|
Главная - Наука - История
Керам К.В. - Боги гробницы и ученые Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 125 Размер файла: 901 Кб Страницы: «« « 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 » »» знания о них, накопленные на протяжении добрых четырех десятилетий,
сохранялись в памяти лишь нескольких ученых? Разве не поразительно, что за
сорок лет (с 1840 по 1880 год) в этой области не было сделано ни одного
настоящего открытия, хотя отдельные мелкие исследования по частным вопросам
проводились; что даже "раскопки" Брассера де Бурбура в Мадридском архиве
привлекли внимание лишь немногих специалистов?
Книга Диэго де Ланды, которая на протяжении трехсот лет лежала
доступная всем, но никем не использованная, хранила волшебные слова, с
помощью которых можно было, хотя бы частично, понять смысл тех
немногочисленных документов и начертанных на памятниках и скульптурах
письмен майя, которые имелись в распоряжении ученых. Однако этих документов
- каменных плит, рельефов и изваяний - было слишком мало, чтобы эти
волшебные слова применить, чтобы проверить в сопоставлениях и сличениях их
справедливость.
Глава 31
ТАЙНА ПОКИНУТЫХ ГОРОДОВ
Если мы соединим одной линией Чичен-Ицу на севере Юкатана и Копан (в
Гондурасе) на юге, а Тикаль и Ишкун (в Гватемале) на востоке через город
Гватемалу с Паленке (Чиапас) на западе, мы очертим примерные границы
цивилизации майя. Одновременно эти линии ограничат ту территорию, которую в
1881-1894 годах, то есть через сорок лет после Стефенса, объездил англичанин
Альфред Персифаль Моудсли.
Моудсли сделал гораздо больше, чем Стефенс, - он сделал то необходимое,
что помогло сдвинуть исследование с мертвой точки. Он проделал семь походов
в джунгли и привез с собой не только описание этих походов и зарисовки, но и
оригинальные материалы: тщательно сделанные оттиски и гипсовые слепки с
рельфов и надписей.
Его коллекция попала в Англию, первоначально в Музей Виктории и
Альберта, затем в Британский музей. Когда коллекция Моудсли стала доступной
исследователям, наука получила материалы, с помощью которых можно было
заставить все эти памятники рассказать и о своем возрасте и о своем
происхождении.
Здесь мы вновь возвращаемся к Диэго де Ланде. Этот второй архиепископ
Юкатана был человеком, в котором самым причудливым образом уживался ярый
фанатизм с любовью к науке, с жаждой знаний. Приходится сожалеть, что в этой
борьбе сторон его души в конечном итоге победил фанатизм, ибо дон Диэго де
Ланда был одним из тех епископов, по приказанию которых собирали и сжигали
на кострах все документы майя - эти "творения дьявола", - какие только
удавалось раздобыть. Вторая же сторона его души смогла подсказать ему только
одно: использовать некоего оставшегося в живых местного царька в качестве
своеобразной Шехерезады. Выяснилось, однако, что новоявленная Шехерезада
умела рассказывать не только сказки. Так Диэго де Ланда написал свою книгу.
В ней он рассказал о том, как жили майя, об их богах и снабдил свои записки
рисунками, из которых явствовало, какими знаками майя обозначали месяцы и
дни. "Вероятно, это не безынтересно, - может сказать читатель, - но почему
этому нужно придавать особое значение?"
Дело в том, что этих немногочисленных рисунков оказалось вполне
достаточно для того, чтобы вдохнуть жизнь в монументы майя, которые до этого
казались со своим устрашающим орнаментом лишь мертвыми и мрачными каменными
глыбами. Теперь ученые, стоя с рисунками де Ланды в руках перед храмами,
статуями, стелами маня, вооруженные знаниями иероглифических цифр майя,
сумели увидеть, что на всех этих сделанных из камня и с помощью каменных
орудий памятниках древнего народа не было ни одного орнамента, рельефа,
фриза или изображения животного, которое не было бы связано с какой-либо
датой. Каждое строение майя было окаменевшим календарем. Случайности здесь
не оставалось места: эстетика была подчинена математике. Казавшееся до сих
пор бессмысленным нагромождение каменных ликов или отсутствие их приобрело
определеный смысл: выяснилось, что все эти звероподобные лики изображали
либо какую-то цифру, либо даже целую календарную схему. Теперь выяснилось,
что повторяющийся пятнадцать раз на лестнице иероглифов в Копане орнамент
означал количество прошедших циклов времени, а сама лестница, насчитывавшая
семьдесят пять ступенек, означала число прошедших после окончания цикла дней
(пятнадцать раз по пять). Другого подобного примера полного подчинения
архитектуры и искусства календарю нет нигде во всем мире. По мере того как
наука все глубже проникала в тайны календаря, изучению которого ученые
подчас посвящали всю свою жизнь, эта и без того богатая неожиданностями
цивилизация поразила исследователей еще одним открытием. Календарь майя был
лучшим на свете! Он был построен совсем по иному принципу, чем все известные
нам календари, и тем не менее был самым точным. Его структура, если оставить
в стороне тонкости, которые и поныне еще далеко не выяснены, выглядит
следующим образом.
Он состоял из нескольких циклов: первый - 260-дневный цикл, в котором
повторялись названия дня и числа недели (необходимо иметь в виду, что дни
недели у майя обозначались числами от 1 до 13, то есть неделя была
тринадцатидневной, а дни месяца имели 20 названий и, кроме того, тоже
обозначались числами от 0 до 19 - первый день считался нулевым). Этот цикл
называется "цолькин" (ацтекское "тоналаматль"). Второй - 4-летний цикл, в
котором повторялись названия дня и числа месяца. Год майя - "хааб" - состоял
из 365 дней (18 двадцатидневных месяцев и 5 добавочных дней). Наконец,
существовал еще и третий цикл, представлявший своего рода комбинацию
"цолькина" и "хааба". Это так называемый календарный круг - 52-летний цикл
(тринадцать 4-летних). Этот цикл состоял из 18 980 дней; он играл особенно
важную роль в жизни майя, в этом мы еще будем иметь возможность убедиться.
Наконец, майя пользовались и "длинным счетом" по "к'атунам" -
двадцатилетиям, который велся от определенной начальной даты.
Исходная дата майя "4 ахау, 8 кумху" соответствует по своей функции
дате начала христианского летосчисления, мы подчеркиваем - только по своей
функции, отнюдь не по дате.
Пользуясь своим способом летосчисления, настолько разработанного в
деталях и сложного, что подробный рассказ о нем занял бы целую книгу, майя
превзошли по точности все остальные календари на свете. Мы не правы, считая
(во всяком случае, так считают еще многие), будто современный календарь
является наилучшим; он всего-навсего несколько лучше предшествующих
календарей. Так, в 238 году до н. э. Птоломей III несколько исправил
древнеегипетское летосчисление; с именем Юлия Цезаря связан так называемый
Юлианский календарь, который просуществовал вплоть до 1587 года, когда папа
Григорий XIII заменил его новым, так называемым Григорианским календарем. И
если мы сравним данные о протяженности года всех этих календарей с данными
Страницы: «« « 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |