабая
Греция не смела отражать новых завоевателей: ее Цари искали убежища в их
станах, дружбы и родства с Каганами; в знак своего к ним почтения
украшались в некоторые торжества одеждою Козарскою и стражу свою составили
из сих храбрых Азиатцев.
   Империя в самом деле могла хвалиться их дружбою; но, оставляя в покое
Константинополь, они свирепствовали в Армении, Иверии, Мидии; вели
кровопролитные войны с Аравитянами, тогда уже могущественными, и несколько
раз побеждали их знаменитых Калифов.
   Рассеянные племена Славянские не могли противиться такому неприятелю,
когда он силу оружия своего в исходе VII века, или уже в VIII, обратил к
берегам Днепра и самой Оки. Жители Киевские, Северяне, Радимичи и Вятичи
признали над собой власть Каганову. "Киевляне, - пишет Нестор, - дали
своим завоевателям по мечу с дыма и мудрые старцы Козарские в горестном
предчувствии сказали: Мы будем данниками сих людей: ибо мечи их остры с
обеих сторон, а наши сабли имеют одно лезвие". Басня, изобретенная уже в
счастливые времена оружия Российского, в Х или XI веке! По крайней мере
завоеватели не удовольствовались мечами, но обложили Славян иною данию и
брали, как говорит сам Летописец, "по белке с дома": налог весьма
естественный в землях Северных, где теплая одежда бывает одною из главных
потребностей человека и где промышленность людей ограничивалась только
необходимым для жизни. Славяне, долго грабив за Дунаем владения Греческие,
знали цену золота и серебра; но сии металлы еще не были в народном
употреблении между ими. Козары искали золота в Азии и получали его в дар
от Императоров; в России же, богатой единственно дикими произведениями
натуры, довольствовались подданством жителей и добычею их звериной ловли.
Иго сих завоевателей, кажется, не угнетало Славян: по крайней мере
Летописец наш, изобразив бедствия, претерпенные народом его от жестокости
Обров, не говорит ничего подобного о Козарах. Все доказывает, что они
имели уже обычаи гражданские. Ханы их жили издавна в Балангиаре, или Ателе
(богатой и многолюдной столице, основанной близ Волжского устья Хозроем,
Царем Персидским), а после в знаменитой купечеством Тавриде. Гунны и
другие Азиатские варвары любили только разрушать города: но Козары
требовали искусных зодчих от Греческого Императора Феофила и построили на
берегу Дона, в нынешней земле Козаков, крепость Саркел для защиты владений
своих от набега кочующих народов; вероятно, что Каганово городище близ
Харькова и другие, называемые Козарскими, близ Воронежа, суть также
памятники их древних, хотя и неизвестных нам городов. Быв сперва
идолопоклонники, они в осьмом столетии приняли Веру Иудейскую, а в 858
[году] Христианскую... Ужасая Монархов Персидских, самых грозных Калифов и
покровительствуя Императоров Греческих, Козары не могли предвидеть, что
Славяне, порабощенные ими без всякого кровопролития, испровергнут их
сильную Державу.
   Но могущество наших предков на Юге долженствовало быть следствием
подданства их на Севере. Козары не властвовали в России далее Оки:
Новогородцы, Кривичи были свободны до 850 года. Тогда - заметим сие первое
хронологическое показание в Несторе - какие-то смелые и храбрые
завоеватели, именуемые в наших летописях Варягами, пришли из-за
Балтийского моря и наложили дань на Чудь, Славян Ильменских, Кривичей,
Мерю, и хотя были чрез два года изгнаны ими, но Славяне, утомленные

Страницы: «« « 2   3   4   5   6   7   8   9   10  11   12   13   14   15   16   17   18   19   20  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Карамзин Н.М., История государства российского 1-3 т.