Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Карамзин Н.М. - История государства российского 1-3 т.

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 155
Размер файла: 1041 Кб
Страницы: «« « 6   7   8   9   10   11   12   13   14  15   16   17   18   19   20   21   22   23   24  » »»

изобретениях ума гражданского.
   Древние писатели хвалят целомудрие не только жен, но и мужей
Славянских. Требуя от невест доказательства их девственной непорочности,
они считали за святую для себя обязанность быть верными супругам. Славянки
не хотели переживать мужей и добровольно сожигались на костре с их
трупами. Вдова живая бесчестила семейство.
   Думают, что сие варварское обыкновение, истребленное только
благодетельным учением Христианской Веры, введено было Славянами (равно
как и в Индии) для отвращения тайных мужеубийств: осторожность ужасная не
менее самого злодеяния, которое предупреждалось ею! Они считали жен
совершенными рабами, во всяком случае безответными; не дозволяли им ни
противоречить себе, ни жаловаться; обременяли их трудами, заботами
хозяйственными и воображали, что супруга, умирая вместе с мужем, должна
служить ему и на том свете. Сие рабство жен происходило, кажется, оттого,
что мужья обыкновенно покупали их: обычай, доныне соблюдаемый в Иллирии.
Удаленные от дел народных, Славянки ходили иногда на войну с отцами и
супругами, не боясь смерти: так, при осаде Константинополя в 626 году
Греки нашли между убитыми Славянами многие женские трупы. Мать, воспитывая
детей, готовила их быть воинами и непримиримыми врагами тех людей, которые
оскорбили ее ближних: ибо Славяне, подобно другим народам языческим,
стыдились забывать обиду. Страх неумолимой мести отвращал иногда
злодеяния: в случае убийства не только сам преступник, но и весь род его
беспрестанно ожидал своей гибели от детей убитого, которые требовали крови
за кровь.
   Говоря о жестоких обычаях Славян языческих, скажем еще, что всякая мать
имела у них право умертвить новорожденную дочь, когда семейство было уже
слишком многочисленно, но обязывалась хранить жизнь сына, рожденного
служить отечеству.
   Сему обыкновению не уступало в жестокости другое: право детей
умерщвлять родителей, обремененных старостию и болезнями, тягостных для
семейства и бесполезных согражданам. Так народы самые добродушные, без
правил ума образованного и Веры истинной, с спокойною совестию могут
ужасать природу своими делами и превосходить зверей в лютости! Сии дети,
следуя общему примеру, как закону древнему, не считали себя извергами:
они, напротив того, славились почтением к родителям и всегда пеклись об их
благосостоянии.
   К описанию общего характера Славян прибавим, что Нестор особенно
говорит о нравах Славян Российских. Поляне были образованнее других,
кротки и тихи обычаем; стыдливость украшала их жен; брак издревле считался
святою обязанностию между ними; мир и целомудрие господствовали в
семействах. Древляне же имели обычаи дикие, подобно зверям, с коими они
жили среди лесов темных, питаясь всякою нечистотою; в распрях и ссорах
убивали друг друга: не знали браков, основанных на взаимном согласии
родителей и супругов, но уводили или похищали девиц. - Северяне, Радимичи
и Вятичи уподоблялись нравами Древлянам; также не ведали ни целомудрия, ни
союзов брачных; но молодые люди обоего пола сходились на игрища между
селениями: женихи выбирали невест и без всяких обрядов соглашались жить с
ними вместе; многоженство было у них в обыкновении.
   Сии три народа, подобно Древлянам, обитали во глубине лесов, которые
были их защитою от неприятелей и представляли им удобность для звериной
ловли. То же самое говорит История VI века о Славянах Дунайских. Они
строили бедные свои хижины в местах диких, уединенных, среди болот
непроходимых, так что иностранец не мог путешествовать в их земле без
вожатого. Беспрестанно ожидая врага, Славяне брали еще и другую
предосторожность: делали в жилищах своих разные выходы, чтоб им можно было
в случае нападения тем скорее спастися бегством, и скрывали в глубоких
ямах не только все драгоценные вещи, но и самый хлеб.
   Ослепленные безрассудным корыстолюбием, они искали мнимых сокровищ в
Греции, имея в стране своей, в Дакии и в окрестностях ее, истинное
богатство людей:
   тучные луга для скотоводства и земли плодоносные для хлебопашества, в
коем они издревле упражнялись и которое вывело их - может быть, еще за
несколько веков до Рождества Христова - из дикого, кочевого состояния: ибо
сие благодетельное искусство было везде первым шагом человека к жизни
гражданской, вселило в него привязанность к одному месту и к домашнему
крову, дружество к соседу и, наконец, самую любовь к отечеству. - Думают,
что Славяне узнали скотоводство только в Дакии: ибо слово пастырь есть
Латинское, следственно, заимствованное ими от жителей сей земли, где язык
Римлян был в употреблении; но сия мысль кажется неосновательною. Будучи в
северном своем отечестве соседями народов Германских, Скифских и
Сарматских, богатых скотоводством, Венеды, или Славяне, долженствовали
издревле ведать сие важное изобретение человеческого хозяйства, едва ли не
везде предупредившее науку земледелия. - Пользуясь уже тем и другим, они
имели все нужное для человека; не боялись ни голода, ни свирепостей зимы:
   поля и животные давали им пищу и одежду. В VI веке Славяне питались
просом, гречихою и молоком; а после выучились готовить разные вкусные
яства, не жалея ничего для веселого угощения друзей и доказывая в таком
случае свое радушие изобильною трапезою: обыкновение, еще и ныне
наблюдаемое потомством Славянским.
   Мед был их любимым питьем: вероятно, что они сначала делали его из меду
лесных, диких пчел; а наконец и сами разводили их. - Венеды, по известию
Тацитову, не отличались одеждою от Германских народов, т. е. закрывали
наготу свою. Славяне в VI веке сражались без кафтанов, некоторые даже без
рубах, в одних портах. Кожи зверей, лесных и домашних, согревали их в
холодное время. Женщины носили длинное платье, украшаясь бисером и
металлами, добытыми на войне или вымененными у купцев иностранных.
   Сии купцы, пользуясь совершенною безопасностию в землях Славянских,
привозили им товары и меняли их на скот, полотно, кожи, хлеб и разную
воинскую добычу. - В VIII веке Славяне сами ездили для купли и продажи в
чужие земли. Карл Великий поручил торговлю с ними в Немецких городах
особенному надзиранию своих чиновников. В средних веках цвели уже
некоторые торговые города Славянские:
   Виннета, или Юлин, при устье Одера, Аркона на острове Рюгене, Демин,
Волгаст в Померании и другие. Первую описывает Гельмольд следующим
образом: "Там, где река Одер впадает в море Бальтийское, славилась некогда
Виннета, лучшая пристань для народов соседственных. О сем городе
рассказывают много удивительного; уверяют, что он превосходил величием все
иные города Европейские... Саксонцы могли обитать в нем, но долженствовали
таить Христианскую Веру свою: ибо граждане Виннеты усердно следовали
обрядам язычества; впрочем не уступали никакому народу в честности,

Страницы: «« « 6   7   8   9   10   11   12   13   14  15   16   17   18   19   20   21   22   23   24  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Карамзин Н.М., История государства российского 1-3 т.