Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Карамзин Н.М. - История государства российского 1-3 т.

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 155
Размер файла: 1041 Кб
Страницы: «« « 68   69   70   71   72   73   74   75   76  77   78   79   80   81   82   83   84   85   86  » »»

усердные защитники отечества: каким образом сии два брата, славные
благородством и великодушием, могли присоединиться ко врагам России? В
древнейших Летописцах Польских находим объяснение. Мужественный Володарь,
ужас и бич соседственных Ляхов, не умел защитить себя от их коварства. Они
подослали к нему одного хитрого Вельможу, именем Петра, который вступил в
его службу, притворно изъявлял ненависть к Болеславу, вкрался в
доверенность к добродушному Князю Перемышльскому, ездил с ним на охоту и в
лесу с помощию своих людей, внезапно схватив безоружного Володаря, увез
его связанного к себе в замок: что случилось незадолго до осады Владимира.
Брат и сын выкупили знаменитого пленника из неволи, отправив в Польшу на
возах и вельблюдах множество золота, серебра, драгоценных одежд, сосудов.
Сверх того Ростиславичи обязались жить в союзе с Болеславом и находились,
кажется, в его стане под Владимиром, единственно для заключения сего
договора или желая быть посредниками между изгнанником Ярославом и Великим
Князем.
   Завоеванием Минска и приобретением Владимира Мономах утвердил свое
могущество внутри Государства, но не думал переменить системы
наследственных Уделов, столь противной благу и спокойствию отечества.
Долговременное обыкновение казалось тогда уже законом; или Владимир боялся
отчаянного сопротивления Князей Черниговских, Полоцких и Ростиславичей,
которые не уступили бы ему прав своих без страшного кровопролития. Он не
имел дерзкой решительности тех людей, кои жертвуют благом современников
неверному счастию потомства; хотел быть первым, а не единственным Князем
Российским: покровителем России и Главою частных Владетелей, а не
Государем Самодержавным. Справедливость вооружила его против хищника Глеба
и Князя Владимирского (ибо сей последний хотел обесчестить семейство
Мономахово разводом с дочерью Мстислава и звал иноплеменников грабить
отечество): та же справедливость не позволяла ему отнять законного
достояния у Князей спокойных. - По кончине гордого Олега и кроткого
Давида, вообще уважаемого за его правдивость, меньший их брат, Ярослав,
мирно княжил в области Черниговской, а сыновья Володаревы, Владимирко,
Ростислав, и Васильковичи, Григорий с Иоанном, наследовали Перемышль,
Звенигород, Теребовль и другие места в юго-западной России, когда в 1124
году умерли отцы их, оставив навсегда в России память своих счастливых дел
воинских, верности в обетах и любви к отечественной славе.
   Княжив в столице 13 лет, Владимир Мономах скончался [19 Маия 1125 г.]
на 73 году от рождения, славный победами за Русскую землю и благими
нравами, как говорят древние летописцы. Уже в слабости и недуге он поехал
на место, орошенное святою кровию Бориса, и там, у церкви, им созданной,
на берегу Альты, предал дух свой Богу в живейших чувствованиях
утешительной Веры. Горестные дети и Вельможи привезли его тело в Киев и
совершили обряд погребения в Софийском храме.
   Набожность была тогда весьма обыкновенною добродетелию; но Владимир
отличался Христианским сердечным умилением: слезы обыкновенно текли из
глаз его, когда он в храмах молился Вседержителю за отечество и народ, ему
любезный. Не менее хвалят Летописцы нежную его привязанность к отцу
(которого сей редкий сын никогда и ни в чем не ослушался), снисхождение к
слабому человечеству, милосердие, щедрость, незлобие: ибо он, по их
словам, творил добро врагам своим и любил отпускать их с дарами. Но всего
яснее и лучше изображает его душу поучение, им самим написанное для
сыновей. К счастию, сей остаток древности сохранился в одной харатейной
летописи и достоин занять место в Истории.
   Великий Князь говорит вначале, что дед его, Ярослав, дал ему Русское
имя Владимира и Христианское Василия, а отец и мать прозвание Мономаха,
или Единоборца: для того ли, что Владимир действительно был по матери внук
Греческого Царя Константина Мономаха, или в самой первой юности изъявлял
особенную воинскую доблесть? - "Приближаясь ко гробу, - пишет он, -
благодарю Всевышнего за умножение дней моих: рука его довела меня до
старости маститой. А вы, дети любезные, и всякий, кто будет читать сие
писание, наблюдайте правила, в оном изображенные. Когда же сердце ваше не
одобрит их, не осуждайте моего намерения; но скажите только: он говорит
несправедливо!
   Страх Божий и любовь к человечеству есть основание добродетели. Велик
Господь, чудесны дела Его!" Описав в главных чертах, и по большей части
словами Давида, красоту творения и благость Творца, Владимир продолжает:
   "О дети мои! Хвалите Бога! Любите также человечество. Не пост, не
уединение, не Монашество спасет вас, но благодеяния. Не забывайте бедных;
кормите их, и мыслите, что всякое достояние есть Божие и поручено вам
только на время. Не скрывайте богатства в недрах земли: сие противно
Христианству. Будьте отцами сирот: судите вдовиц сами; не давайте сильным
губить слабых. Не убивайте ни правого, ни виновного: жизнь и душа
Христианина священна. Не призывайте всуе имени Бога; утвердив же клятву
целованием крестным, не преступайте оной. Братья сказали мне: изгоним
Ростиславичей и возьмем их область, или ты нам не союзник!
   Но я ответствовал: не могу забыть крестного целования, развернул
Псалтырь и читал с умилением: вскую печальна ecu, душе моя? Уповай на
Бога, яко исповемся Ему. Не ревнуй лукавнующим ниже завиди творящим
беззаконие. - Не оставляйте больных; не страшитесь видеть мертвых: ибо все
умрем. Принимайте с любовию благословение Духовных; не удаляйтесь от них;
творите им добро, да молятся за вас Всевышнему. Не имейте гордости ни в
уме, ни в сердце, и думайте: мы тленны; ныне живы, а завтра во гробе. -
Бойтесь всякой лжи, пиянства и любострастия, равно гибельного для тела и
души. - Чтите старых людей как отцов, любите юных как братьев. - В
хозяйстве сами прилежно за всем смотрите, не полагаясь на Отроков и
Тиунов, да гости не осудят ни дому, ни обеда вашего. - На войне будьте
деятельны; служите примером для Воевод. Не время тогда думать о пиршествах
и неге. Расставив ночную стражу, отдохните. Человек погибает внезапу: для
того не слагайте с себя оружия, где может встретиться опасность, и рано
садитесь на коней. - Путешествуя в своих областях, не давайте жителей в
обиду Княжеским Отрокам; а где остановитесь, напойте, накормите хозяина.
Всего же более чтите гостя, и знаменитого и простого, и купца и Посла;
если не можете одарить его, то хотя брашном и питием удовольствуйте: ибо
гости распускают в чужих землях и добрую и худую об нас славу. -
Приветствуйте всякого человека, когда идете мимо.
   - Любите жен своих, но не давайте им власти над собою. - Все хорошее,
узнав, вы должны помнить: чего не знаете, тому учитесь. Отец мой, сидя
дома, говорил пятью языками: за что хвалят нас чужестранцы. Леность - мать
пороков: берегитесь ее.
   Человек должен всегда заниматься: в пути, на коне, не имея дела, вместо
суетных мыслей читайте наизусть молитвы или повторяйте хотя самую краткую,

Страницы: «« « 68   69   70   71   72   73   74   75   76  77   78   79   80   81   82   83   84   85   86  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Карамзин Н.М., История государства российского 1-3 т.