Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Карамзин Н.М. - История государства российского 1-3 т.

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 155
Размер файла: 1041 Кб
Страницы: «« « 9   10   11   12   13   14   15   16   17  18   19   20   21   22   23   24   25   26   27  » »»

рода знаменитейшие имели право везде косить хлеб и жечь селения, в знак и
в память того, что древние Славяне выбрали первого Властелина для защиты
их от насилия и злодейства.
   Однако ж многие Князья, владея счастливо и долгое время, умели сообщать
право наследственности детям. В западной Сервии был пример, что жена Князя
Доброслава по смерти его правила землею. - Государи Славянские, достигнув
самовластия, подобно другим ослабляли свое могущество Уделами: то есть,
всякому сыну давали особенную область; но сии примеры бывали редки во
времена язычества: Князья, по большей части избираемые, думали, что не
имеют права располагать судьбою людей, которые только им поддалися.
   Главный начальник или Правитель судил народные дела торжественно, в
собрании старейшин, и часто во мраке леса: ибо Славяне воображали, что бог
суда, Прове, живет в тени древних, густых дубов. Сии места и домы
Княжеские были священны:
   никто не дерзал войти в них с оружием, и самые преступники могли там
безопасно укрываться. Князь, Воевода, Король был главою ратных сил, но
жрецы, устами идолов, и воля народная предписывали ему войну или мир (при
заключении коего Славяне бросали камень в море, клали оружие и золото к
ногам идола или, простирая десницу к бывшим неприятелям, вручали им клок
волос своих вместе с горстию травы). Народ платил властителям дань, однако
ж произвольную.
   Так Славяне в разные века и в разных землях управлялись гражданскою
властию. О Славянах Российских Нестор пишет, что они, как и другие, не
знали единовластия, наблюдая закон отцов своих, древние обычаи и предания,
о коих еще в VI веке упоминает Греческий Историк и которые имели для них
силу законов писаных: ибо гражданские общества не могут образоваться без
уставов и договоров, основанных на справедливости. Но как сии условия
требуют блюстителей и власти наказывать преступника, то и самые дикие
народы избирают посредников между людьми и законом. Хотя Летописец наш не
говорит о том, но Российские Славяне, конечно, имели Властителей с
правами, ограниченными народною пользою и древними обыкновениями
вольности. В договоре Олега с Греками, в 911 году, упоминается уже о
Великих Боярах Русских: сие достоинство, знак воинской славы, конечно, не
Варягами было введено в России, ибо оно есть древнее Славянское. Самое имя
Князя, данное нашими предками Рюрику, не могло быть новым, но без сомнения
и прежде означало у них знаменитый сан гражданский или воинский.
   Общежитие, пробуждая или ускоряя действие разума сонного, медленного в
людях диких, рассеянных, по большей части уединенных, рождает не только
законы и правление, но и самую Веру, столь естественную для человека,
столь необходимую для гражданских обществ, что мы ни в мире, ни в Истории
не находим народа, совершенно лишенного понятий о Божестве. Люди и народы,
чувствуя зависимость или слабость свою, укрепляются, так сказать, мыслию о
Силе Вышней, которая может спасти их от ударов рока, не отвратимых никакою
мудростию человеческою, - хранить добрых и наказывать тайные злодейства.
Сверх того Вера производит еще теснейшую связь между согражданами. Чтя
одного Бога и служа Ему единообразно, они сближаются сердцами и духом. Сия
выгода так явна и велика для гражданского общества, что она не могла
укрыться от внимания самых первых его основателей, или отцев семейства.
   Славяне в VI веке поклонялись Творцу молнии, Богу вселенныя.
Величественное зрелище грозы, когда небо пылает и невидимая рука бросает,
кажется, с его свода быстрые огни на землю, долженствовало сильно поразить
ум человека естественного, живо представить ему образ Существа вышнего и
вселить в его сердце благоговение или ужас священный, который был главным
чувством Вер языческих. - Анты и Славяне, как замечает Прокопий, не верили
Судьбе, но думали, что все случаи зависят от Мироправителя: на поле
ратном, в опасностях, в болезни, старались Его умилостивить обетами,
приносили Ему в жертву волов и других животных, надеясь спасти тем жизнь
свою; обожали еще реки, Нимф, Демонов и гадали будущее. - В новейшие
времена Славяне поклонялись разным идолам, думая, что многочисленность
кумиров утверждает безопасность смертного и что мудрость человеческая
состоит в знании имен и свойства сих мнимых покровителей. Истуканы
считались не образом, но телом богов, ими одушевляемым, и народ падал ниц
пред куском дерева или слитком руды, ожидая от них спасения и
благоденствия.
   Однако ж Славяне в самом безрассудном суеверии имели еще понятие о Боге
единственном и вышнем, Коему, по их мнению, горние небеса, украшенные
светилами лучезарными, служат достойным храмом и Который печется только о
небесном, избрав других, нижних богов, чад Своих, управлять землею.
Его-то, кажется, именовали они преимущественно Белым Богом и не строили
Ему храмов, воображая, что смертные не могут иметь с Ним сообщения и
должны относиться в нуждах своих к богам второстепенным, помогающим
всякому, кто добр в мире и мужествен на войне, с удовольствием отворяет
хижину для странников и с радушием питает гладных.
   Не умея согласить несчастий, болезней и других житейских горестей с
благостию сих Мироправителей, Славяне Бальтийские приписывали зло существу
особенному, всегдашнему врагу людей; именовали его Чернобогом, старались
умилостивить жертвами и в собраниях народных пили из чаши, посвященной ему
и добрым богам. Он изображался в виде льва, и для того некоторые думают,
что Славяне заимствовали мысль о Чернобоге от Христиан, уподоблявших
Диавола также сему зверю; но вероятно, что ненависть к Саксонцам, которые
были самыми опасными врагами северных Вендов и на знаменах своих
представляли льва, подала им мысль к такому изображению существа злобного.
Славяне думали, что оно ужасает людей грозными привидениями или
страшилами, и что гнев его могут укротить волхвы или кудесники, хотя
ненавистные народу, но уважаемые за их мнимую науку. Сии волхвы, о коих и
Нестор говорит в своей летописи, подобно Сибирским Шаманам старались
музыкою действовать на воображение легковерных, играли на гуслях, а для
того именовались в некоторых землях Славянских Гуслярами.
   Между богами добрыми славился более прочих Святовид, которого храм был
в городе Арконе, на острове Рюгене, и которому не только все другие Венды,
но и Короли Датские, исповедуя уже Христианскую Веру, присылали дары. Он
предсказывал будущее и помогал на войне. Кумир его величиною превосходил
рост человека, украшался одеждою короткою, сделанною из разного дерева;
имел четыре головы, две груди, искусно счесанные бороды и волосы
остриженные; ногами стоял в земле, и в одной руке держал рог с вином, а в
другой лук; подле идола висела узда, седло, меч его с серебряными ножнами
и рукояткою. - Гельмольд рассказывает, что жители острова Рюгена обожали в
сем идоле Христианского Святого, именем Вита, слышав о великих чудесах его
от Корбейских Монахов, которые хотели некогда обратить их в истинную Веру.
Достойно замечания, что Иллирические Славяне доныне празднуют день Св.

Страницы: «« « 9   10   11   12   13   14   15   16   17  18   19   20   21   22   23   24   25   26   27  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Карамзин Н.М., История государства российского 1-3 т.