|
Главная - Наука - История
Карамзин Н.М. - История государства российского 1-3 т. Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 155 Размер файла: 1041 Кб Страницы: «« « 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 » »» вздумал отправить к нему Послов.
Сообщим и другое мнение с его доказательствами. В Степенной Книге XVI
века и в некоторых новейших летописях сказано, что Рюрик с братьями вышел
из Пруссии, где издавна назывались Курский залив Русною, северный рукав
Немана, или Мемеля, Руссою, окрестности же их Порусьем. Варяги-Русь могли
переселиться туда из Скандинавии, из Швеции, из самого Рослагена, согласно
с известиям древнейших Летописцев Пруссии, уверяющих, что ее первобытные
жители, Ульмиганы или Ульмигеры, были в гражданском состоянии образованы
Скандинавскими выходцами, которые умели читать и писать. Долго обитав
между Латышами, они могли разуметь язык Славянский и тем удобнее
примениться к обычаям Славян Новогородских. Сим удовлетворительно
изъясняется, отчего в древнем Новегороде одна из многолюднейших улиц
называлась Прусскою. Заметим также свидетельство Географа Равенского: он
жил в VII веке, и пишет, что близ моря, где впадает в него река Висла,
есть отечество Роксолан, думают, наших Россов, коих владение могло
простираться от Курского залива до устья Вислы. - Вероятность остается
вероятностию: по крайней мере знаем, что какой-то народ Шведский в 839
году, следственно, еще до пришествия Князей Варяжских в землю
Новогородскую и Чудскую, именовался в Константинополе и в Германии Россами.
Предложив ответ на вопросы: кто были Варяги вообще и Варяги-Русь в
особенности?
- скажем мнение свое о Несторовой хронологии. Не скоро Варяги могли
овладеть всею обширною страною от Балтийского моря до Ростова, где обитал
народ Меря; не скоро могли в ней утвердиться, так, чтобы обложить всех
жителей данию; не вдруг могли Чудь и Славяне соединиться для изгнания
завоевателей, и всего труднее вообразить, чтобы они, освободив себя от
рабства, немедленно захотели снова отдаться во власть чужеземцев: но
Летописец объявляет, что Варяги пришли от Балтийского моря в 859 году и
что в 862 [году] Варяг Рюрик и братья его уже княжили в России
полунощной!.. Междоусобие и внутренние беспорядки открыли Славянам
опасность и вред народного правления; но не знав иного в течение многих
столетий, ужели в несколько месяцев они возненавидели его и единодушно
уверились в пользе Самодержавия? Для сего надлежало бы, кажется,
перемениться обычаям и нравам; надлежало бы иметь опытность долговременную
в несчастиях: но обычаи и нравы не могли перемениться в два года
Варяжского правления, до которого они, по словам Нестора, умели
довольствоваться древними законами отцев своих. Что вооружило их против
Норманских завоевателей? Любовь к независимости - и вдруг сей народ
требует уже властителей?.. Историк должен по крайней мере изъявить
сомнение и признать вероятною мысль некоторых ученых мужей, полагающих,
что Норманы ранее 859 года брали дань с Чуди и Славян. Как Нестор мог
знать годы происшествий за 200 и более лет до своего времени? Славяне, по
его же известию, тогда еще не ведали употребления букв: следственно, он не
имел никаких письменных памятников для нашей древней Истории и счисляет
годы со времен Императора Михаила, как сам говорит, для того, что
Греческие Летописцы относят первое нашествие Россиян на Константинополь к
Михаилову Царствованию. Из сего едва ли не должно заключить, что Нестор по
одной догадке, по одному вероятному соображению с известиями
Византийскими, хронологически расположил начальные происшествия в своей
летописи. Самая краткость его в описании времен Рюриковых и следующих
заставляет думать, что он говорит о том единственно по изустным преданиям,
всегда немногословным. Тем достовернее сказание нашего Летописца в
рассуждении главных случаев: ибо сия краткость доказывает, что он не хотел
прибегать к вымыслам; но летосчисление делается сомнительным. При Дворе
Великих Князей, в их дружине отборной и в самом народе долженствовала
храниться память Варяжского завоевания и первых Государей России: но
вероятно ли, чтобы старцы и Бояре Княжеские, коих рассказы служили, может
быть, основанием нашей древнейшей летописи, умели с точностию определить
год каждого случая? Положим, что языческие Славяне, замечая лета
какими-нибудь знаками, имели верную хронологию:
одно ее соображение с хронологиею Византийскою, принятою ими вместе с
Христианством, не могло ли ввести нашего первого Летописца в ошибку? -
Впрочем, мы не можем заменить летосчисление Несторова другим вернейшим; не
можем ни решительно опровергнуть; ни исправить его, и для того, следуя
оному во всех случаях, начинаем Историю Государства Российского с 862 года.
Но прежде всего должно иметь понятие о древнем характере народа
Славянского вообще, чтобы История Славян Российских была для нас и яснее и
любопытнее.
Воспользуемся известиями современных Византийских и других, не менее
достоверных Летописцев, прибавив к ним сказания Несторовы о нравах предков
наших в особенности.
Глава III
О ФИЗИЧЕСКОМ И НРАВСТВЕННОМ ХАРАКТЕРЕ СЛАВЯН ДРЕВНИХ
Их природное сложение и свойства: храбрость, хищность, жестокость,
добродушие, гостеприимство. Брачное целомудрие. Жены и дети. Нравы Славян
Российских в особенности. Жилища. Скотоводство и земледелие. Пища, одежда.
Торговля. Искусства: зодчество, музыка, пляска, игры. Счисление. Имена
месяцев. Правление. Вера. Язык и грамота.
Не только в степенях гражданского образования, в обычаях и нравах, в
душевных силах и способности ума, но и в самых телесных свойствах видим
такое различие между народами, что остроумнейший Писатель XVIII века,
Вольтер, не хотел верить их общему происхождению от единого корня или
племени. Другие, конечно, справедливее и сообразнее с нашими священными
преданиями, изъясняют сие несходство действием разных климатов и
естественных, невольных привычек, которые от оного рождаются в людях. Если
два народа, обитающие под влиянием одного неба, представляют нам великое
различие в своей наружности и в физических свойствах, то можем смело
заключить, что они не всегда жили сопредельно. Климат умеренный, не
жаркий, даже холодный, способствует долголетию, как замечают Медики,
благоприятствует и крепости состава и действию сил телесных. Обитатель
южного Пояса, томимый зноем, отдыхает более, нежели трудится, - слабеет в
неге и в праздности. Но житель полунощных земель любит движение, согревая
им кровь свою; любит деятельность; привыкает сносить частые перемены
Страницы: «« « 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |