Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Керам К.В. - Боги гробницы и ученые

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 125
Размер файла: 901 Кб
Страницы: «« « 94   95   96   97   98   99   100   101   102  103   104   105   106   107   108   109   110   111   112  » »»

истории  древнейших цивилизаций  Центральной Америки. То,  что такая древняя
цивилизация  существовала  здесь до вторжения  Кортеса, ясно  из  всего нами
рассказанного.
     Если рассматривать Кортеса не как конкистадора, а просто как  одного из
первооткрывателей  цивилизации, которая была  мертва уже  для  человека XVII
столетия, а для нас и подавно мертва, так же как любая из тех цивилизаций, о
которых мы  уже  рассказали,  возникает  вполне  закономерный  вопрос: какие
сведения  оставили  об  этой  цивилизации ее современники или  их  ближайшие
потомки?
     И  вот  тут выясняются удивительные  вещи; так же  как и  все остальные
свидетели, Кортес никогда не упускал  случая  подчеркнуть лишний раз  силу и
могущество того народа, который он поработил,  иначе он бы проиграл в глазах
критически  относившихся   к  нему  современников.  Однако  он   никогда  не
обмолвился и полусловом о том, что он не просто разрушил варварско-языческую
державу, а фактически походя обезглавил целую цивилизацию. Ничего не говорил
он  также  и  о том, что,  собственно, эта  цивилизация собой  представляла,
каково было ее истинное значение. Если это еще можно объяснить духом времени
и  мировоззрением  столетия,  которое  знало  хронистов,  но  еще  не  знало
историков, то совершенно необъясним другой, прямо-таки беспрецедентный факт:
потомство, которое вступило в жизнь в начале XVI века, не только не удержало
в памяти подробностей о жизни  и  культуре ацтеков, но позабыло даже о самом
их существовании. И по  мере  того  как  Новый Свет все сильнее втягивался в
орбиту политической и хозяйственной жизни Европы  (его связь с  Европой была
значительно сильнее,  чем,  скажем, у Месопотамии), тот  факт, что в Америке
некогда  существовали  государства  с самобытной  культурой,  был  настолько
прочно забыт, что вплоть до недавнего времени наука не уделяла изучению этих
цивилизаций  того  внимания,  которого они  заслуживали. О  пробеле в данной
области  науки  свидетельствуют  не  только  наши  собственные недостаточные
знания, но хотя бы  и  тот факт,  что в большинстве энциклопедий и во многих
специальных  трудах по  всеобщей  истории о цивилизациях тольтеков,  майя  и
ацтеков либо вовсе не говорится, либо едва упоминается.
     Объясняется это нередко тем, что древнеамериканские цивилизации не были
так тесно связаны с нашей цивилизацией, как, скажем, вавилонская, египетская
и греческая, однако  этот довод нельзя признать состоятельным. Вспомним хотя
бы, что не менее далекие  цивилизации  Китая  и Индии гораздо  более знакомы
нам,  чем древнеамериканские,  несмотря  на  то что и  в  экономическом  и в
политическом  отношениях  они  гораздо  более далеки  от нас,  чем  Мексика,
полностью испанизированная еще четыреста лет назад и включенная впоследствии
в  континентально-американскую  сферу влияния.  Вспомним еще об одном факте:
первый  американский  научно-исследовательский   археологический   институт,
основанный  в  1879  году,  занимался на  протяжении  нескольких десятилетий
только  раскопками в Европе. И даже сегодня  из тех колоссальных сумм, какие
американские научные институты  расходуют на археологические изыскания, лишь
ничтожная   доля   попадает   в   руки   нескольких   ученых,   занимающихся
археологическими   раскопками  в   той   части   света,  где  эти  институты
расположены.
     Таким  образом, цивилизация ацтеков - это не только  исчезнувшая, но  и
забытая тотчас  после открытия  цивилизация;  мы  имеем  все  основания  это
утверждать.
     Мы так  часто упоминали о могуществе и величии цивилизации ацтеков, что
пора уже перестать ее переоценивать. Но мы должны были  столь упорно вбивать
это  сознание потому,  что среди  других  американских цивилизаций она  была
открыта  первой  и тем  самым  обеспечила  себе  место  в  этой  книге,  где
излагается  история археологических  исследований.  Далее  мы  увидим, что в
Америке  были  и  другие,  гораздо  более  значительные  цивилизации  и  что
цивилизация ацтеков сама является  всего лишь отблеском еще  более  высокой,
более древней культуры.
     Так  мы снова  входим в  русло нашего рассказа. Мы приходим ко  второму
открытию древней Америки. Оно связано с именами двух людей - один из них, не
переступая порога  своей  комнаты,  открыл  существование  древних  ацтеков;
другой, пробиваясь сквозь джунгли с мачете в руках, открыл еще более древний
народ, впервые обнаруженный одним из сподвижников Кортеса.
     На этот раз ученый отнесся к нему с тем почтением  к прошлому, которому
научились лишь в XIX веке.  Впрочем, и  второе  открытие в общем  ничего  не
дало: для того  чтобы древние американцы могли занять подобающее им  место в
истории цивилизации, понадобилось еще и  третье, которое было сделано уже  в
наши дни. Обо всем этом мы поговорим в одной из последующих глав.


     Глава 29
     МИСТЕР СТЕФЕНС ПОКУПАЕТ ГОРОД
     Однажды,  ранним  утром   1839   года,   через   долину  Камотан  вдоль
гондурасско-гватемальской  границы  ехала  группа  всадников:  впереди  двое
белых,  на некотором расстоянии от них  - несколько  индейцев. Хотя они были
хорошо вооружены,  прибыли они  сюда с самыми мирными намерениями.  Впрочем,
несмотря на  все их уверения в  миролюбии, они  уже  к  вечеру того  же  дня
оказались запертыми в "ратуше" одного небольшого городка  под охраной пьяных
солдат,  которые  всю  ночь напролет ссорились между  собой  и  развлекались
стрельбой.
     Таково было не слишком ободряющее начало исследовательской деятельности
Джона Ллойда Стефенса, который вторично открыл древнюю Америку.
     Стефенс родился в Шрюсбери (штат Нью-Йорк) 28 ноября 1805 года, получил
юридическое образование и в течение восьми лет работал в нью-йоркских судах.
Однако  его   истинным  призванием  была  не  юриспруденция:  он   увлекался
древностями,  в   частности   поисками  следов  древнейших   цивилизаций.  В
предыдущей главе мы уже -упоминали о том,  что американские археологи начали
свои исследования  с изучения древних цивилизаций Старого Света. Не составил
-  исключения  и  Стефенс: хотя  он  был  американцем,  он  отправился не  в
Центральную Америку, а в Египет, Аравию и Палестину, а на следующий год -  в
Грецию  и  Турцию.  О  том,  что  в  Центральной  Америке были  бесчисленные
памятники: древнейшей цивилизации, он  не  имел  ни  малейшего понятия. Лишь
впоследствии, когда ему пошел  уже тридцать второй год и он выпустил в  свет
две  книги, ему случайно попало в  руки  описание  одного  путешествия,  где
содержались  сведения,  взволновавшие  его  до глубины души, - это во многом
определило всю его дальнейшую научную деятельность.
     Книга эта была  официальным отчетом некоего полковника Галиндо, который
в  1836  году  обследовал  по  поручению  правительства  положение  местного
населения. В своем отчете Галиндо упоминал об остатках самобытной и, судя по
всему, чрезвычайно древней архитектуры,  с которыми ему пришлось столкнуться
в лесах Юкотана и Центральной Америки.

Страницы: «« « 94   95   96   97   98   99   100   101   102  103   104   105   106   107   108   109   110   111   112  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Керам К.В., Боги гробницы и ученые