|
Главная - Наука - История
Керам К.В. - Боги гробницы и ученые Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 125 Размер файла: 901 Кб Страницы: «« « 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 » »» сто песо - ничтожная сумма, если учесть все перенесенные ими тяготы, пустяк
для тех, кто видел весь клад.
Дело чуть до дошло до открытого бунта. Начались кровавые дуэли. Кортесу
пришлось вмешаться; он действовал не строгостью, а обещаниями, уговаривая
солдат, как об этом рассказывает один из его воинов, "с помощью красивых
слов, которые у него всегда были в запасе на все случаи жизни". Солдаты
послушались его. Кортес пообещал им такое вознаграждение, о котором они и
мечтать не смели; однако пока солдаты получили лишь пятую часть всей добычи
- остальные четыре пятых оставались во дворце.
События, происшедшие спустя несколько месяцев, были куда более
серьезными. Во главе гарнизона Веракрус стоял преданный Кортесу офицер; он и
сообщил конкистадору, что по приказанию разгневанного Веласкеса в гавань
Веракрус прибыла эскадра под командованием некоего Нарваэса. Единственная
его цель - захватить Кортеса, отстранить его от должности, арестовать за
открытый мятеж и превышение полномочий и доставить в кандалах на остров
Куба. От того же офицера Кортес узнает совершенно невероятные подробности:
на 18 каравеллах Нарваэса находятся 80 всадников, 80 самопальщиков, 150
арбалетчиков и множество пушек. Так Кортес, который и без того сидит на
пороховом погребе в самом центре враждебной ему столицы ацтеков, внезапно
приобретает еще одного врага - на этот раз в лице своих соотечественников.
Этот враждебный Кортесу отряд не только намного сильнее, чем его
собственный, - он представляет собой наиболее мощные вооруженные силы из
всех когда-либо вступавших в бой в Новом Свете. И тогда происходит нечто
невероятное, настолько поразительное, что каждый, кто до сих пор считал
Кортеса просто счастливчиком и объяснял его успехи свойственной ему
напористостью и плохим вооружением индейцев, должен был теперь изменить свою
точку зрения. Кортес принимает решение выступить навстречу Нарваэсу и
разбить его наголову.
Каким же образом он предполагал это сделать?
Он отваживается оставить две трети своих солдат под командованием Педро
Альварадо в Мехико - в качестве гарнизона и одновременно для охраны
Монтесумы - ценного заложника. Сам же с оставшейся третью, что составляло
семьдесят человек, выступает навстречу Нарваэсу. Покидая Мехико, он
умудрился до такой степени запугать Монтесуму рассказами о том, каким
наказаниям он подвергнет соотечественников, что нерешительный правитель,
ожидая от возращения испанцев самого ужасного, не желал слушать свою
советников и приближенных, пытавшихся убедить его воспользоваться самым
благоприятным для восстания моментом. Более того, стараясь задобрить
Кортеса, он дошел в своей кротости до того, что проводил его (разумеется,
под охраной Альварадо) до плотины, обнял на прощание и пожелал успехов.
Пополнив свой отряд за счет союзников - теперь он уже насчитывает 266
человек, - Кортес спускается вниз, на равнину, в Tierra caliente. Льет
дождь, бушует непогода. Через разведчиков Кортес узнает, что Нарваэс дошел
до Семпоалы; таким образом, теперь его отделяет от противника только река.
Тем временем Нарваэс, опытный и рассудительный военачальник, решает
идти вечером к реке, чтобы напасть на Кортеса, однако его солдаты выражают
недовольство: кому захочется воевать в такую проклятую погоду? И Нарваэс,
уверенный, что в эту темную и дождливую ночь Кортес не решится на переправу,
возвращается в город и спокойно располагается на отдых, целиком положившись
на превосходство своих сил.
Но Кортес все-таки переправляется через реку. Он застает врасплох
часовых противника, и вот уже немногочисленные, плохо вооруженные солдаты с
кличем "Espiritu Santo!" ("Святой дух!") врываются под командованием Кортеса
в лагерь Нарваэса, до отказа набитый солдатами и вооружением. Это случилось
в ночь под Троицын день 1520 года. Нападение застает Нарваэса врасплох; в
коротком, но ожесточенном ночном бою, озаряемом лишь пламенем пожарищ и
вспышками орудий - впрочем, пушкари успевают сделать не более одного
выстрела, - Кортес захватывает лагерь. Нарваэс сражается на вершине одного
их храмов. Метко пущенное копье попадает ему в глаз. Стоны Нарваэса
перекрывает торжествующий возглас Кортеса: "Победа!" Впоследствии
рассказывали, будто за правое дело Кортеса вступились кокуйо - светляки
фантастических размеров: целыми роями слетались они к лагерю, и людям
Нарваэса казалось, что их окружает огромная армия, движущаяся при свете
факелов. Однако совершенно очевидно, что заслуга победы принадлежала
Кортесу; все ее значение можно было оценить лишь тогда, когда большинство
побежденных согласилось принести Кортесу клятву верности и когда он
подсчитал трофеи - пушки, ружья, коней. Только теперь, впервые за все время
экспедиции Кортеса, в его распоряжении оказались действительно мощные
вооруженные силы. Впрочем, то, что Кортесу каким-то чудом удавалось до сих
пор с маленьким отрядом, ему не удалось сделать, имея большую армию.
Глава 28
ОБЕЗГЛАВЛЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Испанцы вторглись в страну с мечом и крестом: под сенью креста
маршировали они, призывая на помощь Espiritu Santo - Святой дух. Кресты, а
затем и церкви поднимались там, где испанцы утверждались более или менее
прочно. Священники исповедовали воинов перед каждой битвой, служили
торжественные мессы после каждой победы и пытались обратить в христианскую
веру ацтеков.
Здесь не место исследовать значение и правомочность миссионерской
деятельности. Для нас важно одно: вторгшись в царство ацтеков, испанцы
впервые столкнулись не с дикими племенами, вся религия которых сводится к
нескольким обрядам и примитивному анимизму, к обожествлению природы и духа,
а с древней религией, которая хоть и была в целом политеистичной, но в
почитании двух своих главных богов - Хуицилопочтли и Кецалькоатля -
проявляла явно монотеистические тенденции; кроме того, благодаря тесной
связи с астрономией эта религия наложила определенный отпечаток на всю
цивилизацию страны, что до сих пор было характерно во всяком случае, в
известном тогда мире - для всемирных и искупительных религий.
Ошибка испанцев и их священников заключалась в том, что они слишком
поздно это заметили. Но могли ли они это вообще заметить? Необходимо
вспомнить, какое значение имела церковь в начале XVI века. В те годы, когда
Кортес маршировал по Мексике, Мартин Лютер был всего-навсего мятежным
монахом, автором нескольких крамольных статей, Коперник еще не возвестил
миру о своей теории, а Галилео Галилей и Джордано Бруно еще не успели
родиться. В те времена не существовало искусства, науки, да и самой жизни
вне церкви. Все западноевропейское мышление было христианским.
Ограниченность такого представления о мире, абсолютная вера в его
правильность, в вечность его существования и его очистительную силу
Страницы: «« « 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |