Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Керам К.В. - Боги гробницы и ученые

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 125
Размер файла: 901 Кб
Страницы: «« « 104   105   106   107   108   109   110   111   112  113   114   115   116   117   118   119   120   121   122  » »»

памятниках  архитектуры,  то  теперь, по  крайней  мере,  последний  отрезок
истории майя предстал перед нами  так  же, как история любого известного нам
народа с ее войнами, изменами и революциями.
     Мы узнали о соперничавших друг с другом родах Шиу и Ица,  о великолепии
столицы Чичен-Ица,  ее роскошных постройках, в которых, если сравнивать их с
соответствующими постройками  более  древних  городов  на юге  Юкатана, явно
чувствуется отпечаток  какого-то чужого своеобразного влияния. Мы знакомимся
с  Ушмалем,  который  в  своей  монументальной  простоте  дает  великолепное
представление о  возрождении  традиций  Древнего  царства,  с  Майяпаном,  в
котором были живы оба стиля. Мы узнаем о союзе между Майяпаном, Чичен-Ицей и
Ушмалем и о  том,  как  предательство разрушило этот союз.  Войска Чичен-Ицы
предприняли  поход  против  Майяпана, но Хунак  Кеель,  правитель  Майяпана,
заручился  поддержкой тольтекских  наемников.  В  результате  Чичен-Ица была
разгромлена, а ее князья уведены в Майяпан в качестве заложников;
     впоследствии  они становятся там  вице-королями.  Живые силы союза были
подорваны. В 1441 году дело дошло до восстания угнетенных, во главе которого
становятся представители правившей в Ушмале династии Шиу.  Майяпан был взят.
Его  гибель  ознаменовала  не  только конец призрачного союза городов, но  и
самого государства майя. Шиу все-таки основали еще один город  - они назвали
его Мани, что означает, по мнению некоторых ученых, "все позади". Завоевание
этого города  далось испанцам  значительно легче,  чем Кортесу -  завоевание
Мехико.
     Знакомство  с  датированной  историей  Нового царства  было  во  многих
отношениях  волнующим, но,  чтобы  не создавать ложного представления о ходе
исследований,  необходимо еще  до того,  как  мы приступим  к  рассмотрению,
пожалуй, самого  загадочного периода  истории  майя,  лишний раз подчеркнуть
следующее. Не всегда события развивались здесь в  той  последовательности, в
которой мы, руководствуясь  задачами нашего  повествования, их  излагаем, то
есть, иначе говоря, за тезисом не всегда  следовали антитеза и синтез. Чтобы
прийти  к  соответствующим  выводам, исследователь,  корпевший  над  книгами
"Чилам Балам",  использовал и  то, что кто-либо из  его коллег  разыскал  за
тридцать лет  до этого во время раскопок, и выводы, к которым за десять  лет
до него пришел другой ученый в области языкознания,  и,  наконец,  открытия,
сделанные недавно при расшифровке календаря.
     И вот  именно таким образом  была в один  прекрасный день восстановлена
картина некоего беспримерного в истории события,  которое еще  и  сегодня не
нашло  себе  достаточно  убедительного  объяснения,  во  всяком случае,  тем
объяснением, которое мы можем ему дать, удовлетворится далеко не каждый.
     Мы только  что  употребили  впервые в  этой  главе  термины  "Новое"  и
"Древнее  царство",  забежав  тем  самым  несколько вперед.  Мы  кое-что уже
слышали о  Майяпане, Чичен-Ице и Ушмале (мы перечисляем только самые крупные
города Нового царства). Позволим же  себе привести здесь воображаемую беседу
с учеными, изучающими хронологию майя.
     Вопрос. Почему вы называете города, возникшие на  севере Юкатана, Новым
царством?
     Ответ.  Потому,  что эти города возникли очень поздно, примерно в VII-Х
веках  н.  э.;  потому,  что  это Новое царство  во  всех  характерных своих
проявлениях,  равно как  и в  архитектуре,  скульптуре и календарном  счете,
резко отличается от Древнего царства.
     Вопрос.  Что  означает в данном случае  слово  "возникли"? Ведь  обычно
новое царство является преемником старого?
     Ответ. Этот  обычный порядок был здесь  нарушен, ибо Новое царство майя
действительно возникло заново, на новой,  девственной почве, то  есть, иначе
говоря, все  эти  города были совершенно новыми  городами.  Древнее  царство
находилось  на   юге  полуострова,  на  территории  современных   Гондураса,
Гватемалы, Чиапаса и Табаско.
     Вопрос.  Следовательно, Новое царство было  колонией  Древнего царства,
основанной пионерами?
     Ответ. Не отдельными пионерами, а всем народом майя.
     Вопрос. Не хотите ли  вы сказать, что в один прекрасный день весь народ
майя покинул  свое хорошо организованное царство и свои  прочные  города для
того,  чтобы,  отдавшись  на милость  девственной  природы,  основать  Новое
царство?
     И исследователи, теперь  уже улыбаясь, отвечают:  да, именно  это  мы и
хотим сказать.  Мы  знаем, это  звучит совершенно неправдоподобно, и  тем не
менее это факт, ибо...  тут они  начинают  перечислять целый ряд дат. А мы в
свою очередь  должны напомнить читателям, что народ, создавший лучший в мире
календарь,  превратился в раба этого  календаря.  В  частности, майя строили
свои великие сооружения не тогда, когда  они  были им необходимы,  а  тогда,
когда им это приказывал календарь; иначе говоря, они воздвигали каждые пять,
десять  или  двадцать  лет  новое  сооружение и  обязательно  указывали  год
постройки.  Иногда они сооружали  вокруг уже  воздвигнутой пирамиды  вторую,
если  новый  календарный цикл требовал ее увековечения.  Они делали  это  на
протяжении веков абсолютно  регулярно, об этом свидетельствуют сохранившиеся
на сооружениях даты, и эту регулярность могла прервать только катастрофа или
миграция. Ведь если мы видим, что в определенное время в том или ином городе
строительство прекращается, а  в другом  оно  примерно в эти же годы  только
начинается, то вывод здесь может быть один: население внезапно покинуло свой
город и основало другой.
     Отдельные  случаи  подобного  характера,  хотя  и  вызывают  целый  ряд
недоуменных  вопросов,  могут  тем  не  менее  быть  объяснены,  но  то, что
произошло примерно начиная с 610 года н. э., объяснить не так-то просто.
     Целый народ, состоявший в основном из жителей городов, внезапно покинул
свои добротные и крепкие  дома,  распрощался с улицами, площадями, храмами и
дворцами и переселился на далекий дикий север. Ни один из этих  переселенцев
никогда не вернулся  на старое место. Города  опустели, джунгли ворвались на
улицы, сорные  травы  буйствовали на лестницах и ступенях; в пазы и желобки,
куда  ветер принес мельчайшие кусочки земли,  заносило  лесные семена, и они
пускали здесь  ростки, разрушая стены. Никогда уже больше  нога человека, не
ступала на вымощенные камнем дворы, не поднималась по ступеням пирамид.
     Чтобы  наглядно  представить  себе  чудовищный и  совершенно непонятный
характер этого  происшествия, вообразим, к примеру,  что  французский  народ
(весь народ,  без исключения), имевший уже  за своими  плечами  тысячелетнюю
историю  государства,  вдруг нежданно-негаданно  переселился  бы  в Марокко,
чтобы там  основать  новую Францию,  что  он покинул бы свои  храмы  и  свои
большие  города, что  жители  внезапно  ушли  бы из Марселя,  Тулузы, Бордо,
Лиона,  Нанта  и  Парижа!  Более  того, едва  успев  прибыть  на  место, они
принялись бы за сооружение того, что только что оставили на произвол судьбы,
- храмов и городов.
     У майя это так же непонятно, как было бы непонятно и у французов. Когда

Страницы: «« « 104   105   106   107   108   109   110   111   112  113   114   115   116   117   118   119   120   121   122  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Керам К.В., Боги гробницы и ученые