|
Главная - Наука - История
Керам К.В. - Боги гробницы и ученые Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 125 Размер файла: 901 Кб Страницы: «« « 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 » »» остатков местной древней цивилизации. (Этот же священник, миссионер и
ученый, опубликовал под псевдонимом Этьен Шарль де Равенсберг целый ряд
рассказов и исторических романов; мы упоминаем об этом лишь для того, чтобы
показать широту его интересов.)
Заинтересовавшись пожелтевшей книгой и принявшись ее рассматривать,
этот священник, имя которого было Шарль Этьен Брассер де Бурбур (1814-1874),
сделал одно важное открытие, чем внес значительный вклад в исследование
цивилизаций Центральной Америки.
Вильям Прескотт был девятью годами старше Стефенса, Брассер де Бурбур -
девятью годами моложе, и, хотя де Бурбур совершил свое открытие лишь в 1863
году, можно считать, что все они делали общее дело. Стефенс откопал
монументы и памятники, принадлежавшие майя, Прескотт собрал материалы и
впервые описал целый отрезок ацтекской истории (хотя бы и самый последний),
а Брассер де Бурбур подобрал пусть маленький и не ко всем замкам, но все же
ключ, с помощью которого удалось разобрать целый ряд совершенно непонятных
до того орнаментов и иероглифов. Однако прежде, чем пояснить важность
сделанного им открытия, необходимо разобраться в той ситуации, в которой
оказались в данном случае археологи, - проблемы, с которыми им пришлось
здесь столкнуться, были совершенно иными, чем в Старом Свете.
Когда китайцы принялись в третьем тысячелетии до н. э. - после своего
великого потопа - заселять земли, на которых основали впоследствии свое
государство, они начали с районов, расположенных вдоль двух величайших рек
Китая - Хуанхэ и Янцзы. Индийцы основали свои первые поселения на берегах
Инда и Ганга. Вторгшись в Месопотамию, шумеры основали свои поселения, в
которых позднее выросла вавилоно-ассирийская культура, между Тигром и
Евфратом. Цивилизация Египта не только была связана с Нилом - она была бы
невозможна без Нила. Тем, чем для этих народов были реки, для греков стало
узкое Эгейское море. Это означает, что великие цивилизации прошлого были
цивилизациями великих рек, и исследователи привыкли рассматривать реку как
предпосылку для возникновения той или иной культуры. Но американские
цивилизации отнюдь не являлись речными цивилизациями, и тем не менее в их
процветании не приходилось сомневаться. (Культура инков, существовавшая на
плоскогорье Перу, также не была речной культурой; мы скажем о ней несколько
позднее, так как она не связана непосредственно с цивилизациями Центральной
Америки.)
Следующую предпосылку возникновения той или иной цивилизации видят в
склонности и способности народов к земледелию и разведению скота, к
содержанию домашних животных. Майя занимались земледелием (хотя оно и носило
у них весьма своеобразный характер). А скотоводством? Цивилизация майя -
это, пожалуй, единственная в мире цивилизация, которая не знала ни домашних,
ни вьючных животных, а следовательно, не знала и колеса. Впрочем, о
своеобразии цивилизации майя говорит еще многое другое.
Большинство древних цивилизованных народов Старого Света давно уже
вымерло, бесследно исчезло с лица земли; с ними вместе умерли и их языки;
эти мертвые языки нередко удается изучить лишь в результате кропотливой и
длительной дешифровки. Но майя живут и ныне - их в общей сложности
насчитывается не менее миллиона; они не изменились внешне (разве что их
одежда), вряд ли намного изменились и условия их материальной жизни. Ученый,
обратившись с тем или иным поручением или вопросом к своему слуге, может
вдруг увидеть перед собой то же лицо, которое он только что скопировал со
старинного рельефа. В 1947 году два журнала, "Лайф" и "Иллюстрейтед Лондон
ньюс", напечатали снимки новых археологических раскопок. На одной из
фотографий в Центральной Америке рядом с двумя старинными рельефами были
засняты мужчина и девушка майя, - казалось, они послужили моделью для
рельефов. И если бы головы на рельефах обрели дар речи, они заговорили бы на
том же языке, на котором изъясняется современный слуга майя, когда получает
жалованье у своего ученого хозяина.
На первый взгляд кажется, что это обстоятельство особенно
благоприятствует исследованиям. Но только на первый взгляд! Ибо, несмотря на
то что со дня гибели культуры майя (опять-таки в противоположность всем
древним цивилизациям Старого Света) прошло не два и не три тысячелетия, а
всего какие-нибудь четыреста пятьдесят лет, пути ее изучения значительно
более сложны, чем любой другой давным-давно исчезнувшей с лица земли
цивилизации.
Дело в том, что о Вавилоне, Египте, о древних народах Азии, Малой Азии,
Греции мы имеем сведения с давних пор. Многие из них были утеряны, но очень
много данных и свидетельств - и устных и письменных - сохранилось. Эти
цивилизации умерли очень давно - это верно, но, умирая, они передавали своим
преемникам все созданное ими, к тому же угасали они в течение долгого
времени. Американские же цивилизации, как мы уже об этом упоминали, были
"обезглавлены". Вслед за конкистадорами, которые вторглись с конем и мечом
(а конь, как мы помним по походу Кортеса, был для ацтеков страшнее меча),
двинулись священники, и тоща запылали на кострах книги и рисунки, которые
могли бы дать нам необходимые сведения об этой стране. Дон Хуан де
Сумаррага, первый архиепископ Мехико, уничтожал на гигантских аутодафе все
попадавшие ему в руки манускрипты; епископы и священники следовали его
примеру, а солдаты с неменьшим рвением уничтожали все оставшееся на их долю.
Когда в 1848 году лорд Кингсборо закончил собирание своей коллекции
древнеацтекских документов, среди рукописей не оказалось ни одной, которая
была бы приобретена в Испании. А что осталось от документов майя,
относящихся к доконкистадорской эпохе? Всего три манускрипта.
Один из них находится в Дрездене, другой - в Париже, а остальные два,
составляющие, собственно, один, - в Испании: "Codex Dresdensis" (наиболее
старый), "Codex Peresianus" и кодексы "Тгоапо" и "Cortesianus".
Поскольку мы уже занялись перечислением, не следует забывать и о
трудностях, связанных с самими археологическими изысканиями в этих районах.
Археолог, путешествующий по Греции или Италии, находится в цивилизованных
странах, исследователь Египта работает в самых здоровых из существующих на
этих широтах климатических условиях, но человек, решившийся отправиться в
прошлом столетии на поиски новых следов майя и ацтеков, имел дело с поистине
адским климатом и попал в район, далекий от всякой цивилизации.
Исследователи Центральной Америки сталкивались с тремя трудностями:
во-первых, с совершенно необычной проблематикой, вызванной своеобразием этих
культур; во-вторых, с невозможностью проводить те сравнения и обобщения,
которые делаются только при наличии разностороннего материала, так как здесь
не было ничего, кроме развалин; в-третьих, с препятствиями, связанными с
местными особенностями ландшафта и климата, которые затрудняли и замедляли
исследования.
Приходится ли после этого удивляться тому, что майя и ацтеки после их
вторичного открытия Стефенсом и Прескоттом вновь оказались забытыми, а
Страницы: «« « 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |