Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Карамзин Н.М. - История государства российского 1-3 т.

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 155
Размер файла: 1041 Кб
Страницы: «« « 10   11   12   13   14   15   16   17   18  19   20   21   22   23   24   25   26   27   28  » »»

Вита с разными языческими обрядами. Впрочем, Гельмольдово предание,
утверждаемое и Саксоном Грамматиком, не есть ли одна догадка, основанная
на сходстве имен? Для того, по известию Мавро-Урбина, один из Христианских
Князей в Богемии выписал мощи Св. Вита, желая обратить к ним усердие
народа своего, который не преставал обожать Святовида. Привязанность не
только Бальтийских, но и других Славян к сему идолослужению доказывает,
кажется, древность оного.
   Народ Рюгенский поклонялся еще трем идолам: первому - Рюгевиту, или
Ругевичу, богу войны, изображаемому с семью лицами, с семью мечами,
висевшими в ножнах на бедре, и с осьмым обнаженным в руке (дубовый кумир
его был весь загажен ласточками, которые вили на нем свои гнезда); второму
- Поревиту, коего значение неизвестно и который изображался с пятью
головами, но без всякого оружия; третьему - Поренуту о четырех лицах и с
пятым лицем на груди: он держал его правою рукою за бороду, а левою за
лоб, и считался богом четырех времен года.
   Главный идол в городе Ретре назывался Радегаст, бог странноприимства,
как некоторые думают: ибо Славяне были всегда рады гостям. Но сие
толкование кажется несправедливым: он изображался более страшным, нежели
дружелюбным: с головою львиною, на которой сидел гусь, и еще с головою
буйвола на груди; иногда одетый, иногда нагой, и держал в руке большую
секиру. Надписи Ретрского истукана его доказывают, что сей бог хотя и
принадлежал к числу добрых, однако ж в некоторых случаях мог и вредить
человеку. Адам Бременский пишет о золотом кумире и пурпуровом ложе
Радегаста; но мы должны сомневаться в истине его сказания: в другом месте
сей Историк уверяет нас, что храм Упсальский весь был сделан из золота.
   Сива - может быть, Жива - считалась богинею жизни и доброю советницею.
Главный храм ее находился в Рацебурге. Она представлялась одетою; держала
на голове нагого мальчика, а в руке виноградную кисть. Далматские Славяне
поклонялись доброй Фрихии, богине Германских народов; но как в Исландских
древностях Фрихия или прекрасная Фрея называется Ванадис или Венедскою, то
вероятно, что Готфы заимствовали от Славян понятие о сей богине и что она
же именовалась Сивою.
   Между Ретрскими истуканами нашлись Германские, Прусские, т. е.
Латышские, и даже Греческие идолы. Бальтийские Славяне поклонялись Водану,
или Скандинавскому Одину, узнав об нем от Германских народов, с которыми
они жили в Дакии и которые были еще издревле их соседями. Венды
Мекленбургские доныне сохранили некоторые обряды веры Одиновой. - Прусские
надписи на истуканах Перкуна, бога молнии, и Парстуков или Берстуков,
доказывают, что они были Латышские идолы; но Славяне молились им в
Ретрском храме, так же как и Греческим статуям Любви, брачного Гения и
Осени, без сомнения отнятым или купленным ими в Греции. - Кроме сих богов
чужеземных, там стояли еще кумиры Числобога, Ипабога, Зибога или Зембога,
и Немизы. Первый изображался в виде женщины с луною и знаменовал, кажется,
месяц, на котором основывалось исчисление времени. Имя второго непонятно;
но ему надлежало быть покровителем звериной ловли, которая представлялась
на его одежде. Третьего обожали в Богемии как сильного Духа земли. Немиза
повелевал ветром и воздухом: голова его увенчана лучами и крылом, а на
теле изображена летящая птица.
   Писатели, собственными глазами видевшие языческих Вендов, сохранили нам
известие еще о некоторых других идолах. В Юлине, или в Виннете, главный
именовался Триглав. Кумир его был деревянный, непомерной величины, а
другой маленький, вылитый из золота, о трех головах, покрытых одною
шапкою. Более ничего не знаем о сем идоле. Второй, Припекала, означал,
кажется, любострастие: ибо Христианские Писатели сравнивали его с Приапом;
а третий Геровит или Яровид, бог войны, коего храм был в Гавельберге и
Волгасте и подле которого висел на стене золотой щит. - Жители Вагрии
особенно чтили Прова, бога правосудия, и Падагу, бога звероловства.
Первому служили храмом самые древнейшие дубы, окруженные деревянною
оградою с двумя вратами. В сей заповедной дубраве и в ее святилище жил
Великий жрец, совершались торжественные жертвоприношения, судился народ, и
люди, угрожаемые смертию, находили безопасное убежище. Он изображался
старцем, в одежде со многими складками, с цепями на груди, и держал в руке
нож. Второй считается покровителем звероловства, для того, что на одежде и
жертвенной чаше его кумира о двух лицах, найденного в числе Ретрских
древностей, представлены стрелок, олень и кабан; в руках своих он держит
также какого-то зверя. Другие признают в нем бога ясных дней, который у
Сербов назывался Погодою: ибо заднее лицо его окружено лучами, и слова,
вырезанные на сем истукане, значат ясность и в„дро. - Мерзебургские Венды
обожали идола Гениля, покровителя их собственности, и в некоторое время
года пастухи разносили по домам символ его: кулак с перстнем, укрепленный
на шесте.
   О Вере Славян Иллирических не имеем никаких известий; но как Морлахи на
свадебных пиршествах своих доныне славят Давора, Дамора, Добрую Фрихию,
Яра и Пика, то с вероятностию заключить можно, что языческие боги их
назывались сими именами. - Сказание Польских Историков о древнем
богослужении в их отечестве основывается единственно на предании и
догадках. В Гнезне, пишут они, был знаменитый храм Нии, Славянского
Плутона, которого молили о счастливом успокоении мертвых; обожали еще
Марзану или Цереру, обрекая в жертву ей десятую часть плодов земных; Ясса
или Ясна, Римского Юпитера; Ладона или Ляда, Марса; Дзидзилию, богиню
любви и деторождения, Зивонию или Зиванну, Диану; Зиваго или бога жизни;
Леля и Полеля, или Греческих близнецов Кастора и Поллукса; Погоду и
Похвиста, бога ясных дней и сильного ветра. "Слыша вой бури (пишет
Стриковский), сии язычники с благоговением преклоняли колена".
   В России, до введения Христианской Веры, первую степень между идолами
занимали Перун, бог молнии, которому Славяне еще в VI веке поклонялись,
обожая в нем верховного Мироправителя. Кумир его стоял в Киеве на холме,
вне двора Владимирова, и в Новегороде над рекою Волховом: был деревянный,
с серебряною головою и с золотыми устами. Летописец именует еще идолов
Хорса, Дажебога, Стрибога, Самаргла и Мокоша, не объявляя, какие свойства
и действия приписывались им в язычестве. В договоре Олега с Греками
упоминается еще о Волосе, которого именем и Перуновым клялись Россияне в
верности, имев к нему особенное уважение: ибо он считался покровителем
скота, главного их богатства. - Сии известия Несторовы можем дополнить
новейшими, напечатанными в Киевском Синопсисе. Хотя они выбраны отчасти из
Польских ненадежных Историков, но, будучи согласны с древними
обыкновениями народа Русского, кажутся вероятными, по крайней мере
достойными замечания.
   Бог веселия, любви, согласия и всякого благополучия именовался в России
Ладо:

Страницы: «« « 10   11   12   13   14   15   16   17   18  19   20   21   22   23   24   25   26   27   28  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Карамзин Н.М., История государства российского 1-3 т.