|
Главная - Наука - История
Керам К.В. - Боги гробницы и ученые Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 125 Размер файла: 901 Кб Страницы: «« « 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 » »» истории древнейших цивилизаций Центральной Америки. То, что такая древняя
цивилизация существовала здесь до вторжения Кортеса, ясно из всего нами
рассказанного.
Если рассматривать Кортеса не как конкистадора, а просто как одного из
первооткрывателей цивилизации, которая была мертва уже для человека XVII
столетия, а для нас и подавно мертва, так же как любая из тех цивилизаций, о
которых мы уже рассказали, возникает вполне закономерный вопрос: какие
сведения оставили об этой цивилизации ее современники или их ближайшие
потомки?
И вот тут выясняются удивительные вещи; так же как и все остальные
свидетели, Кортес никогда не упускал случая подчеркнуть лишний раз силу и
могущество того народа, который он поработил, иначе он бы проиграл в глазах
критически относившихся к нему современников. Однако он никогда не
обмолвился и полусловом о том, что он не просто разрушил варварско-языческую
державу, а фактически походя обезглавил целую цивилизацию. Ничего не говорил
он также и о том, что, собственно, эта цивилизация собой представляла,
каково было ее истинное значение. Если это еще можно объяснить духом времени
и мировоззрением столетия, которое знало хронистов, но еще не знало
историков, то совершенно необъясним другой, прямо-таки беспрецедентный факт:
потомство, которое вступило в жизнь в начале XVI века, не только не удержало
в памяти подробностей о жизни и культуре ацтеков, но позабыло даже о самом
их существовании. И по мере того как Новый Свет все сильнее втягивался в
орбиту политической и хозяйственной жизни Европы (его связь с Европой была
значительно сильнее, чем, скажем, у Месопотамии), тот факт, что в Америке
некогда существовали государства с самобытной культурой, был настолько
прочно забыт, что вплоть до недавнего времени наука не уделяла изучению этих
цивилизаций того внимания, которого они заслуживали. О пробеле в данной
области науки свидетельствуют не только наши собственные недостаточные
знания, но хотя бы и тот факт, что в большинстве энциклопедий и во многих
специальных трудах по всеобщей истории о цивилизациях тольтеков, майя и
ацтеков либо вовсе не говорится, либо едва упоминается.
Объясняется это нередко тем, что древнеамериканские цивилизации не были
так тесно связаны с нашей цивилизацией, как, скажем, вавилонская, египетская
и греческая, однако этот довод нельзя признать состоятельным. Вспомним хотя
бы, что не менее далекие цивилизации Китая и Индии гораздо более знакомы
нам, чем древнеамериканские, несмотря на то что и в экономическом и в
политическом отношениях они гораздо более далеки от нас, чем Мексика,
полностью испанизированная еще четыреста лет назад и включенная впоследствии
в континентально-американскую сферу влияния. Вспомним еще об одном факте:
первый американский научно-исследовательский археологический институт,
основанный в 1879 году, занимался на протяжении нескольких десятилетий
только раскопками в Европе. И даже сегодня из тех колоссальных сумм, какие
американские научные институты расходуют на археологические изыскания, лишь
ничтожная доля попадает в руки нескольких ученых, занимающихся
археологическими раскопками в той части света, где эти институты
расположены.
Таким образом, цивилизация ацтеков - это не только исчезнувшая, но и
забытая тотчас после открытия цивилизация; мы имеем все основания это
утверждать.
Мы так часто упоминали о могуществе и величии цивилизации ацтеков, что
пора уже перестать ее переоценивать. Но мы должны были столь упорно вбивать
это сознание потому, что среди других американских цивилизаций она была
открыта первой и тем самым обеспечила себе место в этой книге, где
излагается история археологических исследований. Далее мы увидим, что в
Америке были и другие, гораздо более значительные цивилизации и что
цивилизация ацтеков сама является всего лишь отблеском еще более высокой,
более древней культуры.
Так мы снова входим в русло нашего рассказа. Мы приходим ко второму
открытию древней Америки. Оно связано с именами двух людей - один из них, не
переступая порога своей комнаты, открыл существование древних ацтеков;
другой, пробиваясь сквозь джунгли с мачете в руках, открыл еще более древний
народ, впервые обнаруженный одним из сподвижников Кортеса.
На этот раз ученый отнесся к нему с тем почтением к прошлому, которому
научились лишь в XIX веке. Впрочем, и второе открытие в общем ничего не
дало: для того чтобы древние американцы могли занять подобающее им место в
истории цивилизации, понадобилось еще и третье, которое было сделано уже в
наши дни. Обо всем этом мы поговорим в одной из последующих глав.
Глава 29
МИСТЕР СТЕФЕНС ПОКУПАЕТ ГОРОД
Однажды, ранним утром 1839 года, через долину Камотан вдоль
гондурасско-гватемальской границы ехала группа всадников: впереди двое
белых, на некотором расстоянии от них - несколько индейцев. Хотя они были
хорошо вооружены, прибыли они сюда с самыми мирными намерениями. Впрочем,
несмотря на все их уверения в миролюбии, они уже к вечеру того же дня
оказались запертыми в "ратуше" одного небольшого городка под охраной пьяных
солдат, которые всю ночь напролет ссорились между собой и развлекались
стрельбой.
Таково было не слишком ободряющее начало исследовательской деятельности
Джона Ллойда Стефенса, который вторично открыл древнюю Америку.
Стефенс родился в Шрюсбери (штат Нью-Йорк) 28 ноября 1805 года, получил
юридическое образование и в течение восьми лет работал в нью-йоркских судах.
Однако его истинным призванием была не юриспруденция: он увлекался
древностями, в частности поисками следов древнейших цивилизаций. В
предыдущей главе мы уже -упоминали о том, что американские археологи начали
свои исследования с изучения древних цивилизаций Старого Света. Не составил
- исключения и Стефенс: хотя он был американцем, он отправился не в
Центральную Америку, а в Египет, Аравию и Палестину, а на следующий год - в
Грецию и Турцию. О том, что в Центральной Америке были бесчисленные
памятники: древнейшей цивилизации, он не имел ни малейшего понятия. Лишь
впоследствии, когда ему пошел уже тридцать второй год и он выпустил в свет
две книги, ему случайно попало в руки описание одного путешествия, где
содержались сведения, взволновавшие его до глубины души, - это во многом
определило всю его дальнейшую научную деятельность.
Книга эта была официальным отчетом некоего полковника Галиндо, который
в 1836 году обследовал по поручению правительства положение местного
населения. В своем отчете Галиндо упоминал об остатках самобытной и, судя по
всему, чрезвычайно древней архитектуры, с которыми ему пришлось столкнуться
в лесах Юкотана и Центральной Америки.
Страницы: «« « 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |